Разговор с гоночным менеджером по моторам и КПП Aprilia Racing

Aprilia довольно быстро освоила технологию бесшовной коробки передач для прототипа MotoGP. Этот агрегат, на который ведущие заводы чемпионата тратили месяцы и месяцы работы, был внедрен итальянской маркой без лишней помпы летом прошлого сезона, когда ее пилоты выступали на первом RS-GP, родственнике супербайка RSV4.

Один из ее создателей Джузеппе Бусато прошел весь путь конструирования этого агрегата, после чего загорелся идеей выйти за стены гоночного отдела и работать на гонках. До этого итальянец с 2005 года трудился над разработкой и развитием самых разных моторов Aprilia. Сейчас Джузеппе отвечает за контроль и обслуживание мотора и всех связанных с ним компонентов по ходу гоночных уик-эндов.

Когда пришел черед гоночного отдела?

В 2005-м мы были на вершине эры двухтактных моторов. Меня приставили к одному из самых опытных механиков, он был волшебником по работе с цилиндрами. Мы готовили моторы [кубатур] 150 и 250, на которых тогда выступали. Это были жемчужины.

Когда произошло переключение на четырехтактные моторы, это означало, что у вас — новый важный проект…

Я начал работать над двухцилиндровыми 450 и 550 во всех их разных вариациях: кроссовый, мотард, ралли. Это был трудный мотор, очень продвинутый и довольно сложный, но как только мы поняли его суть, у нас появились отличные результаты.

Теперь вы работаете на треке с бесшовной КПП.

Проблемы нет — в боксах работается очень хорошо. Мы очень усердно трудились, чтобы достигнуть своих целей. Однако, я не скрываю, что иногда чувствую стимул добиться еще большего. Мне кажется, это естественно.

Изначально вы столкнулись с некоторым скептицизмом.

Не изнутри, но снаружи. Очень мало кто верил, что маленькая «Априлия» сможет разработать бесшовную КПП. Мы с самого начала верили, что это возможно, и результаты сказали нам, что мы были правы. По-моему, мы достигли многообещающего уровня и с точки зрения надежности, и потом динамики. Теперь надо надо продолжать «полировать», калибровать, делать компактнее. Хотя основа есть, и она очень хороша.

В принятии «трекового» вызова каким был мотивирующий фактор?

После того, как гоночный отдел сконструировал коробку, чувствовал, что бросить ее — это неправильно. Это может прозвучать странно, но я чувствовал, что это мое творение. Когда Вальтер Скаттолин, главный инженер КПП, решил официально взять ее в MotoGP, я не мог не пойти с ним.

Что крутится у вас в голове, когда мотоцикл выезжает из боксов?

Начинаю думать про миллион вещей, которые могут пойти не так. Гоночный мотоцикл — это продукт очень многих людей, так что каждая деталька может влиять на работу в целом. Вам надо учитывать, что когда вы на треке, в вашем распоряжении минимальное время на обслуживание. Вы должны каждую секунду выполнять свою работу «на пять».

Как думаете, мы увидим дорожные мотоциклы с бесшовной КПП?

Когда смотрю на реакции нашей «бесшовки» в жестких рабочих условиях MotoGP, думаю, что будет легко установить ее в серийный байк. Но если честно, я бы рассматривал ее как хороший вариант для использования на треке, где она может обеспечить реальное преимущество. На дорогах прекрасно работают трансмиссии стандартных байков с квикшифтерами. «Бесшовка» была бы бесполезна, и на фоне увеличенной сложности может и не предложить байкеру заметного преимущества.

Баутиста и RS-GP 2016