Итоги первой половины сезона 2017 года: Monster Yamaha Tech 3

Команда

Tech 3 находится в Королевском классе серии Гран-При с 2001 года. Команда под управлением Эрве Поншараля с самого первого сезона сотрудничала только с заводом Yamaha. В первый же год благодаря Синье Накано Tech 3 заработала подиум — 3 место в Германии. После этого еще 19 раз гонщики французской команды финишировали третьими и 7 раз — вторыми.

Лишь в 2009 году Колин Эдвардс заработал для Поншараля второе место (Донингтон Парк). В 2010 году успех повторил Бэн Спис (Индианаполис), а в 2013 Кэл Крачлоу становился серебряным призером дважды (Ле-Ман и Заксенринг)! Следующим пилотом, выступающим за Tech 3 и финишировавшим вторым, стал Брэдли Смит в 2015 году (Мизано).

До 2017 года у французского коллектива в копилке было 5 серебряных кубков. Кто бы мог подумать перед стартом нового сезона, что Жоанн Зарко и Йонас Фольгер — два новичка в классе MotoGP — смогут всего за 9 гонок дважды пополнить копилку серебряных наград?!

После 2008 года вплоть до 2017 Эрве Поншараль не рисковал полностью сменять состав команды. Гонщики в команде менялись либо по одному за сезон, либо состав не изменялся вовсе. Возможно, Эрве не пошел бы на такой риск и при выборе гонщиков на сезон 2017 года, сохранив одно место за Полом Эспаргаро, но испанец сам уже понял, что в Yamaha ему нечего «ловить» и ушел в KTM.

Звезды сошлись, пришло время вспомнить, что проект Tech 3 должен искать перспективных и талантливых гонщиков, а потом лепить из них настоящих профессионалов, готовых биться в заводских командах за большие призы. Однажды в поисках таковых гонщиков менеджмент ежесезонно полностью сменял состав команды 5 сезонов подряд (2004-2008). Были гонщики, которые задерживались и надолго. Яркий пример — Поль Эспаргаро (3 сезона) и Брэдли Смит (4 сезона). Гонщики отлично справлялись с поставленной перед ними задачей и стабильно приносили команде звание лучшей сателлитной команды, но спустя какое-то время стало ясно, что они засиделись и пора что-то менять. Смит и Эспаргаро теперь «батрачат» на KTM, а в Monster Yamaha Tech 3 прибыла молодая гвардия: Жоанн Зарко и Йонас Фольгер.

За первые 9 гонок немец и француз принесли команде 155 очков. За всю историю команды всего 3 раза гонщики зарабатывали больше очков за первые 9 гонок: в 2008 (Эдвардс и Тоузленд), в 2012 (Крачлоу и Довициозо), в 2013 (Крачлоу и Смит). Но нельзя забывать, что Зарко с Фольгером — новички MotoGP, перешедшие из Moto2, в то время как Эдвардс проводил в Королевском классе уже 6-ой сезон, а Крачлоу проводил в команде 2-ой и 3-ий сезоны.

Количество очков у Tech 3 после первых 9 гонок за всю историю команды:

Гонщики отлично справились с работой, провели сильное начало сезона, опередив ближайшего соперника в зачете (среди независимых команд) OCTO Pramac Racing на 56 очков. И не стоит ожидать, что во второй половине сезона пилоты Tech 3 сбавят обороты. Они только набираются опыта, а значит впереди нас могут ждать еще более впечатляющие результаты.

#6 | Жоанн Зарко | 84 очка

КТР АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 5 5 4 2 7 5 14 9
Квалификация 4 14 5 6 3 10 14 1 19
В зачете 22 11 7 6 5 6 6 6 6

Ср. поз. в гонке: 6,375
Ср. поз. в квал.: 8,444

Жоанн Зарко громко заявил о себе в первой же гонке. Пилот Monster Yamaha Tech 3 на первом же круге вырвался на лидирующую позицию и оторвался от ближайших преследователей больше чем на 2 сек. Жаль только у француза не было достаточно опыта для того, чтобы довести дело до конца. На 6-ом круге Жоанн немного расслабился, вошел в поворот шире и упал. Но все его соперники остались под впечатлением. Новенький гонщик сателлитной команды в первую же гонку в карьере чуть не обыграл таких акул, как Маркес, Росси, Виньялес (окрыленный Yamaha) и т.д.

