Гид по трекам MotoGP от Пола Эспаргаро

По ходу этого сезона чемпионат MotoGP заглянет на 18 треков 14 стран. Некоторые из них появились в календаре или только что (Ред Булл Ринг), или недавно (Трасса Америк, Термас де Рио Ондо). Основная часть площадок в Гран-При давно и поэтому даже у молодых райдеров с ними связано немало историй. Поль Эспаргаро из Yamaha Tech 3 стал выступать в чемпионате мира в 2006 году, побеждать начал в 2009-м, и на половине треков он успел выступить по десятку раз. #44 рассказал gpone.com о своих собственных историях «с полей».

Лосаил, Катар:

Это первая гонка. До старта сначала появляется луна, а потом на Лосаиле зажигают огни! Он сильно отличается от канона Гран-При… и еще это старт сезона, так что нервы довольно напряжены — вполне стрессовый момент, а мне не нравится это ощущение. Я всегда говорю, что результаты на этой стадии не показывают того, что произойдет в остальной части сезона.

Термас де Рио Ондо, Аргентина:

Люди там — это шок! Еще один стрессовый уик-энд, но фанаты настолько фанатичные, что хотят к тебе прикоснуться и понять, настоящий ли ты! Маленький городок вроде бы малолюдный, но фанаты очень воодушевленные — это все украшает.

Трасса Америк, США:

Обожаю! Особенно когда стоишь на решетке и там поют национальный гимн. Он не мой, но если бы меня спросили, какой момент в сезоне воодушевляет больше всего, то я бы ответил, что это — просто услышать музыку, увидеть людей с руками у сердца, услышать звук орудий. Из-за всех этих штук чувствуешь себя очень важным! Отличный трек, но и очень требовательный тоже.

Херес, Испания:

Думаю, что смогу проехать круг по Хересу даже с закрытыми глазами. Я столько гонок там провел, столько было аварий, хорошего опыта и плохого… Это старт европейской части [чемпионата], так что можно использовать свой моторхоум и ощущать комфорт. Вот где начинается сезон, как по мне. Мне нравятся два поворота — Ньето и Пелуки. Они быстрые и сумасшедшие.

Ле-Ман, Франция:

Не знаю почему, но мне всегда нравился Ле-Ман и я всегда на нем хорошо выступал. Я побеждал в GP125 и в Moto2, и финишировал четвертым в свой первый сезон в MotoGP. Спонсор там Monster, они еще спонсируют мероприятие целиком, команда Tech 3 — французская, так что чувствуешь себя немного как дома.

Муджелло, Италия:

Ох, Муджелло! В нем есть все: гламур, скорость и техничность! У этого трека горячая кровь, прямо как у итальянцев. После двух кругов дрожат ноги — все время скорость, то вверх, то вниз, да еще те длинные повороты. Это чистый адреналин. На Гран-При там повсюду люди, и обычно благоприятная погода. Если бы кто-то меня спросил, куда съездить, чтобы посмотреть гонку MotoGP, то я бы точно ответил: Муджелло. Пускай даже если вы ночью крепко не заснете из-за того, что кругом начинает грохотать как на поле битвы!

Барселона-Каталунья, Испания:

На этом треке есть три очень особенных участка. Пятый поворот, самый медленный, где собираются все эспаргарианцы — наш с Алейшем фан-клуб, — наши друзья и наши семьи, чтобы посмотреть гонку. Следующий поворот, где касаешься асфальта локтем — прекрасный поворот. И последний, в котором еще можно в последний раз реально обогнать. Там видишь всех людей на стадионе, и последний круг может стать очень особенным.

ТТ Ассен, Нидерланды:

Не знаю почему, но я всегда быстр в Ассене. В прошлом году у меня было много проблем, но когда я приехал в Ассен, это был глоток свежего воздуха. Я хорошо провел гонку и попал в топ-5, и жестко бился, несмотря на проблемы с рукой. Мне нравится это кольцо с его длинными поворотами. «Ямахи» хорошо на нем работают, потому что они держат высокую скорость в поворотах. Здесь можно воспользоваться полным потенциалом мотоцикла.

Заксенринг, Германия:

Я был самым быстрым в GP125 и Moto2, но с «Ямахой» все сильно отличается. Мне он нравится, несмотря на то, что на нем трудно. Это короткий гоночный трек, вам нужно постоянно открывать и закрывать газ и управляться с мощью байка. Тут очень важна электроника — так же, как физическая форма. Погода непредсказуемая, но место там прекрасное и вы чувствуете большую страсть [зрителей].

Ред Булл Ринг, Австрия:

Новое кольцо, и оно вроде нечасто было в MotoGP. Значит, между нами равенство… хотя бы в первый день! Ребят займет настройка электроники и на какое-то время они пропадут… Конечно, я видел конфигурацию, и она мне понравилась. Посмотрим, что будет с погодой, но мне уже хочется попробовать этот новый опыт.

