Виньялес о неудачах, оправданиях и «заговоре» Росси

Сезон MotoGP прошел, участники чемпионата смогли выдохнуть. Когда стресс позади, можно спокойно проанализировать сезон, еще раз подумать о сложных эпизодах. Бронзовый призер 2017 года Маверик Виньялес надеялся взять золотую медаль FIM, пока на пути не встретились непреодолимые препятствия — у него в частности и у команды Movistar Yamaha были проблемы с покрышками, с мотоциклом. Три победы начала сезона превратились в три победы за сезон.

Виньялес перешел из Suzuki Ecstar в более сильную команду с прототипом М1, который развивают с 2004 года. Тем не менее, его положение в чемпионате MotoGP радикально не улучшилось. В 2016 году он был четвертым с 202 очками, сейчас он третий с 230 очками. Издание Marca поспрашивало испанца, почему это было трудное время.

Ты смотрел за «своим» Suzuki? Когда ты выиграл в 2016-м, это был байк или пилот?

Это была работа обоих. Я не думаю, что тут вина пилота или команды — все-таки, это набор. Если нет 100%, дела не пойдут. В «Сузуки» мы очень хорошо друг друга понимали, каждый раз они знали, что мне нужно — что-то важное для развития мотоцикла и эффективности на треке.

В маленькой команде было проще быть конкурентным, чем в Yamaha под давлением?

Она кажется маленькой, но осторожнее с «Сузуки»! Когда работаешь на победу, ты работаешь так же и в обоих местах занят тем же. Там я работал, чтобы стараться побеждать. Я не думал сделать топ-10 или топ-5 — я всегда думал о победе. С детства, на самом деле. У «Ямахи» много опыта и они знают, что нужно пилоту, как работать и организовывать уик-энд. В этом я сделал очень важный скачок.

Помимо Довициозо, кто тебя больше всего удивил?

Вообще-то я не думал про Довициозо, что это неожиданно. Во многих гонках Ducati были рядом, с большим потенциалом на некоторых кольцах, то есть это не сюрприз, потому что на предсезонке они были хороши, и в Катаре был невероятный уровень. Само собой, шести побед я не представлял, но они были рядом, потому что много работают и у них отличный мотоцикл.

Меня больше удивил я [смеется] — то, что мы были способны сделать такую первую половину сезона, а во второй я не дальше не двигался. Это меня удивило. И меня удивила воля и работа команды, когда вещи не получались. У меня как у ездока появилось к ним большое уважение.

Съедем в сторону. Ты в курсе, что никому не понятно, как ты выиграл три гонки и затем «утонул», и вперед вышел Зарко на сателлите, верно?

Да, знаю. Мы все заплатили, чтобы это понять, но во многих гонках у нас не получалось хорошо подобрать состав шин. Грустная элегия… Мягкие работали, и у Зарко было много хороших гонок из-за его шинного выбора. Знаю, это трудно понять.

Теперь берем твою Yamaha. Это она впереди, или это просто умение подбирать [шины]?

По мне так резина — это первостепенное. Все-таки наш байк лучше работает с мягким составом, и как только состав менялся, мы не могли делать хороший выбор к гонке. Как в Сильверстоуне, где я был единственным, кто поехал на мягких и финишировал в одной десятой от первого. Много где у нас не было хорошего выбора, и у нас не получалось выдавать 100%. У нас были ограничения.

Сложно применить весь опыт, который есть у Yamaha, верно?

Да, это трудно. Составы менялись от одной гонки к другой, мотоцикл перестал работать. Потом ты начинаешь делать так много изменений, что больше не знаешь, что работает. Я уверен, 2017-й поможет нам сильно улучшиться к следующему.

Есть теория заговора, что Росси поменял шасси и все покатилось к чертям, потому что ты не мог ничего сказать.

[смеется] Нет, я так не думаю. Как только ты внутри Yamaha, видно, что это — побеждающая марка. Не думаю, что им не хочется побеждать. Они отлично выполняли работу и всегда старались найти лучшее для Валентино и меня. Я всегда свободно выбирал шасси, которое хотел, байк, который хотел. Нам всем было трудно понять, какое направление выбрать, но команда «наделала» больше.

В следующем году не будет фиксирования на Росси или ком-то еще, правильно?

Я всегда был пилотом, который держался своего собственного пути. Я стараюсь фокусироваться на себе, и не смотреть далеко по сторонам, но всегда следовать своей стратегии.

Ты хочешь, чтобы Валентино продлили и он продолжал с тобой?

Да-да. В конце концов это райдер, который много вкладывает в Мундиаль и мотоциклизм, и важно, что он на треке. Он на невероятном уровне и всегда помогает улучшаться, то есть это здорово влияет, и было бы важно долго продолжать.

В следующем году всё кроме борьбы за титул — провал?