Во второй гонке Зарко впечатляюще прорвался с 14-го места на 5-ое. Большую часть гонки француз боролся с Педросой и Петруччи за 4-ое место, и он обыграл их, но в заключительной части гонки его обошел Баутиста, у которого в конце был космический темп. Отставание Жоанна от победителя Виньялеса, выступающего на мотоцикле 2017 года, составило 15.504 сек.

На Гран-При Америк пилот Tech 3 вновь финишировал 5-ым, но это пятое место кардинально отличалось от 5-го места в Аргентине. Вплоть до столкновения на 8-ом круге Зарко не отставал от Валентино Росси (который занимал третье место) и дышал ему в спину. Зарко даже попробовал обойти итальянца и влез в одном из поворотов во внутрь, но слишком нерасторопно. Произошло столкновение. Росси ничего не потерял, вылетев в безопасную заасфальтированную область, а вот Зарко отстал. И сократить отставание до атакующей так и не удалось. На последних кругах «крейсер» Крачлоу подобрался к Зарко и отыграл четвертое место. Зато Жоанн отстал на этот раз от лидера всего на 8 секунд, а от лучшего пилота Yamaha на 4.569 сек.

На следующем этапе на треке Херес Зарко вновь закончил гонку в шаге от подиума (4 место, +2.834 сек. от 3 места). У мотоцикла Yamaha 2017 года в Испании возникли непредвиденные проблемы с износом, и именно Жоанн спас завод Yamaha, заработав для него неплохие 13 очков.

Все шло к подиуму. Француз становился от гонки к гонке только сильнее. Сам Зарко после Хереса сказал:

С каждым этапом я становлюсь опытнее,  а моя цель забраться на подиум реальнее.

Жоанн перестал рваться атаковать, когда это бессмысленно, и почувствовал предел мотоцикла. Первый подиум не заставил себя долго ждать. Жоанн Зарко впервые забрался на подиум MotoGP, финишировав на домашнем этапе вторым. На первых кругах Зарко сохранял за собой лидирующую позицию, которую занял благодаря сильному старту с третьего места. Когда его обошел Маверик Виньялес, француз зацепился за пилотом заводской команды Yamaha и продолжал прессинговать его практически до самого конца.

На последних кругах Жоанна обошел Валентино Росси. Зарко понимал, что ему ни к чему лишний риск и просто наблюдал за тем, как разгоряченный «Доктор» бился с Виньялесом. Жоанн знал, что Ле-Ман — коварный трек, который может приготовить гонщику неприятный сюрприз даже на последнем круге, что и произошло с Росси. Благодаря падению Валентино Зарко финишировал вторым.

Зарко | MotoGP Гран-При Франции 2017 | 2017 05 GP France 00519

Гран-При Франции стал апогеем в первой половине сезона для Зарко. Последующие гонки прошли уже не так ярко: 7-ое и 5-ое места в Италии и Каталонии соответственно — достаточно неплохие результаты для сателлитного пилота, но последующие две гонки в топ-8 он не финишировал, хотя провала ничего не предвещало.

На Гран-При Нидерландов Зарко удалось сенсационно завоевать первый поул в MotoGP, несмотря на сложные погодные условия. У сателлитного пилота Yamaha еще нет достаточного опыта «общения» с дождевыми покрышками Michelin, но ему это нисколько не помешало… В квалификации. А вот гонку дождь французу изрядно попортил.

В гонке француз пролидировал первые 11 кругов, а потом началась настоящая катавасия. Зарко выбрал для гонки мягкие переднюю и заднюю покрышки, и это была его главная ошибка. Примерно на экваторе гонки француза стремительно обогнали Росси, Маркес и Петруччи. У Жоанна изрядно износилась резина, а когда на трассе появился белый флаг (знаменующий начало дождя), гонщик не выдержал и принял решение сменить мотоцикл на запасной с дождевой резиной, но авантюра не удалась. Сателлитный пилот Yamaha в итоге финишировал лишь на 14-ой позиции, уступая лидерам по несколько секунд на круге. У Зарко еще недостаточно опыта в гонках «от-флага-до-флага». Хотя, если бы дождь наоборот усилился, о нем говорили бы иначе.

Я принял решение свернуть в боксы, когда на треке появились белые флаги. Если бы дождь усилился, я мог бы быть богом, но в итоге я пал «из князи в грязи». Как вы видели утром [во время WUP], шел небольшой дождь, а потом пошел ливень. Никогда не знаешь, что будет через пять минут.

