Мамола о том, каково быть вице-чемпионом

Андреа Довициозо никогда не был так близок к титулу MotoGP, как в этом году. На гонке в Валенсии его шанс в последний момент обыграть Марка Маркеса был больше математическим, чем настоящим. Для этой цели у итальянца частично не хватило очков и частично — удачи, полагает Рэнди Мамола.

Четырехкратный вице-чемпион серии GP500 хорошо понимает чувства Довициозо, когда ты близко, и всё же получил серебряную медаль. Американский гонщик доводил до финала свои кампании 1980 против Кенни Робертса и 1981 против Марко Лучинелли, а также был в относительной близости от Эдди Лоусона, чемпиона 1984 года, и Уэйна Гарднера, чемпиона 1987-го. Ни в одном из четырех случаев у него не получилось стать №1, но Мамола подчеркивает, что лучших в своем деле всегда очень трудно бить:

Я получил четыре серебряных медали и две бронзовых. Есть люди, которые никогда не получат медаль и никогда не попадут на подиум. Я в своей карьере 57 раз был на подиуме с одними из величайших ребят на свете, которые когда-либо заносили ногу над мотоциклом.

Я не могу сказать, что я — чемпион мира. Меня не приглашают на большие вечеринки, но я делал вещи так хорошо, как мог — я так думал. Очевидно, я делал ошибки. Я могу корить себя, но этот спорт был ко мне здоровским: я стоял на подиуме с четырьми разными марками, я был вторым в общем зачете с тремя разными марками. Для меня это что-то особенное.

Все говорили: «Ты — первый неудачник», но на этом уровне со всеми талантами и оборудованием, и разнообразием людей, которые способны выигрывать гонки, быть на медальной позиции — это что-то особое. Я подходил к каждому сезону — начиная с «Сузуки», борясь с Кенни Робертсом, и позднее борясь на «Хонде» с Эдди Лоусоном, — шаг за шагом, смотрел, что будет.

Я бил всех тех ребят, которые били меня в чемпионатах. Всех. В 86-м в первый раз на Yamaha я выиграл гонку и закончил третьим. Во второй год я выиграл три гонки и закончил вторым. Мы были командой Yamaha №1. Нас побил Уэйн Гарднер. Honda была ослепительно быстрой, Уэйн невероятно хорошо ее водил, и просто вот так всё вышло.

Если спорт вам близок и вы его понимаете, Довициозо должен вас вдохновлять. Если вы раньше не были его фанатом, то в этом году стали, конечно. Дови выложил на стол всё? Да. Попробовал бы он отыграть назад, если бы мог? Задним числом — само собой, но больше ничего не поделаешь.

Выходя на эту гонку, Дови надо было побеждать, и должно было повезти. Когда Дани Педроса вынес Ники Хэйдена в 2006-м в Португалии, я помню, как Ники прибегает, говорит: «За что? За что? За что?». Чемпионат был окончен. Ты знал, что Валентино финиширует в очках в Валенсии. У Ники не было шанса, но Росси упал и всё получил #69.

Это также идет от Джиджи Даллинья. Процесс постройки мотоцикла занимает годы, чтобы дойти до этой точки. С Формулой-1 та же штука: их проекты проходят пятилетний путь, чтобы что-то заработало. У нас похоже.

Рэнди Мамола (1985)