Кейси Стоунер рассказывает о мотоциклах, на которых выступал в Гран-При

Бывший чемпион MotoGP Кейси Стоунер за 12 сезонов своей карьеры в чемпионатах Гран-При (2001 — 2012) поездил на мотоциклах четырех марок и четырех кубатур. Австралиец рассказал, что ему запомнилось в каждом из них.

Honda RS125 (2001)

Первое появление Стоунера на Гран-При состоялось в Великобритании на треке Донингтон летом 2001 года. Австралиец выступил по уайлд-кард в классе GP125 на Honda RS125 и финишировал 17-м. Вторая гонка прошла позже в том году на этапе в Австралии. Дела пошли чуть лучше: Кейси доехал до очковой зоны благодаря финишу на 12 позиции. В том же сезоне Стоунер выступал в чемпионате Испании в классе 125 «кубиков», закончив его вице-чемпионом.

«Хонда» была почти стандартной. Знаю, что на ней стоял A-kit 98 года. Стандартные колеса, много стандартных деталей… только A-kit с выпуском и эйрбоксом, и больше ничего. Техника была немного слабовата, но в целом это был хороший мотоцикл, очень удобный и… просто приятный в езде. На том мотоцикле я ездил почти весь сезон в чемпионате Испании.

Aprilia RS250 (2002)

Полный дебютный сезон Стоунера пришелся на 2002 год. Пилот из Австралии заявился сразу в GP250, но никакого фурора он там не устроил. Его коллега по школе молодых райдеров Telefonica Movistar Тони Элиас дебютировал в промежуточной категории вместе со Стоунером и завершил сезон четвертым. Кейси был 12-м со множеством сходов и всего одним финишем в топ-5. Его мотоциклом была частная Aprilia RS250 коллектива Лучио Чекинелло.

Предполагалось, что это будет настоящий байк заводской подготовки. Думаю, что сезон мог пройти гораздо лучше, если бы окружавшие нас люди верили в нас чуть сильнее. Не уверен до конца, что мой шеф-механик хотел работать со мной в том сезоне, и… иногда он почти ясно давал это понять. У нас было много взлетов и падений, много проблем.

Я не думаю, что «Априлии» хоть когда-то были дружелюбными в езде, но если ездить на них правильно… Очень похожи на «Дукати», но по-своему. Очень трудные в настройке, но когда все было как надо, они были очень конкурентны, это точно.

Aprilia RS125 (2003)

Сезон 2003 стал годом первой победы Стоунера в Гран-При — это был финал в Валенсии. Однако класс уже был другой: Кейси спустили в GP125, где его напарником и одновременно начальником был Лучио Чекинелло. Они выступали на Aprilia RS125. Стоунер прогрессирует, четыре раза оказывается на подиуме, но как и в прошлом году, гонщика сопровождают неровные результаты, сходы и первая серьезная травма.

Посреди того сезона мы вообще поменяли шасси. По сравнению с тем мотоциклом, на котором мы стали ездить, этот был на уровень ниже заводского. В Чехии я упал и сломал ключицу. Когда вернулся, у меня были, в общем-то, заводское шасси, ряд подиумов и победа в последней гонке.

Для меня в конце сезона это был фантастический байк. Единственная причина, по которой этого шасси у меня не было раньше — в том, что Лучио оно не нравилось. Я стал показывать результаты, когда мне дали то шасси, которое он не хотел брать.

KTM 125 FRR (2004)

Через два года с Чекинелло Стоунер сменил обстановку и сел на свой четвертый гоночный мотоцикл за четыре года — KTM 125 FRR заводской команды. И вновь чередование высоких, средних и просто нулевых результатов. Итог 2004 года — шесть подиумов, включая победу в Малайзии, которая стала первой для КТМ в Гран-При, и пятое место в чемпионате.

Многое изменилось по ходу сезона. Мы начинали с фантастическим мотором, очень отзывчивым и очень быстрым. У нас было много проблем с шасси, которое медленно развивалось. В сезоне мы много работали и по мере этого шасси становилось все лучше и лучше, но, к сожалению, наш мотор становился все хуже и хуже. Мы ушли от одного из самых быстрых мотоциклом на треке и пришли к одному из самых медленных.

К тому же в том сезоне у меня, по-моему, почти 40 раз были судороги. Просто невероятно. Нам это слегка доставляло проблем. Полагаю, в следующем сезоне они улучшили ситуацию. Из-за судорог я упал всего раз, потому что у меня было перевязано запястье из-за операции на нем после аварии, так что я оказался немного медленным на выжиме сцепления.

Aprilia RS250 (2005)

В 2005 году Кейси вернулся к Чекинелло, чтобы со второй попытки штурмовать GP250 на Aprilia. В этот раз все прошло гораздо лучше: пять побед и всего два схода. Стоунер растерял шансы на титул за три этапа до конца на домашнем этапе в Австралии, и победа в чемпионате ушла Дани Педросе.

Нам опять дали мотоцикл второго уровня. Мы довольно хорошо на нем выступали — несколько раз победили. Все складывалось действительно хорошо. Конечно, наделали ненужных ошибок тут и там, но в конце сезона пошли отличные гонки, в которых мы старались отыгрываться. Я был вполне доволен байком, он был реально сбалансирован. За весь сезон он почти не изменился.

