Откуда вы взялись, Профессор Довициозо?

В 2014-м Андреа Довициозо поменял марку своего шлема — после Airoh перешел на Suomy, — и заодно обновил основную расцветку. На каске прижились белый и черный жеребцы, обозначающие рациональную и иррациональную стороны поведения любого человека. На эту тему Десмо Дови много раз общался с доктором Клаудио Коста, основателем «Клиника Мобиле» MotoGP, где заботятся о здоровье пилотов чемпионата.

Долгое время не только Коста, но и другие люди в MotoGP и вне его упрекали Андреа за сдержанность на треке, за то, что он не настолько взрывной, как те райдеры, что завоевывают себе победы. Естественно, знал об этом и он сам, только знание еще не означает понимания, и у Довициозо не было четкого представления, как выйти за свои рациональные рамки и начать водить иррационально, чтобы добрать те несколько процентов скорости, которые лежали между ним и золотом MotoGP. Правда, итальянец и не считал, что это недостаток:

Когда люди говорят такие вещи, это значит, они не понимают мотогонок. Если делаешь сумасшедшие вещи, это не значит, что ты как ездок быстрее или лучше. Конечно, фанам нравится смотреть, как ездоки делают что-то сумасшедшее, но по мне так это не ключ к победам. Ключ к победам — это многие вещи, ты должен сводить все вместе и должен понимать, как ты можешь управлять каждой ситуацией. Все дело в большом труде во многих областях, все дело в наличии правильной ментальности. И я подтвердил, что возможно побеждать без сумасшедших вещей.

В середине предыдущего сезона Дови познакомился с человеком, который помог ему по-хорошему отключить голову и научил пользоваться иррациональной стороной своего ума. Этот человек — итальянский профессор психологии Амедео Маффеи, который преподает в миланском университете Сан-Раффаэле. Профессор научил гонщика Ducati эффективнее направлять свой мыслительный процесс, расставлять приоритеты перед гоночным уик-эндом, на уик-энде, и в самой гонке.

Результаты начали медленно, но верно проявляться: сначала это была дождевая победа 2016 года в Малайзии над Валентино Росси и его первая с сезона 2009, затем летняя победа в Италии, к которой позднее добавятся еще четыре в Испании, Австрии, Великобритании и Японии, где Андреа успешно сражался с Мавериком Виньялесом и Марком Маркесом — двумя пилотами, возглавлявшими зачет MotoGP. Благодаря этой психологической подготовке Десмо Дови впервые получил возможность выиграть главный кольцевой моточемпионат мира.

Андреа никогда не испытывал проблем с физикой, и так как его форма очень хороша, в этой области очень трудно продвинуться дальше. Например, итальянец как-то заметил, что ему нет смысла наращивать мышечную массу, чтобы лучше водить такой трудный мотоцикл, как Ducati — прирост массы просто понизит его выносливость в гонке, особенно если силы начнут уходить на финальных кругах. Зато в тренировке головы есть серьезные резервы:

Сейчас все работают над своим телом, но ваш разум — это гораздо большее. У каждого в этой области есть запас для улучшения. Я нашел кое-что правда интересное, и это работает. Это — одна из причин, почему мы конкурентны в этом году.

Доктор Коста всегда всем всё старается объяснять черными и белыми конями — иррациональностью и рациональностью. И он всегда мне жаловался на то, что я всегда был слишком рациональным. Он говорил: «У тебя большой потенциал, но ты его не используешь, потому что гоняешь только своей головой, и ты многого не ощущаешь!». Конечно, в этом году я этим пользовался больше, чем раньше, и вы можете увидеть результат.

Довициозо впервые рассказал о работе с профессором в это межсезонье, и вновь упомянул его персону после эмоциональной победы в Муджелло — она стала его первым золотом на домашней гонке за все 16-летнюю карьеру в Гран-При:

Благодаря Амедео Маффеи я открыл внутри себя силу, о которой не знал, что она у меня есть. Я понял, что если ты подходишь к вещам определенным способом, они происходят, и это не зависит от других или от случайности.

Концепция Маффеи его собственными словами:

Ценность человека можно измерить его результатами, а результаты говорят сами за себя. Мы все рождены побеждать, но мы просто этого не знаем. Хорошая новость в том, что человеческий разум способен переоткрывать навыки, которые уже имеются, и делать их постоянными, потому что они уже вам принадлежат.

Внутри нас — фантастический двигатель. Тут вопрос переключения передач. Все могут стать хозяевами своих жизней, и чемпионами в своих семьях, в офисе, или на треке. Я ищу творческие навыки, которые мы при [мыслительной] обработке утрачиваем. Ключ — снова разбудить навыки, которые подавлялись страхами и сдерживанием.

