Пьеро Тарамассо о том, как Michelin создавал облик этого сезона

Журнал Motorbike Magazine провел беседу с руководителем мотонаправления Michelin Motorsport Пьеро Тарамассо. В чемпионате MotoGP были вещи, которые трудно понять без взгляда с другой стороны. Не совсем ясная история произошла с внедрением передней шины с каркасом №70 вместо каркаса №6, ведь победы Маверика Виньялеса закончились так же резко, как начались победы Андреа Довициозо; Дани Педроса блистал в одних гонках и проваливался в других; гонщики жаловались на бракованные покрышки, и здесь список вопросов не заканчивается. Тарамассо дал на них ответы.

Теперь в багаже Michelin два гоночных сезона. Первый после возвращения в MotoGP 2016-й больше походил на экспериментальный. На одних этапах покрышки позволяли бить рекорды эпохи Bridgestone, на других они сильно изнашивались и даже взрывались (так Скотту Реддингу «повезло» в Аргентине). В прошедшем чемпионате компания замедлила разработку шин. Каркас задней покрышки на всех этапах был одинаковым, каркас передней поменяли на Гран-При Муджелло и больше не трогали.

С другой стороны, верхние слои резины (компаунды) менялись регулярно, и гонщики отмечали, что невозможно добиться постоянства в работе. Раз в несколько Гран-При нужно было перенастраивать мотоциклы, снова разбираться в ощущениях. Michelin собирается идти дорогой стабильности:

Прошлый год был первым, и тогда бывали хорошие гонки, а другие были не очень. В этом году все стало гораздо более постоянным. Хороший сезон. Я думаю, стратегия много не менять шину была хороша. Конструкция задней шины оставалась такой со старта сезона, одинаковой на всех гонках. Касаемо передней шины: с Муджелло мы использовали 70-ку с ужесточенным каркасом. Тот же каркас и тот же профиль целый сезон. Я думаю, стабильность для команд и ездоков гораздо лучше, когда это касается понимания шин и ощущений. Все счастливы.

Динамика дождевых шин так же была очень хороша. Было очень много дождевых гонок, в которых в прошлом году было много падений, а в этом сезоне было гораздо лучше. Динамика посуху и помокру была хорошей, мы в «Мишлен» довольны, и сейчас мы будем работать на следующий сезон. Стратегия такая же: одинаковый каркас для передних и задних шин.

И на зимних тестах будем работать над ужесточенным составом передней шины для колец типа Аргентины и Остина, и еще над составом задней шины, но будет маленькое отличие: будем искать больше зацепа и больше постоянства. С новым каркасом №70 лучше чувствуется зацеп на максимальном угле наклона, и сейчас мы будем пробовать новый состав, поищем еще больше зацепа.

Минус французских покрышек — прогрев на холодном асфальте. Здесь пилоты резко разделяются на группы: агрессивные сохраняют конкурентность, легкие и плавные с огромным трудом доводят резину до температуры. 51-килограммовый Дани Педроса из Repsol Honda, пожалуй, в эти два сезона страдал больше всех. В обязательства Michelin входит поставка шин для пилотов всех весов и стилей пилотирования:

Теперь, когда у нас есть больше времени, мы аккуратно просмотрим все данные с последних гонок. Конечно, Дани нуждается в особой шине с более мягким составом, которую проще довести до температуры. В 2018-м мы постараемся сделать особенную дождевую заднюю шину для колец и асимметричную, которая легче набирает температуру. Я уверен, Дани она понравится.

У нас договор с «Дорной», по которому мы привозим на треки шины, которые работают у самых легких и самых плавных райдеров, и шины, которые также работают у более крупных и более агрессивных райдеров.

На отдельных этапах конкурентность заводских пилотов Yamaha никуда не годилась. Маверик Виньялес и Валентино Росси выигрывали гонки в этом году, но на жарких Гран-При Хереса и Барселона оба проваливались в глубину первой десятки. На Гран-При Италии Michelin поменял основу передней покрышки на более жесткую, Виньялес перестал побеждать. Тарамассо считает, эти события не связаны:

По-моему, нет. Проблема в другом: когда мы протестировали новый каркас, большинству ездоков он понравился, проблем не было. Проблемы, которые у них были в Хересе и Барселоне, в том, что асфальт был старым и был очень маленький держак. На этих двух кольцах в следующем сезоне будет новый асфальт и я уверен, выступления станут лучше.

Как только появилась новая передняя шина, победы Виньялеса прекратились, начались победы Довициозо на Ducati и новые серии побед Маркеса на Honda. Вероятно, Ducati выиграла от этого шага больше всех:

Это возможно, но по мне так дело в том, что «Дукати» перед гонкой в Муджелло ездила туда на тесты с райдерами, и это большое преимущество — у вас уже есть настройка и вы знаете, как работает каждая шина. По-моему, он победил, потому что перед этим у них были тесты, прямо как в Барселоне. Маверик испытал тот каркас и сказал, что разница была очень-очень маленькой, эта была практически та же шина.

