Мнение: Виньялес — гонщик из элиты MotoGP? Новые данные

Практика показывает, что неожиданные выводы всегда приходят неожиданно. Когда Маверик Виньялес тем сентябрьским днем 2016-го добился безупречной дебютной победы MotoGP в Великобритании, эта победа сомнительно смотрелась в контексте всего сезона, по моему мнению. Почему успех был не совсем успехом, я говорил в этой статье.

Чемпионат спустя гонец Movistar Yamaha занял третью строку личного зачета, пройдя довольно странный путь от всепобеждающего до непобеждающего кандидата на титул. Тяжело ткнуть пальцем в аналогичный пример, когда пилот в течение считанных месяцев перестает контролировать всё, что контролировал. В контексте видов на титул год для Маверика прошел неудачно, но его мини-катастрофа наводит меня на другую неожиданную мысль: плохой год на Yamaha мне кажется не таким плохим, как и хороший год на Suzuki казался не таким хорошим.

Есть один угол зрения, с которого #25 провел суперсезон. Для начала — о том, насколько контрастной оказалась его кампания.

Вверх и вниз

Падение с прочной лидирующей позиции на почти беспомощную третью, откуда вторая перестала просматриваться за этап до финала — это для MotoGP явление исключительное. В конце концов, перемещения по зачету больше характерны для ездоков, которые мало что контролируют. Летом 2016-го Хорхе Лоренсо плавно спустился с первого места на третье, споткнувшись на дождевых гонках, что вывело вперед Марка Маркеса и Валентино Росси, однако Лоренсо и не задавал тон в чемпионате. Его самым комфортным моментом сезона была остановка в Муджелло — тогда у испанца имелась 10-очковая подушка. Двумя неделями позже его поджидала остановка на Барселоне-Каталунье с торпедой от Андреа Ианноне, и более в сезоне Лоренсо наверх не возвращался.

Дани Педроса летом 2013-го также покинул вершину после травмы на Гран-При Германии, и его прошли Маркес с Лоренсо. Однако в этом году Виньялес не страдал от травм, так что и этот пример не очень похож. Ники Хэйден в 2006-м за вторую половину чемпионата растратил 51-очковое преимущество (!) над Валентино Росси, которому едва не уступил корону, но если бы и уступил, Хэйдену отходила вторая строка зачета. Мик Дуэн в 92-м проводил блестящий сезон с пятью победами в семи первых этапах и комфортным лидированием, и даже после перелома ноги и отсутствия на четырех гонках все равно оказался вице-чемпионом за Уэйном Рейни.

Переместиться вниз на позицию — это не так много, как на две. Можно не уходить дальше в архивы — там будет много похожего. Пласт 69-летней истории MotoGP говорит о том, что здоровый элитный гонщик, полностью контролирующий чемпионат, рискует одной позицией, либо он рискует двумя, но тогда его трудно считать контролирующим, ведь тогда очковый запас явно символических размеров.

От самого Виньялеса его провал особенно не зависел — он зависел от другого важного аспекта мотогонок. В комбинации «мастер + инструмент» первая часть оставалась на месте, тогда как вторая медленно растворялась в воздухе. Yamaha давно не выступала настолько блекло, как в 2017 году, даже беря в расчет четыре победы. Для другой марки вроде Suzuki или Aprilia четыре победы принесли бы радость на год вперед. Аварийный для Росси Гран-При Валенсии 2007 года не оставил ему очков, и второе место перешло в руки Дани Педросы, вставшего в зачете за чемпионом Кейси Стоунером. Впоследствии хотя бы один пилот Yamaha занимал в MotoGP первое или второе место. Если точнее, то в 2008 — 2016 годах Лоренсо и Росси в пяти случаях из девяти были первыми и четыре раза — вторыми. 2017 год вывел заводскую Yamaha туда, где её давно не было — на позицию №3.

