Итоги первой половины сезона 2016 года: Octo Pramac Yakhnich

Команда

В лагере Ducati, которому в этом сезоне особенно не везет, у невезения есть несколько степеней. В Avintia все в целом хорошо, если не считать травмы Лориса База. В Aspar дела идут неплохо, но только у Юджина Лаверти. В заводской все правда мрачновато, но Pramac Yakhnich — это стопроцентные победители в номинации «Худшая карма года»: ее пилоты Скотт Реддинг и Данило Петруччи практически не получают того, что действительно заслуживают, причем недостача в основном от внешних факторов, на которые им не повлиять.

Оба райдера из «Прамак Яхнич» теоретически и практически могут на каждом этапе биться за позицию лучшего сателлита, и все-таки за полсезона у команды всего одна такая победа — у Реддинга в США. Количество отказов техники можно назвать не иначе как безумным, потому что три «смерти», один предкоматозный случай и одно самовозгорание на двоих всего за полсезона — это что-то невероятное. В Аргентине Desmosedici Скотта отдал мотобогу душу в первый раз, затем была пара аналогичных моментов во Франции и Италии. У Петруччи в Германии мотоцикл после не очень сильного удара о землю вообще загорелся. Из-за подобных неудач ни того, ни другого нет в первом десятке зачета.

Такие дела творятся в год, когда Ducati взяла на себя смелость снабжать техникой целых три частных команды. Подобные цифры раньше мы видели только у Honda HRC, но HRC — это не Ducati, это корпорация внутри корпорации. Более того, японцы давно отказались от таких нагрузок, а временное (2014 — 2015) возвращение к идее «Хонду — в каждый дом», основанной на поставке клиентам «детских» RC213V, оставило после себя много негатива. Такие внутренние проблемы в деталях на публике не обсуждаются, но возможно, что поломки связаны со спецификой этого сезона у Борго Панигале. Pramac для среднесрочной перспективы (после 2017-го) оценивает для себя альтернативные варианты, один из которых — стать сателлитом «Сузуки». Десятилетняя работа с «Дукати», конечно, важна, но и с умирающими мотоциклами тоже мириться не хочется.

Вот, вкратце, состояние дел в главном сателлите красных. И у гонщиков, и у мотоциклов есть скорость, чтобы находиться на шестом-седьмом-восьмом месте в зачете, но техника очень ненадежна — наверное, даже ненадежнее, чем кем-то проклятая Yamaha 2012 года Бэна Списа. К примеру, в прошлом сезоне пожар тоже был (Йонни Эрнандес в Аргентине), но байк Петруччи тогда довозил своего райдера до всех финишей, кроме пары гонок, где итальянец падал сам.

#12 | Скотт Реддинг | 45 очков

КАТ АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 10 6 3 4
Квалификция 12 14 10 17 14 10 11 3 15

Кошмарный 2015 год с Honda Скотта Реддинга давно закончился, но какое-то эхо все равно ощущается. На японском байке у англичанина очень редко получалось быть по-настоящему быстрым, но «Хонда» была надежна. На «Дукати» Реддинг быстр, но этот байк иногда работает по принципу «живи быстро — умри молодым»… Вот так он и умирает за на несколько кругов до финиша.

Приехав в Аргентину на второй этап MotoGP, райдер принялся отыгрываться за бледноватый уик-энд в Катаре с десятым местом на финише. В сложном заезде с пит-стопом #45 боролся с Дани Педросой за шестое место, пока Desmo не заглох за пять кругов до финала. Попытки завести байк снова остались безуспешны. Педроса попадет на подиум, Реддинг останется ни с чем. Сложный этап с учетом того, что днем ранее на его байке взорвалась задняя шина.

Скотт Реддинг

Свой потенциал ему удалось показать в США — в гонке, где он стал шестым и лучшим сателлитом. Чтобы Скотт не думал, что его проблемы закончились, впереди его ждали еще четыре этапа без очков. Сложности были двух типов: чрезмерный износ шин, который может быть комбинацией его веса и повышенного нагрева задней покрышки, и продолжающиеся отключения мотоцикла. Англичанин в Хересе финишировал самым последним, опасаясь повторного взрыва шины из-за ее опасной деградации с отваливающимися кусками.

Ради «разнообразия» в Ле-Мане парой недель спустя мотоцикл снова умер, только не перед финишем, а через несколько минут после старта. Затем, в Муджелло, все было нормально, мотоцикл ехал и ехал неплохо, если только считать за «неплохо» загоревшиеся на приборке лампочки, сигнализирующие о проблемах с мотором. Реддинг сбавил ход, отдал седьмое место, и вскоре зарулил в боксы. На гонке в Каталонии проблемы, сделав полный круг, вернулись обратно к теме долговечности шины. Англичанин кое-как доехал до конца предпоследним, уронив в конце темп на четыре секунды разом.

Его бронза на гонке в Ассене выглядела как хэппи-энд в триллере. Мокрый заезд был остановлен, когда усилился ливень, и возобновлен, когда погода успокоилась. Во второй части Скотт выиграл локальное сражение у лидера зачета сателлитов Пола Эспаргаро и приехал на первый подиум сезона. Финиш первой половины сезона в Германии в похожих условиях тоже был удачным, с четвертым местом под клетчатым флагом. На фоне удивительной победы Джека Миллера в Ассене и смелого победного броска Марка Маркеса на сликах по мокрому Заскенрингу последние две гонки Реддинга — это местные новости, но все-таки двух финишей подряд в топ-5 у англичанина не было ни разу за время в MotoGP. Может, злой рок теперь перестанет его преследовать?

