Майк Лейтнер: Множество тест-пилотов для KTM RC16 — это очевидное решение

25 лет довольно тяжелой работы в паддоке MotoGP весьма утомили Майка Лейтнера, в недавнем прошлом бессменного шеф-механика Дани Педросы в Repsol Honda. После финала чемпионата 2014 года, когда вместо него Дани избрал начальником гоночной бригады Рамона Орина, Лейтнер вернулся домой отдыхать без мыслей о том, чтобы когда-либо вернуться к теме MotoGP. Но такого ценного кадра все-таки не оставили без внимания: в тот момент компания КТМ начала проектирование своего прототипа, с которым можно было бы дебютировать в MotoGP через пару лет.

Австрийцам очень не хватало людей для такого важного проекта, поэтому компании понадобился человек, который бы и занялся рекрутированием нужного персонала. Майк Лейтнер через несколько месяцев недолгой «пенсии» принял предложение главы KTM Motorsport Пита Байера, став Оперативным вице-президентом большого гоночного отдела марки. В зоне его ответственности — все, чем занимается КТМ в Гран-При, и самое важное в данный момент — это, конечно, подготовка RC16 к дебюту на скорой гонке в Валенсии и к старту сезона 2017 года.

Ваша должность — что она означает?

Вам надо Пита Байера спросить, что она означает! Просто шучу. Хороший вопрос, потому что в другой компании она может означать что-то другое. Питу был нужен один парень, чтобы взял ответственность и присматривал за шоссейно-кольцевой деятельностью КТМ в паддоке Гран-При — в частности, в MotoGP и Moto3. Так как у меня очень много опыта и контактов, он чувствовал, что для этого подходящей персоной был я. В общем, я управляю персоналом, ищу новых сотрудников, координирую разное. Там, где я нужен, я стараюсь помогать КТМ в каждом аспекте этого проекта, даже по техническим вопросам, ведь в этом — мои истоки. Себастьян Риссе — старший по технике, но сейчас рядом с ним есть кто-то еще, кто также может добавить еще опыта. Здесь дело в извлечении максимума из доступного совместного опыта и знаний.

Что вас заинтересовало, что вы вернулись с этим проектом?

Мне сейчас за 50, и немного устаешь после многих лет разъездов по 200 дней за год и больше. Я ушел из из гранприйного паддока после 25 лет в MotoGP, я покончил с делом, и на самом деле не планировал переходить к другой авантюре. После нескольких месяцев дома Пит, который все время был неподалеку, позвонил мне насчет этого проекта, который, цитирую его, «был настолько близко, как будто практически у тебя перед домом». В основном я работал на японских производителей, так что привыкаешь смотреть на гонки по их системе. Когда я поближе присмотреля к духу, стилю и точке зрения, с которыми КТМ подходит к вещам, это абсолютно отличалось от того, к чему я привык. В какие-то моменты думаешь: ого, может, вот так делать не стоит, но во многом другом я еще думал, что это не так уж глупо.

Отличается полностью, но этот опыт как-то разбудил меня, мой интерес рос, и все — я снова «подсел», проверяю по субботам свою «электронку»и думаю о том, как нам следует принимать разные вызовы. Вот что произошло — я снова проголодался по гонкам, и я вернулся. Я начинал консультантом почти с начала проекта, и моя позиция выросла за шесть месяцев роста структуры.

Так чем отличается КТМ?

Если прямо, то в [наших] заводских командах есть много людей-энтузиастов. Это хорошее ощущение, и сильно привыкаешь. Мне нравится быть в гоночном отделе, где ты можешь со своей чашкой кофе сходить и поговорить с кем-нибудь из отдела ралли, а на обратном пути пересечься с ребятами, работащими над байком MX2 Джеффри Херлингса. Есть что-то очень хорошее в этом гоночном качестве — оно сильно укоренилось в компании. «К гонкам готов», всегда.

