Поулы и победы на Гран-При Валенсии

Валенсийский этап MotoGP настолько прочно встал на место финальной гонки сезона, что в истории чемпионата никогда не было ничего подобного. На этой неделе испанский трек имени Рикардо Тормо в 15 раз подряд закроет гранприйный сезон — этот показатель перекроет показатель итальянского Гран-При Наций, который в период 1949 — 1968 являлся точкой чемпионата. Однако, автодром Монца, несмотря на свои 14 завершающих гонок, иногда менял место в календаре, поэтому эти 14 не шли друг за другом.

В этом плане этап в Валенсии уникален, и вряд ли в ближайшие годы на его место поставят что-то другое. На компактном стадионном кольце прошли все финалы современной эры MotoGP, а последний раз вне этой традиции был в 2001 году, на Автодроме Нельсона Пике в Бразилии. В силу такого обстоятельства испанский трек видел много завершений гранприйных карьер, вроде карьеры Кейси Стоунера, Макса Бьяджи, Лориса Капиросси, и других. Можно сказать, Валенсия — это Сузука, только наоборот.

* * *

Четырехкилометровый трек с 14 поворотами и одной прямой маловат для того, чтобы прототипы MotoGP резвились на нем в полную силу, поэтому типичная гонка Гран-При Валенсии — это гонка, где победитель лидирует на всей дистанции, и возможно, привозит с собой на финиш одного или нескольких преследователей. Заезд 2015 года, в котором Хорхе Лоренсо победил на небольшом отдалении от Марка Маркеса и Дани Педросы, очень точно повторил валенсийскую дуэль 2002 года Алекса Барроса и Валентино Росси, в которой Доктору не хватило дистанции, чтобы опередить бразильца. Также он повторил дуэль 2005 года Марко Меландри и Ники Хэйдена, когда американец так и не выскочил из-за спины Мелы. К этим гонкам нужно добавить и те, где победитель просто постепенно уезжал вперед, пока наконец не проезжал под клетчатым флагом — это, к примеру, самая первая валенсийская гонка 1999 года с победителем Режисом Лакони, гонка 2003 года с победителем Валентино Росси, или гонка 2006 года с победителем Троем Бэйлисом.

Валенсия — не то место, где атака на последнем круге приносит эффектный перехват первой позиции и победу, но это и далеко не место, где ничего не происходит. Если в ход заезда вмешивается дождь, это сулит неожиданные результаты. Мокрый этап в сезоне 2001 возглавляли то Валентино Росси, то Сете Жибернау, то Алекс Баррос. По мере просыхания асфальта Росси начал все глубже падать в пелетон, тогда как позиции двух других пилотов смотрелись все сильнее и сильнее. В итоге Жибернау на последних кругах прошел Барроса и забрал победу себе.

Валентино Росси (Валенсия, 2000)

 

Жибернау, Росси, Капиросси

Бэйлис и Хэйден (Валенсия, 2006)

Финал 2011 года закончился самым плотным финишем в истории валенсийской гонки, когда Бэну Спису едва не удалось оттеснить Кейси Стоунера на вторую позицию подиума. Спис пролидировал два финальных круга, за исключением финальных сантиметров этого восьмикилометрового отрезка, на которых Стоунер обогнал его перед чертой, с разницей в 0,015 секунды. Следующая гонка тоже была мокрой, и на этот раз отличился Дани Педроса, напарник Кейси. Он победил при старте с пит-лейна, так как был оштрафован за предстартовую замену дождевых шин на слики. Катсуюки Накасуга, серебряный призер, отстал от него на 37 секунд, так что риск испанца более чем окупился.

Тем не менее, дождь не обязателен для зрелищного заезда на Рикардо Тормо, о чем свидетельствуют 2010 и 2013 годы, в которых отличился Хорхе Лоренсо. В первом случае в самом начале гонки испанец ввязался в дуэль с Марко Симончелли, что и так усложнило ему неважный старт. Лоренсо на втором круге откатился на восьмое место, и принялся отыгрываться. С одной стороны, атаки не были молниеносными — из-за характера трассы нужно было тратить на подготовку обгона по несколько кругов, но с другой, #99 упорно продвигался все выше и выше, пока за семь кругов до конца не возглавил пелетон, подвинув на второе место лидера Кейси Стоунера.

Во втором случае — в 2013-м, — Валенсия должна была определить нового обладателя титула. Хорхе спорил за чемпионат с дебютантом Марком Маркесом, которому проигрывал несколько очков, поэтому единственное, что он мог сделать — выиграть гонку, и надеяться, что Марк не попадет на подиум. Лоренсо в довольно агрессивном стиле проконтролировал весь заезд, стараясь никого не пропускать вперед, и в то же время замедлял преследователей, с целью связать соперника. Гонка осталась за ним, но чемпионат — за Маркесом.

Валенсия была ключевой не только для 2013 года, так как трек еще дважды видел решающие развязки — в 2006-м и 2015-м. Ники Хэйден финишировал третьим и стал чемпионом 2006 года, опередив лидера зачета Валентино Росси, во время гонки уронившего мотоцикл и финишировавшего 13-м в 30 секундах позади американца. Тогда Доктор проиграл первый чемпионат за последние пять лет, хотя это событие было не единственным, в тот день удивившим зрителей. Победителем этапа оказался Трой Бэйлис, действующий чемпион WSBK, чьи три сезона в MotoGP (2003 — 2005) прошли в больших затруднениях. Однако, австралиец, которого позвали заменить травмированного Сете Жибернау, быстро освоился с мотоциклом Ducati 2006 года, занял в квалификации второе место, со старта сразу пошел в отрыв, пролидировал на всех кругах и победил.