Путь к восстановлению этих навыков пролегает через процесс устранения всех сверхнадстроек, которые создают пределы — так мы можем открыться новым возможностям. Этот метод работает, потому что у нас всех одинаковый двигатель, но разная обработка.

Гонщик гоняет не ради того, чтобы побить своих соперников, но чтобы победить. Нет внешних пределов кроме тех, которые мы сами себе создаем. Само собой, есть пределы от природы, но если не ставить предел до того, как подействовать, вы всегда будете способны выше поднять планку.

Как механик, работающий над настройкой байка, ездок настраивает свой разум финишировать первым. Поведение определяется разумом, и он также влияет на то, что происходит вокруг него. Разум не изменишь, но ваша бессознательная сторона — это то, что им управляет.

Структурная ложа Keope

Психологические и физическое состояние человека крепко завязаны друг на друга. Как известно, в здоровом теле — здоровой дух, так что усиление ментальной стороны по программе Маффеи было бы неполным без Keope — специальной структурной ложи для работы по тонкой настройке мышц, которыми пользуется гонщик во время езды на гоночном байке:

«Кепе» базируется на идее самовосприятия (проприоцепции) — восприятии себя в пространстве. Это результат 30 лет исследований. Его электромеханическая деятельность активируется 10 гравитационными опорами, позволяющими задействовать нейрочувствительную систему, что дает физиологический отклик широкого терапевтического спектра.

Самовосприятие предполагает фундаментальную значимость в сложном механизме контроля движений. Свидетельство этому — способность воспринимать и распознавать положение тела в пространстве и то, как сжимаются мышцы, и как управляются мышцы, относящиеся к балансу, даже без помощи зрительного восприятия.

Подумайте о «гравитационных» мышцах, отвечающих за баланс. Они важны для астронавтов, когда те возвращаются из космоса, для людей постарше, и для атлетов, так как у них есть тенденция терять контроль вслед за приложением экстримальных усилий.

Усиление тонуса и контроля этих мышц позволяет восстановить баланс, и еще это можно применять райдерам, чтобы на байке создавать исключительный баланс. Чтобы объяснить эту идею, можно сказать, Довициозо чувствует асфальт своими ногами, а не шинами. Он перенес свое восприятие прямиком на трассу, и на мир вокруг себя.

Пилот #04 был очень хорош в планировании последних кругов гонок в Австрии и Японии. В обоих случаях он до финального поворота вел борьбу с Маркесом, большим мастером обгонов, и побеждал. В этот очень стрессовый период заезда важно сопоставить свои текущие и запланированные действия с догадками о том, что будет делать соперник. Другими словами, моделировать свои действия и наперед соотносить их с чужими. Управленец Ducati Team Давиде Тардоцци комментировал победу Дови в Австрии следующими словами:

Теперь мы можем звать его Профессор Дови, потому что его стратегия по ходу гонки была фантастической. Когда его обогнал Марк, в этом и было назначение. Все, что делал Дови, было из-за того, что он знал: гонка будет вот такой. Мы обсудили гонку перед стартом, и Дови было ясно, что произойдет, и так и вышло. Дови сделал именно то, о чем он нам говорил.

Дови не нужно слишком много людей-психологов в своем окружении. Ему нужны люди, которые обдумывают с ним стратегию, и что делать. У него есть группа, которая этим занимается, и он фокусируется на ней, делится идеями. У Дови правильное отношение, и выигрыш у Маркеса в финальном повороте — это то, что не каждый может. Это очень важная победа, потому что мы с Муджелло ощущаем себя претендентами на титул, но кажется, никто нам не верил, что такое возможно. Но в воскресенье Дови доказал: он может за него поспорить.

В Японии после гонки Андреа рассказывал журналистам о том, как работала его голова по ходу этой захватывающей дуэли с #93 Honda:

Я знал, что мне придется в двух поворотах все сделать идеально, чтобы в повороте 11 быть готовым. У меня эта стратегия была уже в начале круга, но с этим было трудно, потому что он ставил реально трудное время круга. Было гораздо лучше, чем в Австрии… Может, потому что не ожидал тут победить, но в Австрии — да.

Когда я еду, думаю о многих вещах. Когда я обогнал его в повороте 11, я уже думал про Австрию, уже думал о стратегии в последнем повороте. В этот момент твой мозг такой быстрый, и мне так легко сфокусированно думать о многих вещах. Вот почему я пошел той траекторией, и я идеально подготовился — так, как хотел, — к тому повороту. Но это моя черта, и меня она не удивляет.

Довициозо и Маффеи