Каков на ходу современный прототип MotoGP: впечатления бывшего чемпиона WSBK

На следующий день после Гран-При Сан-Марино 2016 года трек Misano World Circuit принимал частные тесты, на которые остались несколько команд MotoGP. Среди аппаратов, циркулировавших по кольцу, был Ducati Андреа Ианноне, но за рулем сидел не Андреа, а совсем другой человек — Нил Ходжсон, чемпион мирового Супербайка 2003 года, и бывший райдер чемпионата MotoGP.

Англичанин работает на Гран-При корреспондентом канала BT Sport, а также тестирует мотоциклы для британского издания Motorcycle News. Ему выпал шанс проехать несколько кругов на боевом Desmosedici GP, и повспоминать свой предыдущий гранприйный опыт 2004 года, когда он гонялся на сателлитном GP3 — самом первом прототипе итальянской марки. Вождение последней версии мотоцикла, с одной стороны, оставило у Нила приятные впечатления, но были и моменты, которые привели в замешательство. Вот как он описал свой опыт изданию MCN.

Нил Ходжсон:

Я завязал с гонками в 2009-м, и с тех пор езжу только на дорожных мотоциклах, но в этом году я пока провел около 80 дней на треке, включая пять дней в августе, так что трековых миль у меня много. Еще я поездил на всех последних дорожных супербайках, когда тестировался с MCN, но к этому ничто не подготовит. Я нервничал до крайности — не только потому, что ездил на байке-победителе гонки MotoGP, но потому, что ездил на официальных тестах MotoGP, и на треке я был с «Априлией», «Дукати», и KTM MotoGP, и тест-пилотами.

Также я последние шесть лет ездил с дорожным переключением (одна вниз, пять вверх), тогда как на этом байке — из-за КПП с бесшовным переключением, — наоборот. На самом деле, там шесть вниз, с «верхней» нейтралью, которую можно включить только нажатием специального рычага на руле. В результате мой мозг мне изо всех сил напоминал: не пойди по неверной дорожке, и не взорви штуку переключением передачи вниз там, где ты должен переключиться вверх. Это был бы скверный способ начать тесты!

Я уверен: когда вы впервые на мотоцикле, ваша первая реакция — самая точная. У нас как у человеческих созданий есть способность подстраиваться и очень быстро усваивать, поэтому скоро ты привыкаешь к происходящему. Мое первое впечатление было таким: было просто странно. Он ощущался длинным и низким, как чоппер. Он ощущался твердым как камень, и как будто его растянули — абсолютная противоположность мыслям о том, каким может быть байк MotoGP. Ты ждешь, что он будет очень юрким, и поэтому он упадет внутрь поворота, и ты проедешь по внутреннему поребрику, но он просто не такой. Его очень тяжело повернуть — я доехал до поворота 4 и подумал: блин, я съеду с трека!

MotoGP изменился. По сравнению с тем, когда гонял я, у этих байков гораздо больше мощности, и приходится этим пользоваться, и как результат — пожертвовали юркостью. Это новая школа вождения, и она гораздо более физическая. Как гонщик я сидел «в» мотоцикле, но если водить этот «Дукати» так, то он просто не будет поворачивать. Сейчас, чтобы держаться, нужно гораздо больше силы от верхней части тела. Я не привык ездить, когда моя голова под моим внутренним клипоном, но такова техника, которой приходится пользоваться, чтобы байк поворачивал. GP16 настолько длинный и низкий, что на торможении никак не наклонишься и никак не перенесешь вес, когда едешь с моей скоростью, и из-за этого все становится только хуже.

Мощность абсурдная. Когда видишь выход из поворота и даешь газ — это момент, когда ты в раю. Я всегда хотел, чтобы байк был именно таким. Ощущение невероятное. Я гонял в WSB и MotoGP, и тогда шла постоянная битва за удержание переднего колеса на земле. Свою карьеру я буквально провел в карабканьях на перед мотоцикла, с зажатым задним тормозом для остановки вили.

Нил Ходжсон

Нил Ходжсон

Этот байк — другой. Как только поймешь держак, который есть, и доверишься электронике, можно быть очень агрессивным с дросселем. На выходе из поворота можно прямиком перейти к 100% дросселя, и тебя как будто ударом отбрасывает назад, с передним колесом, в нескольких сантиметрах парящим над землей. Но это — не «физика»: ты просто сидишь, с плывущим колесом и выкрученным дросселем. Динамика абсолютно сногсшибательная.

