Пит Баумгартнер о работе Валентино Росси и Хорхе Лоренсо с Bridgestone (1/3)

2 часть >>>

Петер «Пит» Баумгартнер в качестве техника по шинам прошел вместе с Bridgestone весь их путь в современной эре MotoGP — с 2004 года по 2015-й, от почти незаметных результатов Kawasaki до статуса монопоставщика чемпионата и триумфальной победы Yamaha в прошлом прощальном сезоне. Пит пришел в заводскую команду Yamaha в 2008-м — в тот же год, когда Валентино Росси первым из райдеров этой марки перешел на японские покрышки. В следующем сезоне он также стал работать и с Хорхе Лоренсо, и с сателлитными пилотами Yamaha Tech 3.

Работа Баумгартнера как шинного техника — советовать пилотам, какие именно шины будут для них максимально эффективными с учетом их мотоциклов и стилей езды, а также фиксировать их запросы на какие-либо доработки или изменения. В этой работе большую роль играет и стиль общения с каждым гонщиком — здесь Валентино и Хорхе заметно отличаются друг от друга. Об этом — в беседе со speedweek.com

Насколько трудно вам было в 2008-м заслужить доверие такой суперзвезды, как Валентино Росси? Он был новичком для Bridgestone, при этом в 2007-м чемпионат мира выиграл Кейси Стоунер с Ducati и Bridgestone.

Росси был невероятно открытым, я сработался с ним с самого начала. Мы много говорили — мне хотелось узнать, что он хочет и что ему нужно. Звезды идеально сошлись в самом начале.

И Росси всегда был любознательным, любопытным, верно?

Да, он просто брал меня «в осаду», и еще часто меня тестировал — хотел узнать, на каком уровне мой опыт. Я вот что подметил: ему хотелось понять, заученные ли это фразы или я правда знаю, что к чему.

В 2008-м вы сразу стали чемпионами мира, и в 2009-м снова. Но в 2009-м Yamaha перевела Хорхе Лоренсо на Bridgestone, которые стали монопоставщиком шин.

Точно. В 2009-м я следил за обоими пилотами заводской «Ямахи» и пилотами Tech 3, потому что по универсальным шинам тогда было проделано не так много работы. Таким образом, все техники заботились о четырех пилотах. Тогда в Tech 3 был Колин Эдвардс.

Вероятно, в начале Хорхе был слегка подозрительным? Вы ведь уже выиграли чемпионат мира с Валентино.

Если вы работали в те времена, когда шло соревнование шинников, с гонщиком вроде Росси… в общем, мы провели около 1000 тестов, так что после всех этих тестов у нас было по 20 вариантов [покрышек], и это было хорошо. Я тогда мог сказать Росси и «Ямахе»: мы возьмем на следующую гонку вот этот каркас вот с этой резиной. Мой шеф в «Бриджстоун» давал на это согласие, и с этой шинной комбинацией мы побеждали на следующем уик-энде. Такое количество информации и такую базу знаний, как у гонщика вроде Росси, ни за что не забыть.

Таким образом, я работал с Валентино до последней гонки 2015-го. Как и во всех гонках до того, он спросил: «На чем поедем, Пит?» Если я отговаривал его от [определенного] типа шины, то он ее не брал.

Насколько трудно вам было одновременно уделять внимание и Росси, и Лоренсо? Наверняка вы своим сердцем втайне немного оставались с Росси, хотя с Лоренсо вы выиграли три титула, а с Росси — только два.

Проблема проявилась уже в 2009-м. Вообще-то Лоренсо со своим «широким» стилем уже был немного лучше Росси, хотя тот позже тормозил и все равно раньше открывал газ. Но в плане шин и износа шин Лоренсо в 2009-м, в принципе, находился в лучшей позиции, чем Росси.

Как сложились личные отношения с Лоренсо? Изначально он не был таким открытым, как Росси, верно?

Ради Лоренсо мне пришлось потратить много времени, пока он не обрел достаточно уверенности. Естественно, он знал по шинному противостоянию 2008-го, что я был с Росси на каждой гонке. Сотрудничать с Валентино было гораздо проще. С Лоренсо мне приходилось снова и снова подбирать слова, чтобы он понял: я работаю и на него тоже, а не только на Росси.

Вам пришлось заслужить его доверие?

Верно. Сначала было очень трудно, потому что Лоренсо продолжал думать, что к нему, наверное, не относятся на равных.

Как техник по шинам вы могли давать обоим пилотам одинаковые советы, или у каждого пилота были свои секреты?

Для нас главным приоритетом всегда было с одинаковой силой верить в обоих пилотов. Но в 2008-м у нас с Росси получилась хорошая связка, мы выиграли чемпионат мира… Лично мне технический диалог всегда было проще и приятнее вести с Росси. Что касается Лоренсо, то мне приходилось обсуждать много вещей с его шеф-механиком Рамоном Форкадой, потому что Лоренсо всегда был ясен в своих замечаниях; он мог сказать: «Это — говно». Хотя такое замечание тоже полезно, приходилось работать и разбирать эту информацию.

Зимой и весной 2014-го был период в последней фазе [перед чемпионатом], когда набравший килограммы Лоренсо приезжал на первые тесты и громко жаловался на новые термостойкие шины, у которых был слабый держак по бокам.

Да, потому что стиль езды Хорхе предельно сильно зависит от боковины шины, а стиль Росси так и остался «позднее торможение, ранний газ», при котором он реже использует боковины. Понятно, что мы так модернизировали шины в связи с проблемами австралийского Гран-При в 2013-м, но для Лоренсо эти шины с усиленными боковинами стали большей проблемой, чем для Росси. Вот почему Валентино успешно завершил 2014 год вторым в зачете за Марком Маркесом.

Но нам пришлось пойти по такому пути с резиной, потому что с увеличением рабочего объема с 800 см3 до 1000 см3 здорово увеличилась нагрузка на шины — настолько, что мы не поверили, но для этого у нас была телеметрия. К тому же минимальный вес [мотоциклов] постепенно вырос на 10 килограмм, потому что это позволяло экономить.

Лоренсо и Баумгартнер (крайний справа, 2013)

2 часть >>>