Статистика: поулы и победы на Гран-При Италии

Гран-При Италии — один из шести оригинальных этапов, которые вошли в самый первый календарь чемпионата в 1949 году. Без гонок в этой солнечной стране не обошелся ни один сезон MotoGP.

Прошло несколько десятилетий до того момента, как итальянский этап стал называться собственно итальянским и проводиться на трассе Муджелло в Тоскане, как сейчас. Изначально это был Гран-При Наций — таким было фирменное название главной итальянской гонки в календаре вплоть до 1991 года. Много лет она проводилась в сентябре, закрывая сезон, и в 70-х переехала на свое традиционное место в весенней части календаря (апрель либо май).

Если исходить из списка победителей первых десятилетий, то было бы точнее называть его Гран-При (Двух) Наций, так как в период 1949 — 1977 годов на этой гонке в категории GP500 побеждали или сами итальянцы, или англичане, и больше никого. Что касается побеждающей техники, то здесь Италия далеко впереди Великобритании: это были годы многочисленных побед Gilera и, впоследствии, MV Agusta, которая получила монополию на победы с 1958 года и не отдавала ее до самого 1975-го.

Ее лучшие райдеры становились там серийными победителями: Джон Сертиз трижды был триумфатором, Майк Хэйлвуд — пять раз, Джакомо Агостини — шесть. Только Джефф Дюк смог выиграть свои четыре гонки на двух разных мотоциклах — сначала на Norton, потом на Gilera.

Джакомо Агостини (1972)

Практически все эти гонки прошли на трассе Монца (1949 — 1971), после чего знаменитое итальянское кольцо стало чередоваться с новыми площадками. Со временем такие места, как Имола, Мизано и Муджелло вытеснили Монцу навсегда. О том, что уровень безопасности на супербыстрой Монце устаревает, напомнил трагический этап 1973 года в кубатуре GP250. Некоторые гонщики считали, что проводить заезд небезопасно, так как где-то на треке было замечено масляное пятно — последствия взрыва мотора в предыдущей гонке. В то время к подобному относились спустя рукава, если судить по современным меркам безопасности: организаторы Гран-При не стали ничего проверять или откладывать заезд для дополнительной проверки трека, ограничившись доведением этой информации до сведения до гонщиков, но вероятно, что некоторые так и остались в неведении.

В голове пелетона произошло столкновение между Ярно Саариненом и Ренцо Пазолини, и в эту аварию оказались вовлечены еще 13 пилотов из-за того, что металлические ограждения в Монце стояли сразу по краям трека, и упавшие мотоциклы и гонщики просто рикошетили от них обратно на трек, под колеса другим. Пятеро получили травмы, но хуже всего пришлось тем, кто упал в самом начале: Сааринен и Пазолини погибли мгновенно. При расследовании аварии было установлено, что ее первопричиной было падение Пазолини, рухнувшего под колеса Сааринену. Всего за уик-энд произошло 60 инцидентов.

Такой трагический заезд не мог не отразиться на репутации Монцы — на этом очень быстром треке трагедии происходили и в Формуле-1. Чемпионат перестал ездить в Монцу и в следующие годы приезжал на более современные треки — свежепостроенные Муджелло, Имолу, Мизано. Первым человеком не из Великобритании или Италии, который установил в Италии свое правление, стал американец Кенни Робертс, и его статистика красива по-настоящему, так как пилот Yamaha в 1978 — 1981 годах одержал четыре победы подряд на четырех разных треках (Муджелло, Имола, Мизано, Монца), и в каждом случае это было осуществлено с первой попытки!

Дуэн и Шванц (Муджелло, 1992)

Трек Мизано вошел в календарь серии в 1980 году, и это был единственный случай в истории, когда Гран-При Наций принял старт сезона. В 1981-м вернулась модернизированная Монца: в конфигурацию трека внесли изменения, сделав его медленнее, и добавили настоящие зоны вылета, ликвидировав металлические ограждения по краю полотна. В 80-х Монца еще трижды примет этот Гран-При, и окончательно исчезнет из календаря после 1987 года. Через несколько лет за ней пойдет и Мизано: последний раз будущее кольцо имени Марко Симончелли будет местом проведения итальянского этапа в 1993-м — том самом, на котором после тяжелого хай-сайда завершилась карьера трехкратного чемпиона Уэйна Рейни. Все последующие гонки проходили в Муджелло. Что касается Мизано, то он вернулся в нулевых (2007) и под вывеской Гран-При Сан-Марино.

В 1990-м прошел последний Гран-При Наций. Начиная со следующего сезона, этап переназвали в привычный Гран-При Италии, чтобы название точно обозначало страну проведения или ее регион, если на территории государства было более одного этапа в год.