Зарко считает, что мог бы побороться за подиум, если бы не дождь, и сомневаться в этом причин нет. А Заксенринг стал для Жоанна испытанием. После падения в субботу француз квалифицировался лишь 19-ым. На треке Заксенринг сложно обгонять, поэтому, когда француз прорвался на девятое место, следующие соперники ушли слишком далеко вперед. Сам Зарко, несмотря на малое количество заработанных очков, остался доволен гонкой, так как провел много обгонов и «получил огромный опыт«.

В итоге после первой половины сезона Зарко занимает шестое место и гордо носит звание лидера среди гонщиков, выступающих за независимые команды. За полгода Жоанн многое узнал о MotoGP и стал гораздо сильнее, чем в первой гонке. Трудно загадывать, чего ждать от француза, но если ему удастся продолжить стабильно бороться на пороге подиума и стать лучшим среди сателлитов, это будет отличным достижением и заявкой на место Росси в заводской команде Yamaha, который может уйти в отставку в 2018 году.

#7 | Йонас Фольгер | 71 очко

КТР АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 10 6 11 8 7 13 6 2
Квалификация 8 11 8 9 15 14 8 6 5
В зачете 10 6 8 8 9 9 8 10 7

Ср. поз. в гонке: 7,875
Ср. поз. в квал.: 9,333

Успешные выступления Зарко немного затмили Йонаса Фольгера, но на самом деле он заслуживает похвал на меньше французского напарника. Немцу не удалось адаптироваться под мотоцикл MotoGP так же быстро, как Жоанну, но от этапа к этапу он становился сильнее и в последних гонках ни в чем не уступал своему напарнику, а иногда даже наоборот показывал себя сильнее.

По итогам первой гонки MotoGP Гран-При Катара немец занял 10-ое место. Фольгер стартовал на 12-ой позиции, но из-за сложных условий и недостатка опыта Йонас опустился глубоко вниз на первых кругах гонки и до самого финиша пилот Monster Yamaha Tech 3 пытался прорваться вперед.

В Аргентине Фольгер провел гонку гораздо сильнее. После первого круга Йонас занимал 7-ое место, а к экватору гонки его опустило в конец топ-10. Но Фольгер сохранял стабильный темп и не торопил события, благодаря чему под конец гонки его резина была в лучшем состоянии. Сателлитному гонщику Yamaha удалось отыграть 4 позиции и финишировать 6-ым в 2.737 сек. от напарника.

На Гран-При Америк Фольгер финишировал 11-ым. Далеко, но от шестого места его отделило всего 6 секунд. Йонас не смог эффективно подстроиться под мотоцикл с малым количеством топлива, но немец после гонки был настроен решительно и сказал, что его цель — в ближайшем будущем стабильно бороться в районе топ-6.

Любопытно, что в следующей гонке в Хересе Йонас упустил возможность побороться за высокие позиции наоборот из-за слабого начала гонки, а не конца. С пустыми баками немец ехал в том же темпе, что и заводской гонщик Маверик Виньялес. В прочем, восьмое место — неплохой результат.

Во Франции Фольгер стартовал с далекого 5-го ряда. Поначалу Йонасу не удавались старты, поэтому в начале гонке ему пришлось тяжело, но пилот Tech 3 наращивал темп постепенно и в конце концов ему удалось вырваться на 7-ое место, а это еще один маленький шаг вперед.

Основная проблема Фольгера заключалась в слабой первой половине гонки. Йонас долго и упорно боролся с этим. В Муджелло из-за этой проблемы он финишировал лишь 13-ым, в отличии от напарника, который пересек финишную черту 7-ым. Но уже в Каталонии немец воспрял, квалифицировался 8-ым и финишировал 6-ым. На следующем этапе Йонас пошел дальше и квалифицировался 6-ым, но, к сожалению, все закончилось падением. Эта была первая «баранка» для новичка.

Но немец не опустил руки и продолжил прогрессировать. На домашнем этапе в Германии Фольгер квалифицировался пятым. Вообще, Йонас провел безупречный этап. Немец на протяжении всей гонки боролся с Марком Маркесом, и лишь в конце Йонас уступил пилоту Honda. Это второе место отлично сказалось на его позиции в чемпионате: Фольгер резко поднялся с 10-го места на 7-ое.

В личном зачете Йонас уступает своему напарнику 13 очков, но если он и дальше продолжит также стабильно прогрессировать, Жоанну Зарко пора начать беспокоиться, как бы Фольгер под конец сезона не начал постоянно финишировать впереди.

Фольгер | MotoGP Гран-При Германии 2017 |  00535