Когда разгоняешься, появляется ощущение планирования, или чувство, что перед сёрфит по треку…. Не знаю, как еще это объяснить. Из-за бесшовной КПП у переднего колеса никакого козления не возникает, когда меняешь передачу. Нет чувства, что это вили. Задок просто цепляется и толкает вперед настолько быстро, что у меня такого никогда не было. Электроника дарит уверенность для 100% дросселя, и пока она ясно контролирует буксование, нет абсолютно никаких ощущений, что она тебя сдерживает. Просто разгоняет так, как ничто на Земле.

Сейчас абсолютно понятно, почему из-за динамики байков райдеры MotoGP так сильно очерчивают повороты. За день до того, как поездить, я наблюдал за заводскими пилотами на треке, так что я смог увидеть траектории, которые они брали, и то, что мне надо было делать. Наклоняться приходится поздно, допоздна дожидаться апекса, заканчивать поворот и потом разгоняться. У него поведение как у дрэгстерного байка, поэтому ключ — брать максимум от прямых. Я заметил, что хихикал в шлеме каждый раз, когда выходил на прямую, честно. Даже когда переключения короткие, мощность абсурдная.

Я мог чувствовать движения шины, и у меня было несколько скольжений, но я не чувствовал пинков трэкшн-контроля, хотя когда я просматривал телеметрию с инженерами, мне сказали, что я его много использовал. Передняя шина была другой — если честно, я ни разу не ощутил, что делала передняя шина. Я вообще не смог ее достаточно нагрузить. Еще на торможении это самый стабильный байк, на котором я только ездил. На переключениях вниз есть автоперегазовка, и это очень чистый автоперегазовщик. Он газует до гораздо более высоких оборотов, чем перегазовщик дорожного байка, и звук у него невероятный — как у машины F-1.

Позиция посадки невероятно судорожная, потому что подножки очень высокие, и очень далеко сзади, чтобы был необходимый дорожный просвет, так как эти ребята закладывают мотоциклы за 60 градусов. У меня через несколько кругов появились судороги. Судороги в местах, которых у меня никогда не было при езде на мотоцикле. Судороги с тыльной стороны моих ног — типа тех, когда обезвоживание после большого вечера, и судороги в голенях. У кого бывают судороги в голенях?

Весь мотоцикл ощущается просто инопланетным. Современные дорожные байки очень хороши, так что ездить легко, а на этом байке — нет. Если б я был на своем медленном стандартном S1000RR, который у меня для обучения на трек-днях, на круге я был бы гораздо быстрее.

Мотоцикл и бак очень узкие и маленькие, там не на что опереться, ничто не поддерживает. Многое из этого — от Стоунера, чей вклад в изменение формы мотоцикла огромен. Перед гонщиком ничего нет, поэтому они могут двигаться и свешиваться. Единствення большая зона — это седло. Оно работает как платформа, и даже когда думаешь, что свешиваешься, ты даже не на крае седла. Оно также позволяет гонщикам цепляться своей внутренней ногой, когда они свешиваются.

Нил Ходжсон

Нил Ходжсон

В конце моего первого пятикругового выезда я был воодушевлен, но и сбит с толку тоже. Потом, после моего второго выезда, была реальная смесь из эмоций, и грустное понимание того, что я не могу водить GP16 так, как его необходимо водить. Раньше, в 2003-м, я был на вершине своей игры, и стал чемпионом мирового Супербайка. но тогда я не осознавал, насколько я был хорош, и как хорошо мог ездить. Я до сих пор много езжу, но на этих тестах меня швырнули в клетку ко льву, и оказалось, что я так больше не могу.

В плане времен круга это было замешательство, я был в милях позади. Сейчас я просто понимаю по-настоящему, насколько хороши ребята в MotoGP. В целом, есть три райдера, которые близки к концу [пелетона] — это Тито Рабат, Альваро Баутиста и Штефан Брадль, и они все — чемпионы мира. Ездить на этих байках очень трудно, очень.

После пяти кругов я дышал как после спринта на милю. Так получилось из-за совокупности адреналина и задержек дыхания. Я держался, как будто это был мой первый раз на кроссовом байке, и я буквально делал все то, что говорю не делать своим ученикам во время обучения на трек-днях Focused Events, где я инструктирую. Забудьте про забитость рук — у меня забилось тело целиком!

По ходу моего последнего выезда я перестал давать комментарии по части того, чем я занимаюсь на BT Sport, и сделал три круга просто для себя. На полпути я напомнил себе, что вел байк MotoGP 2016. Я вел полностью заводской байк-победитель полностью заводской команды. Вот так все хорошо получается. Вот это опыт! Это был один из таких моментов, когда у себя в голове нажимаешь на «проиграть» и «записать», и стараешься просто положиться на память.