Уэйн Гарднер: Раньше вокруг гонщиков было больше таинственности

Сегодня при помощи современных медиасервисов люди всегда могут узнать, чем заняты их любимые мотогонщики — те сами ведут блоги, выкладывают фотографии, что-то комментируют. Выступавший в Гран-При в 80-х и 90-х Уэйн Гарднер считает, что в его время при полном отсутствии интернета дистанция между гонщиками и их фанатами была даже меньше, чем в наши дни.

Как вы объясните некий фанатизм по вашей эре гонок? Почему люди до сих пор ею интересуются?

Изменился рынок мотоциклов. По статистике молодые люди все реже покупают мотоциклы, в основном из-за законодательства и условий получения прав, которые призваны уменьшить число аварий и смертей на дорогах. Поэтому сейчас нужно проходить больше строгих тестов. Так что сегодня многие покупают мотоциклы, когда им за 40 — это те люди, которые следили за нами во времена наших выступлений, они помнят имена. Думаю, это играет свою роль. Раньше личности в спорте были посерьезнее, они были более контактными… но паддок больше не открывают.

Мне кажется, из «пятисоток» вырос этакий культ. Тогда было полно аварий, хай-сайдов и отличных гонок. Сейчас у нас есть Росси, да и Маркес, наверное, тоже личность, но эти парни не настолько доступны. Мотоциклы сегодня легче в управлении, электроника дает над ними больше контроля и уменьшает число падений. Забавно — я думал, что люди забудут мое имя, но если я захожу в ресторан в Испании, то «Уэйна Гарднера» узнают, и люди мне говорят, что мы — Шванц, Дуэн, Гарднер, остальные — были настоящими героями. Тогда я обычно спрашиваю их про Маркеса и прочих, но при этом возникает ощущение, что наша группа людям нравилась больше, мы были поинтереснее. Я вот что думаю. По крайней мере, в Испании, этот спорт стал настолько массовым, что во всех классах побеждают испанцы, и интерес, наверное, из-за этого снижается, потому что людям нравится разнообразие. Dorna здесь очень хорошо работает в плане раскрутки, и кажется, что кроме испанцев в Гран-При никого и нет.

Когда я оставил мотогонки, я начал выступать на автомобилях, и я думал: «Всем будет плевать, что я делаю в автомобиле», но что произошло? Мои фанаты услышали мое имя в автогонках, и стали приезжать на эти соревнования. Когда я приехал в Японию и там пять лет выступал за Тойоту, было то же самое — мотофанаты узнали обо мне как об участнике серии GT и стали приезжать со своими детьми. Когда в 2013-м я приехал на Сузуку и проехался вместе с Лоусоном, Спенсером, со всеми… эти люди снова там были.

Так что я думаю, что есть фанаты, которые следят за именами, и это хорошо.

Вы говорите, что гонщики сегодня не настолько доступны, но благодаря соцсетям мы можем посмотреть, чем занимается каждый день, скажем, Марк Маркес. Возможно, так меньше приватности, и при этом вы, парни, становитесь более таинственными из-за этой «дистанции»…

Соцсети и компьютеры сильно изменили мир с тех пор, как мы выступали, и тут вы правы — тогда было больше тайны, полагаю. Но сегодня фанаты не могут по-настоящему увидеть их на треке — вот в чем разница по сравнению с 80-ми. Я понимаю, по каким причинам закрыли паддок, когда стали думать об охране и безопасности — многое было разворовано в те годы. Помню, что по ночам в трейлерах было нормально, но если вы снаружи оставляли велосипед и не привязывали его цепью, то на следующий день он исчезал! Сегодня такого и правда нет — есть охрана, число людей там уменьшилось. В каком-то смысле, это хорошо… но плохо то, что у людей нет того «доступа».

Уэйн Гарднер (1990)