Когда я ушел в 2014-м, мои предыдущие 11 лет были работой шеф-механиком у Дани Педросы в «Хонде». Мы дважды выигрывали чемпионат GP250 и добились множества побед в MotoGP. У японцев суперпрофессиональный стиль для гонок, и я вынес очень много вещей из этого подхода. Я жил в этом мире с лучшими гонщиками, оборудованием лучшего уровня, но так как все полностью отличается, и есть свежая мотивация, то тоже приятно начать проект с нуля. Ты сильнее вовлечен в направление, но это точно не шоу одного человека — тут нужно большое количество мотивированных людей, я в КТМ это чувствую. Им это нужно. Конечно, у нас по пути будут сложности — это ясно на 100%, но такая у этой категории природа. Мы не придем в MotoGP и не уничтожим конкурентов просто так. Надо быть терпеливыми, быть реально спокойными, прокладывать путь, но мне нравится то, как тут думают. Когда разговариваешь с людьми, ответственными за компанию, вроде членов совета директоров, они очень хорошо понимают задачу, но они мотивированы ничуть не меньше.

КТМ выставлял пять тест-пилотов с тех пор, как RC16 впервые взяли на трек. Зачем так много?

Да, тест-пилотов было много. Если бы у нас был мотоцикл, на котором гоняли несколько сезонов, то в одном-двух тест-пилотах был бы смысл, потому что твои гоночные пилоты скажут тебе, в каком направлении надо двигаться мотоциклу, а тест-пилоты займутся работой по этому направлению. Но у нас не было ничего долгосрочного — ни байка, ни вклада от райдера MotoGP. Непросто заполучить настоящего тест-пилота с темпом постоянных пилотов, особенному тому, чей проект идет на такой ранней стадии. Одна большая штука, которая нам помогла — это переход с шин «Бриджстоун» на «Мишлен», что изменило ощущения от мотоцикла MotoGP. В общем, довольно быстро стало ясно, что этот подход использования множества тест-пилотов с разным опытом и получения от них отзывов был корректен. В следующем году у нас будет два гонщика MotoGP — это Брэдли Смит и Поль Эспаргаро, и один тест-пилот — Мика Каллио.

Насколько изменился RC16 с первого выезда в ноябре 2015-го?

Он изменился, конечно же, но до тех демокругов на австрийском Гран-При байк он не был совсем другим по сравнению с тем, с которого мы начинали. Изначальная концепция рамы и мотора совсем не плоха — на июльских тестах на Ред Булл Ринге мы увидели, что мы где-то в двух секундах от самых быстрых байков, за которыми много опыта. Это по-настоящему разрабатываемый байк, истинный прототип. Мы опирались на него и старались опробовать многие вещи.

По всему тому, чему мы научились с этим байком, было принято решение о том, как выйти на следующий уровень по новому мотоциклу, который мы впервые протестировали в Мизано. Там все было новым, начиная от рамы и всего обтекателя, включая аэродинамику, и до самой эргономики, и «содержания» машины. Этот новый байк станет тем, который выступит в Валенсии на финальном этапе 2016-го. Надеюсь, потом сможем снова сделать шаг по динамике, и выставить на решетку в Катаре на старте 2017-го то, что будет первым гоночным байком MotoGP.

Какие у вас ожидания от первого года гонок RC16?

Это очень трудно. Если бы вы мне задали этот вопрос год назад, когда байк существовал только на бумаге, я бы не смог сказать вам, что через год у нас будет байк с мотором, который может сделать больше четырех кругов! Но я вижу, что из этого листа бумаги у нас появилось то, что сейчас много раз побывало на треке, что может достигнуть определенного времени круга, остаться целым, и что нам нем могут ездить гонщики.

Но быть на конкурентном уровне с лучшими байками MotoGP — это еще один громадный шаг, и этот следующий шаг опять большой, как переход от листа бумаги до того, что имеем сейчас. С этим ясно. Я уверен до конца, я верю в этот проект. Не могу сказать, произойдет это за год, два или три, но думаю, что у нас на борту все-таки есть нужные люди, чтобы все получилось.