Каким этот год был для Маверика, понятно. Не сосчитать, сколько раз он почти бился головой о стену, пытаясь разобраться, почему проблемы мотоцикла с буксованием и износом резины то исчезают, то снова появляются, невзирая на всевозможные комбинации настроек по железу и электронике. Для меня его сезон был скорее позитивным, так как в своем прогнозе я все-таки занизил его потенциал. Во-первых, пока позволяла техника, Кабан (этот образ из гоночного детства Виньялес воскресил, обновив рисунок шлема) выиграл три гонки, включая отличную дуэль с Валентино на финальных минутах гонки в Ле-Мане. Также пилот #25 занял достойное второе место в битве против Андреа Довициозо в Италии и явно отыгрывался в Нидерландах после плохого старта. Его остановила авария, но цифры были интересные — с 11 места на старте до пятого в момент падения на круге №11.

Во-вторых, Маверик оказался злым гонщиком со знанием того, как отбирать позиции и защищаться. Это было видно с первой гонки в Катаре с выходом на первое место с пятого по ходу первых 14 проездов по Лосаилу. Пока под ним был Suzuki, данная черта ярко проявилась только в Австралии 2016 года — в прорыве на третье место с 13-го. В-третьих, еще один сюрприз — его мастерство горячего круга, что в Suzuki было абсолютно неочевидно. У Виньялеса не было ни одной поул-позиции за два первых сезона в MotoGP, но вот закончился его третий, и оказывается, что райдер #25 — второй квалифаер после Маркеса. Пять поулов и второе место в списке BMW M Award — кто мог такое предположить? Точно не я… Просто потому что рассуждал так: быстрый от природы ездок покажет квалификационный класс и на средней технике. Например, как Макс Бьяджи на Yamaha 2000 и 2001 годов — он не брал титулы, но набивал поулы чаще всех (5 и 7 соответно).

В-четвертых и в-главных — новый пистолеро Yamaha показал совершенно неожиданное превосходство над Валентино Росси. Выигрывать битвы, поулы и гонки, претендовать на титул — это одно, но регулярно финишировать выше пилота уровня Доктора — точно другое. Сравнение показателей Виньялеса и Росси — центральный фрагмент этой статьи, это самое интересное обстоятельство и для меня до сих пор немного неправдоподобное.

Говорящие числа

Что стоит знать о Росси, кроме его достижений в MotoGP? Это гонщик, который в равных условиях никогда явно не проигрывал напарнику. Хорхе Лоренсо удавалось значительно опережать Росси в 2010 и 2013 годах, хотя оба примера объясняются разумно. Это два года особых обстоятельств: сломанной ноги в первом случае и контрастного нахлеста их карьер во втором, находившихся на разных высотах — новый двухкратный чемпион MotoGP, который становился все идеальнее, и экс-чемпион MotoGP с тремя годами травм, провалов, и сомнений. В свою очередь, Хорхе не составлял напарнику явной конкуренции в свой дебютный 2008 год, и этому тоже есть объяснение — неопытный пилот, не знающий, как обращаться с шинами в непонятных ситуациях, и не знающий собственных пределов. Через год Лоренсо вышел на свою реальную позицию, получил серебряную медаль MotoGP, и их уровни сблизились.

Исходя из этого, в совместной истории пары #99 и #46 для сравнения лучше всего сгодятся сезоны 2009, 2014, 2015 и 2016. Ни в одном из этих примеров вы не найдете явного превосходства, но вы точно найдете образец того, как выглядит противостояние элитных пилотов. Всё просто: равные по силам противостоят друг друга как равные. Соседи Валентино вроде Тору Укава в Honda и Колина Эдвардса в Yamaha никогда не представляли для него реальной опасности. В период 2002 — 2007 годов Доктор разбивал сокомандников почти с сухим счетом, и те не могли ответить даже со всем своим желанием.

Укава, первый напарник Росси в MotoGP, быстро почувствовал, каково делить гараж с таким гонщиком: на второй гонке сезона 2002 в Южной Африке японцу удалось раскачать итальянца, он вынудил его ошибиться на последнем круге и первым пронесся под флагом. Для Валентино этот проигрыш был очень неприятным — настолько, что за оставшиеся 14 этапов он больше не уступал второму байку Repsol Honda. Позднее через этот опыт проходили такие напарники, как Ники Хэйден, Карлос Чека и Колин Эдвардс.