Автомотодром Брно, Чехия:

У местной публики там всегда много энтузиазма. В прошлом году нас с Брэдли Смитом разделило несколько секунд, в этот раз я хочу реванша.

Сильверстоун, Великобритания:

Люблю Сильверстоун, даже когда он мокрый. В 2015-м я провел одну из лучших гонок вообще. Я был неплох в Moto2 — был раз, когда я боролся против Маркеса и выиграл. Мне нравятся ощущения [от трека] и он мотивирует, потому что это лагерь соперника…. или моего напарника — Брэдли Смита.

Мизано, Сан-Марино:

В Мизано со мной вечно что-то происходит, каждый раз что-то странное! Больше всего запомнилось, когда в последнем повороте столкнулся с Ианноне в 2009-м в GP125. Я выиграл две гонки подряд и ждал третью, когда он меня выбил. Мою реакцию увидело много людей — я сломал ветровик на байке Андреа, про меня долго говорили. После инцидента меня заметили, но еще мне многие симпатизировали за тот эпизод. Когда смотрю его на «ютубе», думаю «буэээ, как жалко»… Я был очень молодым и очень хотел там три подряд!

Моторленд Арагон, Испания:

С каждым годом все больше и больше людей приезжают посмотреть эту гонку, там очень хорошо все организовано. У меня была хорошая гонка в 2015-м: мы стартовали пятыми, и потом у меня появилась проблема с КПП, но я добрался до четвертого места. Мне там комфортно, пускай даже там очень тяжело физически из-за нескольких перепадов высот. Это трасса, где весьма важны правильные настройки мотоцикла — может, по электронике не так уж, но все остальное должно быть идеальным.

Твин Ринг Мотеги, Япония:

Мотеги мне не нравится, пусть там и люди фантастические. Их страсть к мотоциклам отличается от других — они очень уважают, но они так сильно живут ради этого спорта. Когда мы съездили на Сузуку на «8 часов Сузуки», я подумал, что они правда невероятные. Например, в Испании есть много гонщиков и треков, за которыми многие следят, но в Японии ты видишь культуру, историю и любовь к мотоциклам, которая, опять же, не такая. Фанаты приходят на гонки со старыми фото, с подарками!

Я выиграл чемпионат в Мотеги [в 2013-м], но я там никогда не был быстрым. Помню, как мы игрались с Маркесом в GP125 и Moto2 — он был очень маленьким пареньком. Вся трасса — это торможение-разгон-торможение-скорость, и на разгонах он всегда набирал несколько метров [преимущества]. Приходилось жестко гнать, чтобы обгонять его. Мне очень трудно на этом кольце, но результаты и воспоминания все равно позитивные.

Филлип-Айленд, Австралия:

Для меня это кольцо — лучшее, мне на нем очень нравится. Конфигурация удивительная, и там показываешь, какие у тебя шары! Прекрасная местность, и если бы не надо было идти на гонку, то я бы утром встал и пошел серфить. Люблю природу. Я живу в Андорре, среди гор, и там похожий воздух, свежесть, какое-то ощущение свободы. Ночью видны звезды и ощущения как в раю. Если я куда-нибудь перееду после ухода [из спорта], то хотелось бы туда.

На Филлип-Айленде у меня также была одна из моих лучших гонок, когда я финишровал в 20 секундах впереди второго. По-моему, рекорд круга все еще держится за мной. Я хорош на этом «летучем» треке! Вы хорошо серфите? Если неплохо, то давайте со мной! Трюки делать не могу, но знаю, как поймать волну. Это мой любимый спорт после мотоциклов.

Сепанг, Малайзия:

Если Австралия — моя любимая остановка, то Сепанг — худшая! Мне очень трудно из-за жары и моего стиля езды — он так себе, когда нет держака. Я агрессивен с газом, а когда вы едете по кольцу типа Сепанга, то рискуете износить шины и потерять скорость в поворотах. Я довольно хорош, когда для перекладок нужно использовать тело в крутых поворотах, но здесь нужно быть супермягким, в стиле Лоренсо. Мне он не нравится, но этот трек хорош для тестов перед сезоном, чтобы стараться прогрессировать.

Трек Валенсии имени Рикардо Тормо, Испания:

Еще одно кольцо, где все время открываешься и закрываешься, но в Испании и Каталонии я провел несколько особенных гонок, и после такого количества подиумов мне там комфортно. В прошлом году финишировал пятым — неплохо. Конфигурация не отличная, но мне вообще-то нравится ощущение, что я дома! Это еще одна испанская гонка, поэтому на меня приходят посмотреть мои друзья, к тому же она последняя в году, так что мы можем забыть про плохой сезон и красиво его отпраздновать.

Тесты на следующий день могут пройти хорошо или сильно расстроить… Там вам дают старый заводской байк и вы думаете: ого, теперь я пойму, как они разгонялись, так что любопытно почувствовать, в чем разница!

П. Эспаргаро и Смит