Интервью с Пьеро Тарамассо (Motorbike Mag)

Маверик стоял в центре другой труднообъяснимой истории. На Гран-При Валенсии он показал худший результат сезона с 12 местом. Через два дня начались тесты, райдер Yamaha снова набрал скорость, проезжая круги где-то на секунду быстрее:

Это очень странно. Во вторник на кольце было гораздо больше зацепа, потому что все ездоки стали быстрее, чем в воскресенье. В гонке Маркес вышел на первое и ему не надо было гнать и ставить быстрое время, потому что он разыгрывал титул и он был спокоен. Его прошел Зарко, у которого был передний «софт» и задний «софт», и ему нужно было контролировать шины так, чтобы в конце гонки динамика шин не упала, так что у него был низкий темп.

В конце подъехал Педроса и произошло то, что… По-моему, в гонке произошло то, что времена не были быстрыми. Другая вещь, которая влияет на команды — гонку провели после Мото3 и Мото2, и у трека не было того же зацепа. По мне так эта причина всё объясняет, но нет никаких технических данных, чтобы объяснить произошедшее.

Новичок Жоанн Зарко практически на каждой гонке готовил мотоцикл под комбинацию обеих мягких шин. Он заставлял их очень хорошо работать:

У Зарко очень плавный стиль, как у Лоренсо — мало тормозит, очень быстро проезжает поворот. Думаю, еще у мотоцикла хороший баланс. Зарко очень хорош на открытии газа, он делает это медленно и шине легче продержаться. У него ездовой стиль Мото2, и еще он много практикуется на изношенных шинах, и это помогает ему лучше контролировать динамику.

Ни один пилот и ни одна команда не могла в эти два года с Michelin взять ситуацию под полный контроль. Стоило ошибиться с выбором, удачные серии гонок с треском прерывались, претенденты перемещались по зачету туда-сюда. Это уплотнило пелотон, выросла интрига:

Я думаю, что по новым шинным правилам, когда три передних шины — мягкая, средняя и жесткая, — и три задних, стратегическая составляющая больше. Сейчас команда и пилоты вынуждены работать, чтобы отыскать наилучшую стратегию. Если вам приходится ставить мягкую шину, жесткую, то учитывайте, работает ли она при той температуре.

Если вы делаете правильный выбор, можете победить, а если ошибаетесь, то вас может не быть на подиуме. В конце концов, решение принимают пилот и команда при помощи «Мишлен». Иногда оно хорошее, иногда — нет. Для зрелища так лучше. Гонка на Филлип-Айленде была очень красивой. Та в Австрии, с Довициозо и Маркесом. Та в Мотеги, где под сильным дождем бились до последнего поворота… В конце всё было очень открытым, и чемпионат разрешился в последней гонке.

Michelin планирует замедлять инженерное творчество. Компания хочет прийти к тому, что отличало Bridgestone — стремление к единому варианту на чемпионат, с одной эволюцией между половинами сезона:

В прошлом году мы много работали над развитием и мы меняли многие вещи: каркас, профиль, состав… Сейчас, когда основа хороша, развитие пойдет медленнее. Стратегия будет в пробе новых вещей в середине сезона — к примеру, в понедельник после гонки в Брно, или еще на валенсийских тестах и зимних тестах.

Если после зимних тестов пилотам понравятся модификации, которые мы сделали, мы внедрим их в будущем сезоне, и они у нас будут в течение года. И так — каждый год: пробуем те же изменения на разных треках, и если они работают, их одобряют в начале сезона, и никаких изменений по ходу года.

«Односторонние» трассы, где сильна разница между изнашиваемостью левых и правых половин шин, требуют асимметриков с разной жесткостью половин. Их количество может уменьшится, но есть три места, где они, скорее всего, будут нужны всегда:

На более асимметричных кольцах вроде Валенсии, Филлип-Айленда или Заксенринга. В этом году мы предложили их в Арагоне, и есть другие кольца, на которых пилотам они не понравились, но думаю, трем кольцам, которые я упомянул, нужен передний асимметричный состав.

Большие и маленькие «заговоры» постоянно присутствуют в MotoGP. В этом сезоне ходили истории, как некоторые пилоты получали качественные покрышки, а другие почему-то раз за разом нарывались на брак:

Легенды есть всегда. Есть люди, которые говорят о таком, но это невозможно. Мы приезжаем на кольца со всеми шинами, и у каждой шины есть уникальный серийный номер. Мы разделяем шины по жребию: группа 1, группа 2, группа 3. В каждой группе — сухие шины и шины для дождя, количество одинаковое.

Все группы шин передаются [командному союзу] IRTA, у которых есть все бумажки по каждой группе. В среду в 3 часа дня представитель каждой команды идет к техническому директору, и там как лотерея: достаешь бумажку с группой, и на этом всё. Вот так расписываются шины. Нам невозможно что-то изменить или сговориться.

Николя Губер, правая рука Тарамассо, более не является техническим директором программы Michelin MotoGP. Француз перейдет на должность исполнительного директора кубка FIM Moto-e, станет заниматься продвижением электробайков в Гран-При. В компании это место займет другая фигура:

Теперь, когда Николя покидает «Мишлен», у меня будет больше работы как у главного директора по MotoGP. На работу в технический департамент придет другой человек, которому работать со мной. Он не будет присутствовать на всех-всех гонках. По моей части у меня сейчас станет больше ответности и больше работы. Мне нравится MotoGP, ситуация стабильная и постоянная, рабочая база хорошая, а у передних и задних шин хороший уровень. Я не волнуюсь.