В отличие от них, Лоренсо набирал свою силу на глазах у Росси — теперь уже Доктор получал новый опыт противостояния. Пускай и в сезон 2009 пилот #46 во всех показателях выглядел немного сильнее (очки, победы, поулы, быстрейшие круги, круги лидирования) и в два раза чаще бил напарника, чем напарник — его, их соотношение по лучшим тройкам 13 — 11 не имело прецендентов в старшеклассной карьере Валентино. Никогда сосед настолько близко не подбирался к его собственным числам.

Я бы сказал, для внутрикомандной борьбы 2017 год для #46 стал вторым поворотным после 2009-го. Виньялес взял высоту, которую не удавалось взять Лоренсо — в равных условиях он превосходил Росси, и делал это с регулярностью. Посмотрите на сравнительную таблицу. Суть сравнения в том, чтобы основное внимание обратить не на первичные показатели типа титулов и побед, а на кое-что другое. Напарники в том числе ведут свои собственные чемпионаты против друг друга, так что есть резон обратиться к количеству побед друг над другом. Из каждого сезона убраны этапы, где хотя бы один не финишировал. Отнесение чьего-либо схода на счет напарника лишило бы числа объективности.

Сезон Команда Этапов для сравнения В пользу Росси В пользу напарника
2002 Repsol Honda 12 / 16 11 1 (Укава)
2003 Repsol Honda 15 / 16 15 0 (Хэйден)
2004 Gauloises Fortuna Yamaha 12 / 16 11 1 (Чека)
2005 Gauloises Yamaha 16 / 17 15 1 (Эдвардс)
2006 Camel Yamaha 12 / 17 10 2 (Эдвардс)
2007 FIAT Yamaha 13 / 18 12 1 (Эдвардс)
2008 FIAT Yamaha 13 / 18 10 3 (Лоренсо)
2009 FIAT Yamaha 12 / 17 8 4 (Лоренсо)
2010 FIAT Yamaha 14 / 18 3 11 (Лоренсо)
2011 Ducati Team 13 / 17 9 4 (Хэйден)
2012 Ducati Team 13 / 18 8 5 (Хэйден)
2013 Yamaha Factory Racing 16 / 18 2 14 (Лоренсо)
2014 Movistar Yamaha 15 / 18 8 7 (Лоренсо)
2015 Movistar Yamaha 17 / 18 7 10 (Лоренсо)
2016 Movistar Yamaha 12 / 18 7 5 (Лоренсо)
2017 Movistar Yamaha 13 / 18 4 9 (Виньялес)

Заметно, что в «нормальных» примерах Росси был лучше равного напарника в 2009, 2014 и 2016 годах, тогда как Лоренсо ответил только в 2015-м. Тем не менее, их уровень против друг друга был почти одинаковым. С легким допущением можно сказать, что при прочих равных Доктор и Спартанец в гонках побили друг друга одно и то же количество раз, особенно за последних три сезона (счет 22 — 22 за период 2014 — 2016 и 54 — 45 за все их годы в пользу Лоренсо). Какова вероятность, что один сильный пилот одолеет такого же сильного? Очевидно, 50 на 50. Возвращаясь к Виньялесу, нужно заметить, что ни о каких 50 на 50 с Росси и речи нет.

В 2017 году ученик бил своего учителя такое количество раз, что это можно назвать тихим разгромом. Вы можете со мной не согласиться, но как я сказал, райдер #46 в равных обстоятельствах никогда не смотрелся слабым на фоне соседа. Да, их двоих разделяет не так много очков (230 — 208), и без двух свежих тренировочных травм Валентино они были бы совсем рядом, однако с этой цифрой ничего не поделать — Маверик в девяти случаях становился лучше. У него больше побед (3 против 1), поулов (5 против 0) и подиумов (7 против 6).

