Шухеи Накамото: Если крылья под запретом, то только из-за Ducati

Лучшие райдеры MotoGP конкурируют друг с другом на треках, пока их заводы борются за свои интересы на уровне ассоциаций команд, производителей и организаторов чемпионата. Важная тема этого года — скорый запрет на аэродинамические крылья, которые пока стоят на всех байках MotoGP.

Касательно этого вопроса шли жаркие споры между Ducati, внедрившей их в 2015 году, и Honda, которая вместе с остальными марками ассоциации MSMA выступала против такой аэродинамики. Между двумя сторонами конфликта было все, кроме единогласия. Вице-президент HRC Шухеи Накамото критически оценивает аргументы Ducati о полезности крыльев:

[После принятия запрета] осталось такое впечатление, что крылья были запрещены потому, что против них была «Хонда», а это неправда. Если в следующем году не будет крыльев, то это потому что так хотела «Дукати». «Дукати» говорила «нет» на все — было просто «нет», «нет» и «нет». Все японские заводы согласились, и «Априлия» в некоторых аспектах тоже, но «Дукати» не захотела обсуждать вопрос. Такой у них был подход, либо ничего… ну, ничего и не было. Правила требуют единодушия по техническому регламенту, а такого не было. Хотя «Априлия» была на стороне «Дукати», им пришлось на голосовании согласиться быть на стороне большинства. В общем, к решению о запрете привела эта блокировка, которую возглавила комиссия Гран-При в составе представителей FIM, MSMA и IRTA, и Dorna, плюс решающий голос Кармело Эспелета.

Нестабильность [от аэродинамического потока] крыльев тяжело доказать — невозможно сказать, опасны они или нет, но если есть сомнения, лучше не ждать, когда кто-то покалечится, и потом жаловаться. Но в 2017-м крыльев не будет исключительно из-за Ducati. Они предполагали, что за запретом стояла Honda, что мы возглавили кампанию против крылышек, чтобы «расправиться» с заявленным аэродинамическим преимуществом Ducati, и это — полное вранье. Неправда и то, что они говорят про прорыв в будущем развитии дорожных байков. Или вы, вероятно, знаете хотя бы про один уличный «Дукати» с крылышками? Вдобавок, это «Дукати» просила о 22-литровых баках, когда мы использовали 20 литров, и также о стандартном софте ЭБУ. Расход топлива и электронное управление — вот те две вещи, которые повлият на мотоциклы, когда они доберутся до покупателя!

Идея добавить на мотоцикл крылышки вытекает из подхода главы Ducati Corse Луиджи Даллиньи по-особому пользоваться регламентом MotoGP, как считает директор Repsol Honda Ливио Суппо, в прошлом — менеджер гранприйного проекта Ducati в 2002 — 2009 годах. Это отличает Луиджи от предыдущего директора Филиппо Прециози, который делал акцент на других вещах:

Чтобы компенсировать разницу в ресурсах с японскими заводами, ясно, что «Дукати» надо быть смелой и принимать рискованные решения, идти неиследованными путями. Но с приходом Джиджи дух, с которым они работают, поменялся. Будучи маленьким заводом с ограниченными ресурсами — по сравнению с японскими марками, — очевидно, что Ducati приходится исследовать другие пути, пробовать альтернативы.

Филиппо так делал: он принял рискованное решение, когда выбрал использовать «Бриджстоун», когда все остальные пользовались «Мишлен». Еще он сильно рисковал, создавая ультрамощный 800-кубовый двигатель, который с трудом вставал в раму… но у него получилось выиграть чемпионат мира с Кейси. Это был риск, это был поиск альтернативых путей! Но с появлением Даллинья по-другому: Джиджи всегда ищет дыры в правилах и то, как на этом получить преимущество.