Когда я, в общем-то, проиграл чемпионат на Филлип-Айленде, мне решили дать детали побыстрее. Мы получили пару лошадиных сил в нижнем секторе оборотов — тогда для нас это было очень много. Из-за этого на мотоцикле стало гораздо проще ездить, но было поздновато.

В целом, довольно сбаланисрованный. Опять же, как в 2002-м — непростой в езде и поиске отличных настроек, но когда ты их находил, то получался приятный в езде мотоцикл.

Honda RC211V (2006)

Команда Лучио в 2006-м перешла в MotoGP и итальянец выбил для Стоунера сателлитную Honda RC211V. Кейси считал, что выигрывать гонки на таком байке будет не проблема, и это была правда — этот пятицилиндровый мотоцикл в заводской версии довез Ники Хэйдена до титула, а Марко Меландри на сателлитной RC211V добрался до трех побед и четвертого места в чемпионате. Сам Кейси в 2006-м ни одной победы не одержал. На его счету было только одно второе место в Турции.

До недавнего времени этот байк был, вероятно, лучшим из тех, на которых я ездил. Один из самых грубых, особенно в MotoGP. Фантастическая была машина, она нас всегда радовала.

Короче, много людей жаловались, что на сателлитном байке чемпионат ни за что не выиграть, но я не думаю, что это правда. Я думаю, что это команды побеждают в чемпионате, а не одни только мотоциклы. Не сомневаюсь, что на том сателлитном байке, который мы получили от «Хонды», можно было выиграть чемпионат.

Нам было немного трудно в сезоне, в основном с шинами, но это был один из лучших, если не самый лучший байк всей моей карьеры.

Ducati Desmosedici GP (2007 — 2010)

Серии побед у Кейси пошли, когда в 2007-м он начал выступать за Ducati Team на Desmosedici GP. После титула в 2007 году было вице-чемпионство в 2008-м. Следующие два сезона прошли для него хуже и в борьбе за чемпионат он не участвовал. В 2009 году Desmosedici перевели с трубчатой рамы на карбоновый монокок. Хотя Кейси положительно отзывался об этой модернизации, на таком Desmo он не смог повторить те результаты, которые показывал на мотоцикле с предыдущим типом рамы.

Думаю, любой может сделать выводы, посмотрев на них [в действии]. Если честно, это почти маньяки. Очень, очень трудные и мудреные в настройке, но если настроить правильно, то награда была очень и очень большой.

Думаю, слишком много людей смотрели на скорость этих мотоциклов и начиналось: «Они такие быстрые, что на них наверняка легко выступать». Но всем пилотам, которые на них садились, хотелось более управляемого мотора, более управляемого байка.

Мне кажется, что нужно играть на силе каждого байка. Вот в чем, думаю, мы были лучше остальных людей, ездивших на «Дукати»: мы играли на его сильных сторонах и пытались минимизировать слабые, и мотоцикл доказывал, что он конкурентен. По-моему, был всего один год, когда мы не бились за чемпионат — это был 2010-й. Во все остальные годы у нас все шло очень хорошо, пока мое запястье, к несчастью, не порвало на куски [в 2008-м], и когда я заболел в 2009-м.

Конечно, [с карбоновым монококом] стало лучше, иначе бы мы оставили трубчатую раму. Как по мне так с трубчатой было слишком много негативных моментов — мы их так и не решили и не устранили. Слишком трудно от стали добиться нужной гибкости. С карбоном мы получили ту жесткость, которую хотели, и байк во всем стал лучше.

Honda RC212V/ 213V (2011 — 2012)

Последние два года карьеры в MotoGP провел на прототипе Honda — 800-кубовой RC212 и литровой RC213. Таким образом, и в первый, и в последний год своей карьеры в премьер-классе Стоунер ездил на «литровой» Honda.

По моему мнению, «восьмисотка» была довольно хорошим мотоциклом, но если ее сравнить с литровой, то «литр» сразу покажется гораздо мягче, гораздо проще в езде из-за момента. «Восьмисотка» была чуть легче на перекладках, так что она ощущалась более отзывчивой и проворной.

Но во многом это очень похожие мотоциклы. Они не сильно друг от друга отличаются, но думаю, что «литр» — это небольшой шаг вперед во всех областях. В 2012-м я был вполне доволен динамикой 213-й. Я бы назвал «Хонду» гораздо более утонченной по сравнению с «Дукати». «Дукати» во многом был грубым — слишком грубым, по-моему. «Хонда» заметно более продуманная, так что в ней гораздо проще найти нужный баланс. Сет-апы и прочее не дают настолько большой разницы, так что в этом плане на ней весьма проще.

Стоунер на Honda RS125 (2001)

Стоунер на Aprilia RS125 (2003)

Стоунер и KTM 125 FRR (2004)

Стоунер на Aprilia RS250 (2005)

Стоунер на Honda RC211V (2006)

Кейси Стоунер (2007)

Стоунер на Honda RC212V (2011)