Что касается квалификационной скорости Скотта, то здесь проблемы остаются. Пилот «Прамак» в гораздо большей степени гонщик, чем квалифайер. За полсезона он хорошо провел одну-единственную субботу — ту дождевую, что была на уик-энде в Нидерландах, когда ему досталось третье стартовое место. За девять этапов у #45 три старта в топ-10, так что здесь он уступает всем «дукатистам», кроме Лориса База. Например, у напарника Петруччи все старты были из топ-10, у Эктора Барберы на Desmo 2014 года таких стартов пять, включая суперквалификацию в Германии, где испанец пропустил только Марка Маркеса.

45 очков для #45 — это приблизительно в полтора-два раза меньше того, что он мог бы набрать, если основываться на его эффективности в заездах с финишем. Без проблем с мотоциклом Реддинг, вероятно, мог бы рассчитывать на позицию где-то рядом с Полом Эспаргаро, пока что самым эффективным сателлитом сезона, у которого 72 очка. Перед летним перерывом англичанин провел две персонально лучших гонки в MotoGP, выступив сильнее испанца, так что шансы на статус сателлита №1 есть и они неплохие, несмотря на отставание. Получится или нет — зависит от завода, которому нужно отучить Desmo GP15 от привычки умирать.

#18 | Данило Петруччи | 24 очка

КАТ АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 7 8 9
Квалификация 10 9 9 10 4

Предсезонная травма руки на тестах в Австралии стоила Данило Петруччи нормального старта чемпионата. Приехав на открытие сезона в Катар, он понял, что вернулся слишком рано, и взял новый перерыв на восстановление, пока его заменял тест-пилот «Дукати» Микеле Пирро.

Данило наконец-то вернулся в чемпионат в Ле-Мане, где в трудной гонке (ему еще не хватало «физики») стал седьмым. Остановка во Франции стала для него первым боевым заездом с прошлогодней Валенсии. Следующие две гонки прошли по нисходящей — восьмой в Муджелло и девятый на Барселоне-Каталунье. В обоих случаях Супер Петрукс был на расстоянии вытянутой руки от интересных результатов, и все-таки чего-то не хватило, потому что в Италии он финишировал за Брэдли Смитом — лучшим сателлитом заезда, а в Каталонии едва не финишировал первым из «дукатистов», пока в самом конце его не обогнал Андреа Довициозо.

Данило Петруччи

На тот момент мотоцикл Петруччи работал нормально, что сильно контрастировало с событиями в соседней части гаража. Однако, неудача и про итальянца тоже не собиралась забывать, когда настал черед Гран-При Нидерландов. Гонка могла стать для лагеря Ducati лучшей в сезоне, но по факту стала чем-то вроде второй Аргентины (с аварией Ианноне и Довициозо): Петрукс и Десмо Дови бодро летели по волнам залитого водой ассенского трека на первых двух позициях, когда дирекция гонки выбросила красные флаги. Когда заезд возобновили, первый круг прошел хорошо… но уже на втором все закончилось: Андреа вылетел с трека, а Данило остановился из-за заглохшего мотоцикла, который так и не завелся. Оба находились в топ-5 и имели возможность прицелиться на подиум.

Не менее перспективный заезд #9 вел в Германии — в похожих нелегких условиях он довольно быстро обошел таких «мокрых» экспертов, как Валентино Росси и Марк Маркес, и возглавил гонку. Через шесть кругов Петруччи уронил байк и испортил себе заезд, ну а байк добавил от себя, когда после возвращения на трек снизу что-то загорелось. Доехав до боксов, итальянец увидел, что на запасном аппарате стоят те же самые шины. Трек начал сохнуть позже, так что падение произошло невовремя. Если бы ошибка была допущена кругов на шесть-семь позже, тот аварийный пит-стоп одновременно был бы и основным. Проехав еще пару кругов после вынужденного пит-стопа, Данило снялся с гонки.

Он мог разделить с напарником его успех в Ассене и Заксенринге, ведь Скотт провел там свои лучшие гонки в MotoGP. Петруччи, показавший себя в прошлом сезоне очень хорошим дождевым райдером, даже мог рассчитывать на что-то большее, особенно с учетом лидирования в Германии. С другой стороны, мастером дождя его пока рано считать, так как в том же 2015-м кроме выдающегося подиума в Сильверстоуне у него была средняя гонка с пит-стопом в Мизано (шестой) и проваленная в Мотеги (упал и сошел).

Его отсутствие на старта сезона и пара нулевых финишей вылились в низкое 18 место в зачете, что, естественно, не является отражением его настоящей скорости. Данило в этот же момент чемпионата год назад имел 51 балл при отсутствии сходов, хотя тогда под ним был годовалый Desmo GP14. В текущей ситуации у него с напарником плюсы и минусы одинаковые — команда получила от завода мотоциклы нового поколения, они быстрее на гоночной дистанции, примерно такие же в квалификациях и значительно чаще ломаются. Под дождем появляются шансы на подиум и даже на победу, но Ducati этим были известны и раньше, так что где-то прогресс, где-то — то же самое. К сожалению, от новой техники пользы в каком-то смысле пока не больше, чем вреда, а плохие эмоции от упущенных результатов вообще вряд ли измеришь.