Анализ Brembo: самые простые и тяжелые трассы для тормозов MotoGP

После гонок в Катаре и Аргентине нас ожидают еще 16 стартов в сезоне MotoGP 2016. Быстрые и медленные, в стиле разгон-торможение или с широкими скоростными поворотами  — все трассы предъявляют свои требования к тормозам. Brembo объясняет, где тормозам байков королевского класса придется чуть проще, а где — сложнее.

Количество торможений

Вопреки распространенному мнению, разница в скорости зависит не только от мощности моторов. Некоторые пилоты способны открывать газ на мгновения раньше других, отыгрывая сотые доли секунды, но это несколько иная тема. Наиболее заметна разница в стилях езды на торможениях.

Разные трассы имеют различное число зон торможения — например, на Филлип-Айленде их три, в то же время в первых четырех Гран-При (Катар, Аргентина, США и Испания) их по восемь. Также трассы отличаются длиной. Для сравнения удобнее воспользоваться дистанцией всей гонки, которая, согласно регламента, составляет 110-120 километров.

Анализ Brembo: количество зон торможения

При таком сравнении разница становится гораздо более существенной: в Валенсии пилотов ждут 240 зон торможения, тогда как на Филлип-Айленде — всего 80. Впрочем, если не принимать во внимание крайности, разница между треками всё равно очень значительная. К примеру, в Сепанге 120 зон торможения, в Мотеги — 168, в Индианаполисе – 189. Тем не менее, количество не совсем точно отражает нагрузку на тормоза. Это число, в частности, не отражает интенсивность и сложность торможений. В частности, 240 зон в Валенсии представляют лишь средний уровень нагрузки.

Время на торможении и сила замедления

Для того, чтобы сделать более точный прогноз, нанесем на график каждый из треков. В качестве параметров для оценки возьмем соотношение времени, проведенного на торможении, к общему времени круга (горизонтальная ось), и среднее предельное замедление, которое развивает байк (вертикальная ось).

Анализ Brembo: сила замедления и время на торможении

Первый параметр характеризует время, в течение которого используются тормоза, тогда  как второй – интенсивность торможения, выраженная в g.

В верхней правой части графика выделяются кольца Мотеги и Сепанг. Оба характеризуются значительным процентом времени на торможении (пилоты используют тормоза четверть дистанции гонки) и высоким значением замедления (более 1,4 g). Сочетание этих факторов представляет собой худшую комбинацию для тормозной системы.

Напротив, в нижней левой части графика находятся довольно медленные трассы, где процент времени на торможении довольно низок и сами торможения не такие жесткие. Таким образом, можно сделать вывод, что трассы Филип-Айленд и Ассен – наименее сложные для тормозов. Тем не менее, тормозам всё равно достается много работы — например, для входа в первый поворот австралийской трассы пилотам приходится нажимать на тормозной рычаг с усилием в пять килограмм для того, чтобы скорость снизилась с 267 до 109 км/ч.

В нижней правой части графика находятся относительно небыстрые трассы, где пилоты тормозят много, но не очень интенсивно. В частности, треки Термас де Рио Ондо и Остин имеют по восемь зон торможения, но большинство из них характеризуются относительно низкой интенсивностью.

Не стоит недооценивать треки, находящиеся в верхней левой части графика. В то время как тормоза используются не так уж часто, есть  моменты, когда приходится обращаться к их помощи — тогда пилоты тормозят очень жестко. К этой категории относятся трассы с очень тяжелыми зонами торможения, такие как Муджелло (особенно перед поворотом Сан Донато) и Брно (также перед первым поворотом), которые серьезно нагружают тормозную систему.

Самые тяжелые трассы с точки зрения инженеров

Вторая часть статьи создает несколько отличную от первой картину. Но этого всё равно недостаточно для комплексного анализа, потому что количественные факторы следует увязывать с качественными, которые довольно трудно оценить численно. Это такие параметры, как сцепление полотна (некоторые трассы также используются и для автогонок, другие – исключительно для мотоциклов), погодные условия, стиль пилотирования и динамические характеристики мотоцикла.

Не менее важны в определении сложности трека для тормозной системы интенсивность торможений и их расположение: несколько последовательных зон, как Арагоне – совершенно иная вещь, нежели расположение их на расстоянии друг от друга, как на Заксенринге. В первом случае будет недостаточно времени для того, чтобы тормоза успевали остыть.

Тщательный учет всех факторов — непростая задача, но инженеры Brembo, благодаря 40- летнему опыту участия в MotoGP (в то время в королевском классе были 500-кубовые двухтактные двигатели) знают, как её решить. Используя этот опыт, Brembo представляет свой рейтинг:

Анализ Brembo: нагрузка на тормоза

Каждой из 18 трасс Чемпионата 2016 года присвоен рейтинг от 1 до 5, отражающий нагрузку, которой подвергаются тормоза в процессе гонки.

График содержит только две трассы, на которых тормозная система не испытывает серьезных проблем: Филипп-Айленд и Ассен. Девять треков в этом году имеют среднюю сложность. Дальше идут более тяжелые треки Херес, Шпильберг  (трек возвращается после 19-летнего отсутствия в MotoGP), Брно и Арагон, которым присвоили рейтинг «Сложный» (4).

И, наконец, три трассы особенно тяжелы для тормозной системы: Мотеги, Сепанг и Барселона – они имеют высший рейтинг «Очень сложный» (5).

Исторически Твин Ринг Мотеги  наиболее сложен для тормозов из-за изобилия поворотов под вторую передачу, которые очень сильно нагружают тормозную систему. По этой причине очень трудно охлаждать тормоза между поворотами: между первым и десятым практически непрерывно необходимо тормозить. Кроме того, идеальное покрытие обеспечивает очень высокий коэффициент сцепления покрышек, что позволяет очень сильно оттормаживаться, что еще больше усложняет задачу.

Сепанг характеризуется очень тяжелыми зонами торможения, среди которых первая и последняя особенно выделяются: в обеих торможение крайне жесткое, с замедлением более 1,6g, сбросом скорости на 220 км/ч и усилием на рычаге не менее 6,5 кг. Значительный процент времени, проводимого на торможении, вкупе с жарким климатом делают контроль температуры критической задачей как для тормозов, так и для пилотов.

Барселона – единственная из трех «очень сложных» трасс в первой части календаря. Это очень техничный трек, с резкими торможениями, которые очень сильно нагружают тормозную систему. Основные трудности вызывает сложность охлаждения тормозов, которая вызвана особенной конфигурацией трассы и иногда усугубляется высокими температурами поздней испанской весны. Очень интенсивные и расположенные очень близко друг к другу (пять в первой части трека) зоны торможения сильно нагревают диски и колодки и те не в состоянии эффективно охлаждаться в средней части трассы.

Марк Маркес