Кенни Робертс о давних тренировках Хорхе Лоренсо на его моторанчо

Бывший менеджер гонщиков Дани Аматриан, долго занимавшийся карьерой таких райдеров MotoGP, как Хорхе Лоренсо и братья Эспаргаро, знаком с Кенни Робертсом, трехкратным чемпионом MotoGP и человеком, который постоянно тренирует разных гонщиков на своем моторанчо (до недавнего времени ему помогал сын Кертис). Аматриан в 2007 году помог Кори Уэсту, сыну друга Робертса, стать пилотом испанского чемпионата CEV. Вскоре Робертс узнал от Аматриана, какую услугу может оказать в ответ: испанский менеджер попросил потренировать на ранчо Хорхе Лоренсо, своего гонщика, который в 2007-м шел на завоевание второго титула в GP250. Лоренсо планировал скоро продвинуться дальше, так что райдеру нужно было начинать готовиться к переходу в MotoGP. Робертс дал свое согласие, хотя никакого энтузиазма эта затея у него не вызывала, так как Хорхе был не первым перспективным гонщиком, переходившим в премьерный класс. Тем не менее, кое в чем Лоренсо смог удивить бывалого гонщика и эксперта по «кольцу» и грунтовому овалу.

Бывший гонщик Деннис Нойес не раз бывал на ранчо у Робертса, который даже в 56 лет (на момент 2007 года) мог обогнать любого. Как вспоминал Деннис, Робертс мог буквально обогнать с любой стороны: изнутри, снаружи, сверху и снизу. Узнав об этом, Аматриан — хороший знакомый Нойеса, — понял, что именно такая школа пригодится Лоренсо. По приезду на ранчо в Калифорнию испанцу, как и райдерам до него, сразу устроили проверку: ему выдали небольшой кроссовый 100-кубовый байк, показали трек, и отправили нарезать круги без объяснения того, что именно от него требуется. Затем на трек выезжал сам хозяин ранчо, следя за ошибками и даже провоцируя на них по ходу дуэлей. Как считал и считает Робертс, на такой не самой мощной технике можно увидеть уровень гонщика целиком — это не только сама скорость, но и его поведение вблизи соперников.

Про ту калифорнийскую поездку Лоренсо Робертс подробно рассказывал Нойесу несколько лет назад. Статья с теми воспоминаниями была опубликована испанским изданием Motociclismo в мае 2011 года.

Кенни Робертс:

Мы не особенно много знали. Я знал, что это был отличный гонщик в GP250, он уже был чемпионом мира, но многие чемпионы GP250 попадали мимо цели, когда им приходилось дозировать мощь «пятисоток», или MotoGP, как сейчас. Я не знал и том, серьезно ли подойти к работе, или он буквально наестся пыли, потому что со мной и моими детьми трудно ездить [на равных].

Я никогда не видел, что бы кто-то делал что-то невозможное. То есть, если ты просто делаешь то, что видел у других, то ты знаешь: это возможно, и может, у тебя получится лучше. Honda XR100 — лучший инструмент для обучения и проверки пилотов. Хорхе мало говорил, но как только он оказался на треке, я осознал, что у него была не только скорость. Есть много сильных пилотов, но когда у вас есть также способность учиться, и первее всего, желание не давать никому побеждать, то у вас потенциал чемпиона.

Он приехал с Дани Аматрианом и своим шеф-механиком, итальянцем, и после того, как я объяснил ему про трек и мотоциклы, он пробыл на треке весь день. Он пробыл там 10 дней. Я ездил с ним, и Кертис тоже. С первого дня я заметил, что Хорхе не любит, когда его обгоняют. Моя система была в том, чтобы ездить за ними и потом обходить их, но я никогда не видел, чтобы кого-то было настолько трудно обогнать. Он приходил на трек каждый день; он никуда не уезжал, и хотел отдыхать [между тренировками]. Я был на кольце каждый день, и каждый день он становился быстрее. Он был очень агрессивным. Я бы не сказал, что он был быстрейшим гонщиком из всех, кто прошел через ранчо, но его обгонять было сложнее всего. Его подход говорил: «Нет, тебе меня не пройти — ни изнутри, ни снаружи». Как только он выходил вперед, он никому не позволял себя обойти. На треке Хорхе пользовался очень редкими траекториями, трек у него становился широким, как никогда.

Я работал с некоторыми из лучших, особенно с Уэйном [Рейни] и Эдди [Лоусоном], и думаю, что у Хорхе такой же уровень. Он очень жесткий с собой, он давит на себя по максимуму. Уэйн — гонщик от природы: хват руля, колени, локти… Мы ездили по треку, «бодались» рулями и смеялись. Эдди на треке не был таким быстрым, да и Хорхе тоже. Уэйн был очень хорошим пилотом дерт-трека, но у Хорхе есть то, что есть у очень-очень немногих: он много пользуется мозгом и знает, когда и где быстро ехать, и где находиться на треке. Скажем так, я не думаю, что у него больше природного таланта, чем у других, но в нем есть что-то особенное — это желание ехать первым, желание вообще не быть обойденным, желание ехать абсолютно лучше всех.

В первый день я жестко упал, когда пытался пройти Хорхе — приземлился «на уши». По-моему, падение напугало даже Хорхе. Мне кажется, если не задумываться о том, какой у человека 56 лет есть опыт для таких спринтов… Я не думал, что будет настолько трудно подвинуть пилота — не важно, сколько раз он был чемпионом мира, — который не был специалистом по дерт-треку. Обычно я — тот, кто критикует других, и я довольно жесткий с гонщиками, потому что у них тяга окружать себя людьми, которые им говорят, что их пердеж не пахнет. Я придерживаюсь обратного, но не с Хорхе. Он давит на себя жестче всех гонщиков, которых я встречал. Вероятно, это самый жесткий пилот, который прошел через ранчо.

На ранчо на 100-кубовом минимото о любом гонщике можно выяснить все, и из всех, кто тут пробовался, я бы сказал, что Хорхе был самым трудным, и под этим я подразумеваю трудность обгона. А если вы не позволяете себя обгонять, вы побеждаете. Сейчас мне под 60, и я не люблю падать. Я до сих пор езжу по ранчо на «сотке», но постепенно перекладываю ответственность за ежедневные тренировки гостей на Кертиса, хотя я никого не отпускаю с ранчо без того, чтобы не поездить с ними и не обогнать. Больше учишься, когда думаешь, что ездишь слишком быстро, и когда готовишь обгон. На грунте 100-кубовый мотоцикл научит большему, чем [большой] кроссовый, и от него меньше ущерба при падении.

Мне кажется, есть много спринтеров, которые слишком быстро ездят с держаком, и это правда, что электроника очень помогает, потому что контроль вообще-то не у пилота — это делает электроника. Но она не делает всего, когда внезапно теряется держак и байк «буянит». Пилот, который знает, как ездить по дерт-треку, этого не боится, потому что он проходил через такое тысячу раз, и знает, как все сделать без ошибок. Это правда, что Хорхе скользит меньше, чем кто-то вроде Стоунера, но это потому что «Ямахе» требуется скорее плавное вождение, не как «Хонде» или «Дукати». Хорхе знает, как подстраиваться, и в одной вещи можно быть уверенным — его не просто пройти, особенно на последнем круге.