Американцы и австралийцы особенно комфортно чувствовали себя в этой стране, хотя тоже самое справедливо в целом для 80-х и 90-х. Мику Дуэну удалось повторить планку Майка Хэйлвуда и выиграть итальянский этап пять раз подряд (1994 — 1998). Что касается итальянцев, то им после эпохи Агостини во времена GP500 на многое не приходилось рассчитывать, победы были редкими. Порадовать земляков смог Франко Унчини в 1981-м, Франческо Кили в 1989-м, Лука Кадалора в 1993-м и Лорис Капиросси в 2000-м. Кстати, Капиросси стал первым итальянцем, который смог победить в Муджелло, хотя этот трек время от времени появлялся к чемпионате с 1976 года.

Honda (14) и Yamaha (9) разделили между собой большинство побед, кое-что досталось и Suzuki (4). Если сюда добавить Гран-При Города Имола, который в 1996 — 1999 годах был вторым итальянским Гран-При (но не носившее название санмаринского, который появлялся в 80-х и был возрожден в 2007-м), то показатели еще сильнее изменятся в пользу Honda: плюс четыре золота.

Бьяджи, Росси, Меландри (2005)

После завершения карьеры Аго в середине 70-х итальянцы перестали доминировать в чемпионате, и естественно, эта ситуация отражалась на их домашних треках. Лука Кадалора и Макс Бьяджи — самые большие итальянские имена в 90-х, — никак не повлияли на доминирование пилотов Repsol Honda Мика Дуэна и Алекса Кривье в Италии. Кадалора смог выиграть на родине всего одну гонку, у Бьяджи не получилось и этого.

Поначалу «генеральную линию» продолжил и Валентино Росси, неудачно закончив гонки в Муджелло в 2000 и 2001 годах, но затем Доктор словно решил отыграться за всех своих предшественников и не проиграл ни одного Гран-При Италии в 2002 — 2008 годах. Своей суперсерией из семи триумфов подряд он побил оба рекорда Гран-При — и по числу последовательных побед Хэйлвуда и Дуэна (по 5), и по общему числу Агостини (6). Как и Джакомо, Валентино брал победы на двух марках мотоциклов — Honda и Yamaha (Агостини сделал это на MV Agusta и Yamaha). Единственным пилотом, который победил на этом Гран-При несколько раз после Росси — его напарник Хорхе Лоренсо, добившийся золота четыре раза в 2011 — 2015 годах. Остальные пилоты современности (Кейси Стоунер, Дани Педроса, Марк Маркес) выиграли по разу.

Хорхе Лоренсо (Муджелло, 2012)

Домашние дела у Росси шли гораздо лучше, чем у других итальянцев из Ducati, которые стали постоянно присутствовать в старшей кубатуре чемпионата с 2003 года после нескольких разовых акций на рубеже 60-х — 70-х. Лорис Капиросси трижды приводил Desmosedici на подиум (2003, 2005, 2006), и все же первую и единственную победу пришлось подождать еще несколько лет, пока в 2009-м ее не добыл Кейси Стоунер. После длинного перерыва марка вернулась на подиум благодаря серебру Андреа Ианноне в 2015-м.

Кстати, именно в Муджелло на этапе 2003 года по-настоящему закончилась двуххтактная эра чемпионата. Все игроки, за исключением одного, начали тот сезон с новыми мотоциклами. Исключением были гонщики команды Кенни Робертса — они провели старт сезона на прошлогодних «пятисотках» Proton KR3 и в Италии перешли на современные пятицилиндровые «литры» KR5.

В современной эре чемпионата на этом кольце больше всего отличилась Yamaha: у нее девять побед в 14 попытках. Honda хранит в своей копилке четыре, Ducati — одну.

Первый раз на Гран-При Италии:

— открытие сезона: 1980
— подиум MV Agusta (1950)
— победа MV Agusta (1952)
— подиум Ducati (1972)
— поул Марко Лучинелли (1980)
— подиум Эдди Лоусона (1983)
— победа Пьера-Франческо Кили (1989)
— поул Луки Кадалоры (1993)
— поул Алекса Барроса (2000)

Последний раз:

— закрытие сезона: 1949, 1950, 1951, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1964, 1965, 1966, 1967, 1968
— победа Умберто Мазетти (1955)
— подиум и Гран-При Джеффа Дюка (1959)
— победа и Гран-При Джона Сертиза (1960)
— Гран-При Gilera (1964)
— Гран-При и поул Ярно Сааринена (1973)
— подиум и Гран-При Фила Рида (1976)
— победа Honda NSR500 (1984)
— Гран-При Марко Лучинелли (1986)
— Гран-При Уэйна Рейни (1993)
— Гран-При Cagiva (1995)
— поул Алекса Кривье (1999, Гран-При Города Имола)
— поул Сете Жибернау (2006)
— подиум Алекса Барроса (2007)
— Гран-При Тадаюки Окады (2008)

