Интервью с Уэйном Гарднером: как попасть в Moto3?

В чемпионате Moto3 в этом году пополнение из Австралии. После ухода Джека Миллера на повышение у фанатов с Зеленого континента по-прежнему остается «свой парень» в младшем классе GP. Сын чемпиона GP500 Уэйна Гарднера — 17-летний Реми — после года в испанском чемпионате CEV Moto3 впервые выступает на чемпионате мира на постоянной основе (в прошлом году у Реми было несколько уайлд-кард). Младший Гарднер перешел в Гран-При вместе с такими уже довольно известными пилотами, как Фабио Квартараро и Хорхе Наварро, и выступает он за французскую команду CIP.

Не так давно Гарднеры готовы были все бросить и вернуться в Австралию, но эта критическая точка была в итоге пройдена. В последнем интервью Скотта Джонса (photo.gp) Уэйн подробно рассказал обо всех трудностях и жертвах, на которые ему пришлось пойти ради вывода гоночной карьеры своего сына на международный уровень.

Пожалуйста, расскажите о трудностях вывода гонщика из Австралии на уровень GP.

Это крайне трудно. Для начала — это длинный путь, но национальный уровень гонок во многих странах — это позор, я считаю.

Трудность в том, что мотофедерации во всех странах не следят за тем, что происходит в других странах. Не думаю, что они достаточно глубоко видят свои внутренние проблемы.

Это я сейчас про Австралию, но полагаю, что такое есть и в США. Наша страна Австралия очень большая, в каждом штате есть разные правила. И есть мотоциклетный орган, у которого на самом деле нет большого опыта, а без исследований невозможно принимать взвешенные и обоснованные решения.

В общем, тут нет системы, по которой юниоры могут начинать в раннем возрасте, как в Испании. Если взглянуть на некоторые классы, которые есть у них в Испании, то там детишки в три-четыре года могут начинать ездить на мини-байках — это невероятно. Раньше я бы сказал, что это, наверное, неправильно. Но когда вы смотрите на таланты, которые там выращиваются — возьму для примера Фабио Квартараро — папа отдал его в гонки года в три или четыре, на мини-байки. Смотришь, как он хорош сейчас, и понимаешь, что это конечно результат старта в раннем возрасте в контролируемой среде.

Реми Гарднер

К сожалению, другие страны это просто игнорируют. Я и сам поначалу был таким, но теперь понимаю — оно работает. Короче, если другие страны не адаптируются, если федерации не переделают свои календари, гонки, возрастные ограничения, то мы еще очень-очень долго будем смотреть на испанских чемпионов.

Я наблюдаю за несколькики талантами в Гран-При, и это потрясает. Так что сейчас есть только один путь к успеху — соревноваться и догонять. Для этого надо приехать жить в Испанию и гоняться на высоком уровне.

Вот так мы и поступили с Реми — у него была мечта выступать в гонках, ему хотелось стать пилотом Гран-При. Так что трудность была в том, чтобы собрать сумки, бросить работу, бизнес по продажам, и переехать в Испанию. А потом позволить себе астрономические траты, из которых состоит испанский чемпионат. Это задача сложна сама по себе.

Во сколько обойдется содержание команды в CEV за сезон?

Мы начинали с собственной команды, и того, что я потратил на нашу с Реми команду, хватило бы на оплату участия в большой команде с морем опыта, а там можно сократить расходы, распределив их между несколькими гонщиками.

В общем, речь идет о более чем 200 000 евро в год с восемью гонками и тестами. Это огромная денежная сумма, получается, где-то 30 000 евро за этап.

Но самая большая проблема в том, что для конкурентноспособности вам нужны заводские байки. А регламент так похож на Гран-При, что там, в испанском чемпионате, в ходу прошлогодние заводские мотоциклы Moto3. К сожалению, это трудно и для родителей, и для спонсоров — вот еще одна проблема, как таковая.

Реми Гарднер

Если американский или австралийский райдер захотел оказаться в Гран-При в сильной команде Moto3, сколько это будет стоить?

Зависит от уровня гонщика, нужно привести с собой спонсора, тогда будет от 250 000 и до верхнего уровня, где все заводское — это будет 700 000 евро на сезон.