Ну, «Ямаха» занимается этим много лет. Такое получается естественно, когда приходит эта марка — она борется за титул. Так что само собой, если мы не боремся за Мундиаль, значит, это не хороший сезон. Если в этом году мы боролись до последних гонок, то в следующем — до последней. Важно будет на предсезонке хорошо подготовиться во всех условиях.

Все равно надеешься на Yamaha?

Само собой.

Этот год стал самым безумным? Или с этим наладилось?

Нет. Это год, в котором я мучился больше всего, правда. Я начал год с установкой, в отличной физической и психологической форме. Я думал, другим будет трудно меня побить. Мы доминировали на каждой тренировке. Я был силен в Остине, я был единственным, кто в гонке мог побиться с Марком, пусть даже у меня была проблема с передней шиной.

Тогда я чувствовал себя очень сильным, что могу быть пилотом, с которым бьются. Потом взлеты и падения с шинами, с байком. В этот сезон мне было труднее всего ментально, и к концу года я уже подошел уставшим.

И более разочарованным тоже?

Да. Все-таки, когда так начинаешь, у тебя есть мысль выиграть Мундиаль, у тебя есть задача, и ты видишь, как она мало-помалу уходит. Все-таки, ради этого ты работаешь, и невозможно вернуться к тому, что было в начале сезона. Всё вместе сделало конец сезона очень трудным.

Привело ли это к тому, что ты подумывал поискать психологическую помощь или ментальный тренинг?

Этим приходится всегда заниматься, это сильно помогает. Это просто еще одна тренировка. Думаю, самая важная.

У тебя уже есть психолог.

Да. Тут не о чем говорить — это просто еще одна тренировка, и думаю, самая важная. Приходится упорно трудиться. В этом году было очень трудно, например, в Валенсии — я плакал после каждой практики, я ничего не понимал. Это Гран-При, на котором я всегда впечатлял. Я не мог и не понимал этого. Это те моменты, которые делают тебя сильнее, и конечно, помогут в будущем лучше понимать вещи.

В интервью MARCA Дуэн посоветовал тебе придерживаться шасси или компонентов. Будешь?

Да. В конце концов, мне надо больше доверять своим ощущениям на байке и меньше смотреть по сторонам, больше опираться на ощущения, что может байк. За два предыдущих года я развил мотоцикл из ничего до победных гонок. Твёрже доверять своему инстинкту, твёрже быть в решениях.

Надо будет договариваться о продлении. Если дела будут так обычно идти, ты рассмотришь уход из Yamaha?

В этот момент не думаю, что дела могут пойти обычно. Я думаю, они пойдут идеально, у нас будет отличный год, в который такому не дадут случиться. Мы с «Ямахой» — хорошая команда, с Рамоном [Форкада], Лином [Джарвисом]. Мы со всеми ними фантастически ладим, я очень их ценю. Предпочитаю о таком не думать. Ясно, что мне хотелось бы продолжать и продолжать сильно, как всегда.

Ты не рассматриваешь перемены в своей бригаде?

Нет, я ими очень доволен. У Рамона много опыта, он очень хорошо работает, и когда байк едет, то он рядом, впереди. Если что-то работает, лучше это не трогать. Во время сезона мы заблудились, но не во всём. Ни с Рамоном, ни с кем в команде у меня не было чего-то не того, мы всегда были очень близки, и еще ближе на самых трудных гонках в Монмело и Валенсии — вот что райдер ценит.

Почему твоя речь изменились, и ты перешел от частой критики Michelin и стал говорить, что виновата была Yamaha?

У всех одинаковые шины. Надо знать, как ими управлять — вот всё, что я могу сказать. Больше фокусироваться на нашей работе и прекратить жаловаться, продолжать бороться и стараться изо всех сил.

Ты заработал репутацию за то же самое — что слишком много жаловался. Принимаешь?

Нет. Если что-то есть, я всегда очень честный, иногда слишком. Конечно, в следующем году поучусь больше молчать. Иногда, когда у меня не получается демонстрировать свой пилотаж, я расстраиваюсь. Я честный, я говорю правду. Иногда для меня это плохо, но много раз, когда я злился, я четко говорил о вещах: надо это улучшить. Это не значит, что у меня есть оправдания. У меня в жизни бывали оправдания, я всегда везде торопился. Вот о чем я думал в такие моменты — о своей точке зрения.

Ты признавался, что приходится ездить больше как Лоренсо — более точно, чтобы Yamaha лучше ехала. Ты будешь следовать этой тенденции, или будешь верен агрессивному стилю, который показывал на своих первых тестах?

На самом деле, я в вождении ничего не менял — я до сих пор вожу так же, как в первый раз на байке. Это позитивно, в течение года мы можем всё хорошо сравнивать.