Единственный раз:

— победа Пьера-Франческо Кили (1989)

Эра GP500

Год Поул Быстрейший круг Победа
Монца
1949 Н. Пагани Н. Пагани
1950 У. Мазетти Д. Дюк
1951 А. Милани А. Милани
1952 Л. Грэм Л. Грэм
1953 Д. Дейл Д. Дюк
1954 Д. Дюк Д. Дюк
1955 Д. Дюк У. Мазетти
1956 Д. Дюк Д. Дюк
1957 Л. Либерати Л. Либерати
1958 Д. Сертиз Д. Сертиз
1959 Д. Сертиз Д. Сертиз
1960 Д. Сертиз Д. Сертиз
1961 Г. Хокинг М. Хэйлвуд
1962 Р. Вентури М. Хэйлвуд
1963 М. Хэйлвуд М. Хэйлвуд
1964 Б. Кальдарелла М. Хэйлвуд
1965 М. Хэйлвуд М. Хэйлвуд
1966 М. Хэйлвуд Д. Агостини
1967 М. Хэйлвуд Д. Агостини
1968 Д.Агостини Д.Агостини
1969 Д. Додс А. Пагани
1970 А. Бергамонти А. Бергамонти
1971 Д.Агостини А. Пагани
1973 Я. Сааринен заезд отменен
1981 М. Лучинелли К. Робертс К. Робертс
1983 К. Робертс К. Робертс Ф. Спенсер
1986 Э. Лоусон М. Болдуин Э. Лоусон
1987 У. Гарднер У. Гарднер У. Гарднер*
Имола
1972 Д.Агостини Д.Агостини
1974 Д.Агостини Д.Агостини Д. Бонера
1975 Д.Агостини Д.Агостини Д.Агостини*
1977 Б. Шин Б. Шин Б. Шин*
1979 Б. Шин К. Робертс К. Робертс
1988 У. Гарднер Э. Лоусон Э. Лоусон
1996** М. Дуэн А. Кривье М. Дуэн
1997** М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1998** Ж.-М. Бэйль М. Бьяджи М. Дуэн
1999** А. Кривье А. Баррос А. Кривье
Мизано
1984 Ф. Спенсер Ф. Спенсер Ф. Спенсер*
1989 К. Шванц Э. Лоусон П. Кили
1990 У. Рейни У. Рейни У. Рейни*
1991 У. Рейни У. Рейни М. Дуэн
1993 Л. Кадалора М. Дуэн Л. Кадалора
Муджелло
1976 Д. Агостини Б. Шин Б. Шин
1978 К. Робертс К. Робертс К. Робертс*
1985 Ф. Спенсер Ф. Спенсер Ф. Спенсер*
1992 М. Дуэн К. Шванц К. Шванц
1994 Л. Кадалора Л. Кадалора М. Дуэн
1995 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1996 М. Дуэн А. Кривье М. Дуэн
1997 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1998 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1999 Т. Харада К. Робертс А. Кривье
2000 А. Баррос Л. Капиросси Л. Капиросси
2001 В. Росси В. Росси А. Баррос

Эра MotoGP

Год Поул Быстрейший круг Победа
Муджелло
2002 1:51.258 (В.Росси) 1:52.601 (Т. Укава) В.Росси
2003 1:51.927 (В.Росси) 1:52.623 (Л. Капиросси) В.Росси
2004 1:49.553 (С. Жибернау) 1:51.133 (С. Жибернау) В.Росси
2005 1:49.223 (В.Росси) 1:50.117 (М. Бьяджи) В.Росси
2006 1:48.969 (С. Жибернау) 1:50.195 (Л. Капиросси) В.Росси
2007 2:00.359 (К. Стоунер) 1:50.357 (Д. Педроса) В.Росси
2008 1:48.130 (В.Росси) 1:50.003 (К. Стоунер) В.Росси
2009 1:48.987 (Х. Лоренсо) 1:51.186 (В.Росси) К. Стоунер
2010 1:48.819 (Д. Педроса) 1:49.531 (Д. Педроса) Д. Педроса*
2011 1:48.034 (К. Стоунер) 1:48.402 (Х. Лоренсо) Х. Лоренсо
2012  1:47.284 (Д. Педроса) 1:47.705 (Д. Педроса) Х. Лоренсо
2013 1:47.157 (Д. Педроса) 1:47.639 (М. Маркес) Х. Лоренсо
2014 1:47.270 (М. Маркес) 1:47.892 (М. Маркес) М. Маркес*
2015 1:46.489 (А. Ианноне) 1:47.654 (М. Маркес) Х. Лоренсо

*хет-трик
**Гран-При Города Имола

Валентино Росси в Муджелло (2015)