Конечно, цифры разнятся. Естественно, чем лучше из тебя гонщик, тем меньше ты заплатишь. Но если ты приходишь никому не известным, и хочешь полностью оплатить топовое место, то это 700 000 евро — так мне рассказывали.

Это только одна из сумм. Есть затраты на переезд из Австралии в Испанию, чтобы там жить. Невозможно ездить туда-сюда. Мы в начале так и делали, и это нас чуть не прикончило. А это было всего лишь шесть или семь этапов. Так что, в общем-то, приходится жить в Испании и платить такие огромные деньги. Одно только участие и оплата места в сильной команде в CEV стоит 200 000 евро.

На самом деле, в Гран-При суммы поменьше. Из-за того что работают там, как я полагаю, так — команды получают поддержку от Дорны из средств от ТВ, и подобного. Однако, это все равно запредельно дорого. Зато у тебя будет 18 Гран-При в году.

В частности, я понял, что у Реми большой талант, и он очень быстро вырос за четыре года, когда начал заниматься кольцевыми гонками, но у него не было опыта. И в нашем случае вопрос стоял в том, чтобы остаться в Испании и участвовать в испанском чемпионате, с надеждой победить в нем, или перепрыгнуть в Moto3 и набираться опыта.

Я вижу, что Реми крайне быстр, хотя у него нет опыта. В общем, мы решили прийти в Moto3, потому что здесь за деньги получаешь больше, и он зарабатывает много опыта — то, что ему нужно.

Трудно было найти Реми место в Moto3?

Да, найти место очень трудно. Если бы я не «пробил» для него несколько уайлд-кард в том году, вроде Филлип-Айленда…

Мизано?

Ну, с Мизано вышло так — один из пилотов Kiefer Racing травмировался, так что получилась как бы подмена в последнюю минуту. Это был хороший опыт, но, наверное, не лучший. Потом мне пришлось платить за остальные уайлд-кард, первым был Филлип-Айленд, где у него складывалось все реально хорошо, но к сожалению, байк не сдвинулся со старта.

Реми повезло, потому что другой гонщик получил травму, в Calvo Team искали замену, поэтому они взяли Реми в Малайзию, он хорошо выступил, пришел 15-м и взял очко. В общем, довольно впечатляюще.

И после того момента он вроде как врезался в память людям. Потом случилась уйма событий, и нам повезло, что было свободно место в CIP. Ален (владелец CIP) прислал письмо на электронку и позвонил мне. И вот мы здесь.

Реми Гарднер

Как считаете, ему сильно поможет, что он сын Уэйна Гарднера?

По-моему, это минус со многих точек зрения. Я думаю, что быть сыном чемпиона мира — это уже довольно трудное условие в смысле оправдания ожиданий, это во-первых. Во-вторых, все думают, что у меня или других чемпионов мира достаточно денег платить за все, и поэтому нам не нужны спонсоры. И на него оказывается огромное давление из-за того, что он должен быть так же хорош, как и его папа. Так что, в целом — это не преимущество, если не хуже.

Его преимущества — это мой опыт и мои контакты. Однако, я не могу ездить на мотоцикле, я могу только открывать двери, от него зависит, как он возьмет и покажет себя в деле. Я могу только дать ему совет и обеспечить возможности. На самом деле, кроме этого я не в силах сделать что-то еще.

Реми только что исполнилось 17. Он слушает ваши советы?

Это очень смышленный, очень умный паренек, и он слушает мои советы. В Гран-При мне за него спокойнее, чем в испанском чемпионате. Потому что сейчас он ездит с кучей более профессиональных пилотов, так что я чуть более расслаблен, мне легче от того, что он достиг своей цели выступать в Гран-При.

Это было смелое решение, дорогое решение — естественно, в этом году за его мотоцикл плачу я. Но я буду пытаться и дальше искать спонсоров, по пути решая собственные проблемы. Но он отлично справляется со своей работой, и я им очень горжусь.

Если бы я думал, что у него ничего не получится, я бы не стал платить за него так долго.

Реми Гарднер