Когда настал черед финала в 2015-м, Росси оказался в похожей ситуации: у него было преимущество по очкам, и была большая проблема, только в этот раз проблему создало падение другого гонщика. Заезд в Валенсии он должен был начать последним, будучи оштрафованным за маневр по вытеснению с трека Марка Маркеса, что имело иместо на предыдущей гонке в Малайзии. В итоге итальянец финишировал четвертым, добравшись до этой позиции с 26 стартового места. Тем временем судьбу титула решала схватка Хорхе Лоренсо с Маркесом и Дани Педросой, которые могли оставить райдера Yamaha позади и без чемпионства. Тем не менее, как и в 2013-м, Лоренсо удалось никого не пропустить вперед, и в этот раз тактика принесла успех посерьезнее — третий чемпионский титул MotoGP.

Гонка MotoGP Гран-При Валенсии 2010

Стоунер и Педроса (Валенсия, 2012)

Гонка MotoGP Гран-При Валенсии 2013

* * *

В короткой трехлетней фазе Валенсии на исходе эры «пятисоток» и в квалификациях, и в заездах победило три разных пилота, но если говорить о марках, то со счетом 2:1 Yamaha в гонках обыграла Honda. То же самое с поулами — два у райдеров Yamaha, и один — у Suzuki. В эпоху MotoGP все поменялось в более привычном ключе: восемь побед у Honda, четыре — у Yamaha, и еще две у Ducati. Статистика по поулам: Honda — семь, Ducati — три, Yamaha — три.

Что касается хозяев трека, то это — три выпускника класса GP250 2005 — 2007 годов: Хорхе Лоренсо, Дани Педроса и Кейси Стоунер. В отличие, например, от Гран-При Малайзии, где была эпоха Мика Дуэна, затем эпоха Росси, и затем эпоха Педросы, в Валенсии три наиболее успешных пилота отличались примерно в одно время. Дани и Хорхе победили в трех Гран-При, Кейси — в двух, и это — не единственные их цифры. На счету Дани рекордные пять лучших кругов, на счету Кейси — рекордные четыре поула подряд. Валентино Росси одерживал победы в 2003 — 2004 годах, но в целом для него валенсийское кольцо — не лучшая остановка в календаре, где не в его пользу закончилось два чемпионата.

Первый раз на Гран-При Валенсии в премьер-классе:

— подиум Гэри Маккоя (1999)
— победа Сете Жибернау (2001)

Последний раз:

— завершение сезона: 2002 — 2016
— Гран-При Норифуми Абе (2004)
— Гран-При Макса Бьяджи (2005)
— Гран-При Гэри Маккоя (2006)
— Гран-При Троя Бэйлиса (2006)
— Гран-При Алекса Барроса (2007)
— подиум Джона Хопкинса (2007)
— Гран-При Карлоса Чека (2010)
— Гран-При Лориса Капиросси (2011)
— подиум Бэна Списа (2011)
— Гран-При и подиум Кейси Стоунера (2012)
— Гран-При Рэнди де Пюнье (2014)
— Гран-При Тони Элиаса (2015)

Единственный раз:

— поул и победа Режиса Лакони (1999)
— победа Троя Бэйлиса (2006)

Эра GP500

Год Поул Лучший круг Победа
1999 Р. Лакони К. Робертс Р. Лакони
2000 К. Робертс А. Кривье Г. Маккой
2001 М. Бьяджи С. Жибернау С. Жибернау

Эра MotoGP

Год Поул Лучший круг Победа
2002 1:33.211 (М.Бьяджи) 1:33.873 (А. Баррос) А. Баррос
2003 1:32.478 (В. Росси) 1:33.317 (В. Росси)  В. Росси*
2004 1:32.815 (М. Тамада) 1:33.582 (М. Бьяджи)  В. Росси
2005 1:31.874 (С. Жибернау) 1:33.043 (М. Меландри) М. Меландри
2006 1:31.002 (В. Росси) 1:32.924 (Л. Капиросси) Т. Бэйлис
2007 1:31.517 (Д. Педроса) 1:32.748 (Д. Педроса) Д. Педроса*
2008 1:31.502 (К. Стоунер) 1:32.582 (К. Стоунер) К. Стоунер*
2009 1:32.256 (К. Стоунер) 1:32.778(Д. Педроса) Д. Педроса
2010 1:31.799 (К. Стоунер) 1:32.914 (Д. Педроса) Х. Лоренсо
2011 1:31.861 (К. Стоунер) 1:34.167 (А. Довициозо) К. Стоунер
2012 1:30.844 (Д. Педроса) 1:33.119 (Д. Педроса) Д. Педроса*
2013 1:30.237 (М. Маркес) 1:31.628 (Д. Педроса) Х. Лоренсо
2014 1:30.843  (В. Росси) 1:31.515 (М. Маркес) М. Маркес
2015 1:30.011 (Х. Лоренсо) 1:31.367 (Х. Лоренсо) Х. Лоренсо*

*хет-трик