Чтобы еще немного укрепить позиции итальянца, из набора совместных результатов можно выбросить и первые гонки Росси после травм — в конце концов, физическую форму тоже можно учесть, вспомнив комментарии самого пилота на тех этапах, что он чувствовал недостатки своей подготовки и уставал на длинных сериях кругов. Однако, без Гран-При Италии и Арагона никакого паритета опять не получается. Хорхе Лоренсо было очень трудно одолеть без дополнительной удачи, но не очень грубо говоря, перед Виньялесом Доктор раз за разом пасовал.

Конечно, не в абсолютном плане. В конце он все-таки разобрался с молодым напарником: побил его в островной битве на Филлип-Алйенде, побил его под дождем Сепанга и побил его под солнцем Рикардо Тормо. Испанец уступил ему три этапа подряд, но это далеко до того, как ему уступал итальянец. У Вале было несколько проигрышных серий: Катар-Аргентина, Херес-Муджелло (после травмы), крупная серия Германия-Чехия-Австрия-Великобритания, а также одиночный Арагон (после травмы). В этом списке я наиболее любопытными я бы выделил, во-первых, Херес — ту самую гонку, на которой Доктор год назад доминировал с первого метра до последнего, а теперь закончил десятым против шестого места напарника. В 2017-м это был первый тяжелый этап для обоих, и в жару оба одновременно чувствовали, насколько новая Yamaha тяжело разгоняется, поворачивает и тормозит, если шины не работают.

Вторая показательная гонка — дождевая в Брно. Виньялес занял четвертое место против пятого Росси благодаря более раннему пит-стопу, и хотя итальянец из-за этого оказался в менее выгодном положении, испанский коллега сам боролся с личной проблемой — ездой помокру. Здесь можно было бы предположить, что хороший дождевой райдер, каким является Росси, сможет за счет навыков его обойти (за ним — прошлогоднее второе место на том же мокром Брно), и все же Маверик был достаточно шустрым и очутился первой «Ямахой» на финише.

В этой проигрышной четырехэтапной серии в трех случаях у Доктора была более высокая квалификационная позиция, и все равно 25-й переигрывал 46-го. Это еще одна странная особенность их статистики: Росси можно назвать скорее сильным гонщиком, чем сильным квалифаером, хотя в 2017-м ему особенно не помогали ни чистая динамика, ни гоночная. На момент ухода Лоренсо из команды ему удалось оставить последнее слово за собой по обоим параметрам: и в личном зачете, и в BMW M Award Доктор сумел набрать больше Спартанца, хотя традиционно квалификационные битвы все-таки оставались за последним. Маверик как будто этого не заметил.

Что даже интереснее: учитывая неоднозначную ситуацию по шасси Yamaha 2017 года — на официальных словах оба пилота пытались улучшить байк, но также можно сказать, что каждый понимал «улучшение» по-своему, — Виньялес выходил победителем и на стартовом шасси М1, и на эволюционном. Марка прошла через три эволюции рама-маятник под сухими условными обозначениями 2017.1, 2017.2 и 2017.3/2018, плюс «эксклюзив» специально для финала на Рикардо Тормо: версия-2016 из запасников Yamaha Tech 3. Но мы вполне можем дать имена собственные. Шасси, которым синие пилоты пользовались с этапа 1 до этапа 7 (Катар-Каталония), назовем МВ; шасси для этапов 8 — 11 (Нидерланды — Австрия) будет ВР, и относительно универсальное для этапов 12 — 17 будет МВР.

Пользуясь тем же методом, как в таблице, оставим для сравнения только прямые результаты. Вывод уже не удивляет: Кабан был явно лучше на двух версиях из четырех: в его пользу МВ со счетом 4 — 1 и ВР со счетом 4 — 1, но с МВР уже получается наоборот — 2 — 1 в пользу Доктора, а так же 1 — 0 на модификации-2016. Вообще, в этот финальный рывок испанец словно сбавил обороты, устав от повторения Дня сурка в своем гараже. На мокрой малазийской гонке ему было нечего противопоставить Yamaha #46, и так же было на сухой в Валенсии. Это 12 место стало его дном 2017 года. Что касается Росси, в «нормальный» сезон он ни одному напарнику не проигрывал четыре раза подряд, а этот сезон можно назвать нормальным — травмы не исказили реального уровня. Кроме того, примерно хотя бы половину чемпионата каждый из напарников мучился с байком больше другого.

Где же Доктор?

Итак, впервые в гранприйной карьере Росси нашелся человек на таком же мотоцикле, который точно был быстрее, и без скидок. Делая прогноз год назад, я допустил только один сценарий, при котором у Виньялеса такое получится: падение класса Росси. Но упал ли этот класс? Я так и не понял, честно говоря. На любимом Ассене Доктор был так же хорош, как и всегда, и он не растерял навыков по вызволению себя из пожароопасных ситуаций. Судя по скорости на тренировках, открывающие Гран-При Катара, Аргентины и США должны были сразу уничтожить чемпионатные амбиции итальянца, но вопреки обстоятельствам все три закончились подиумами. Также Росси показывал свой уровень после травм: в Муджелло и Арагоне он вопреки ослабленному здоровью был недалеко от трио лучших.

Да, многие беспроблемные пилоты позавидуют таким показателям и такой мощной физике (мощной не только для 38-летнего спортсмена, но вообще спортсмена), но тогда откуда этот проигрыш? У Росси уже наступил спад, и он выглядит вот так? Опять же, пилот #46 при равных возможностях никогда так не отставал от напарника, и объективно говоря, это можно назвать спадом. И в то же время объективно не означает реально. Парадокс, но то же самое я замечал в статье про мучения Андреа Ианноне в Suzuki, и о том же самом я говорил год назад о Виньялесе. Я все равно уверен, что по объективным показателям 2016-го у Виньялеса не было шансов сотворить вот такой 2017-й, но история развилась иначе.

Смотря на итоги сезона, можно заключить: Кабан сделал меньше, чем мог. Но оглядываясь дальше назад, можно и сказать, что Кабан сделал намного больше, чем мог. Он проиграл сезон, но добился того, чего не удавалось Спартанцу. Успехи и неудачи Виньялеса-17 очень похожи на Лоренсо-16, и из-за такой относительности цифр тяжело сравнить эту пару. Из вывода, что Маверик побил Валентино следует, что он намного сильнее и Хорхе, но по-моему, это уже сильно противоречит логике. Либо таковы особенности минувшего сезона, которые больше не повторятся, либо он правда сотворил что-то волшебное. Через год будет виднее. Пока в этом невозможно удостовериться — в эти странные сезоны эпохи Michelin со скачущими результатами абсолютно у всех ездоков уже ни в чем нельзя быть уверенным. Ну, кроме того, что лучшего мотогонщика современности по-прежнему зовут Марк Маркес.

* * *

Я недооценил уровень Виньялеса, но я и не жалею, что тогда поделился сомнениями насчет его класса. Если бы можно было вернуться назад, зная будущее, я бы снова написал ту статью со всеми доводами, которые там есть. Если кто-то ждал от него именно того, что он показал — пускай, но для меня Маверик стал таким же сюрпризом, как прорыв Андреа Довициозо. Вот что их объединило в 2017-м — отсутствие предпосылок и каких-то внешних проявлений годичной давности. Естественно, гонщики на таком уровне уверены в себе и своем потенциале, и Довициозо в этом сезоне очень спокойно и по-доброму (такой у него характер) почти посмеивался над людьми, которые не видели в нем сильного пилота.

Но чьи угодно амбиции не обязательно будут выражаться в цифрах. Я бы сказал, вместе со мной насчет Виньялеса обманулись и объективные цифры, потому что если рассмотреть 2016 год даже в контексте 2017-го, там по-прежнему будет пустовато. Там нет ничего такого, что прокричало бы о взлёте пистолеро из Yamaha. Маверик сломал большинство моих прикидок насчет него, но я и не могу сказать, что явно ошибался — его показатели 2016-го от успехов 2017-го новыми красками не заиграют.

Более-менее я сейчас уверен в двух вещах — Виньялес как минимум зафиксируется на этом уровне, и он может больше. Росси снова поможет измерить его класс.