Мэт Оксли: Почему Марк Маркес стал так грубо ошибаться?

Победное шествие Марка Маркеса по чемпионату в последнее время основательно застопорилось. После Индианаполиса, ставшего жирной точкой в его длинной серии триумфов, прошло уже четыре гонки, и Маркес выиграл только одну из них. В двух последних этапах из-за грубых пилотских ошибок испанец финишировал за пределами топ-10, а его план досрочно оформить второй титул на глазах домашней публики в Арагоне из-за этого просто провалился.

Обозреватель Мэт Оксли выдвигает свою версию того, что творится с Марком Маркесом и зачем он так рисковал в Арагоне:

Решения, решения, решения… В каждой гонке пилоты принимают тысячи решений, и любое из них может привести и к победе, и к поражению, а в ином случае — даже к смерти.

Без сомнения, в Арагоне Марк Маркес принял ошибочное решение остаться на сликах в то самое время, когда арагонскую равнину накрыл дождь. Но что было бы, если бы он приехал на финиш впереди своих соперников на дождевой резине? Мы бы восторгались его способностью отыскать сцепление там, где его не под силу отыскать никому. Несомненно, заголовки статей закричали бы о том, что Марк умеет ходить по воде.

Метеорологи предвещают дождевые гонки во всех классах

В гонках всегда проходит тонкая грань между героем и идиотом, особенно в тех, где гоночная траектория представляет собой узкую полоску сухого асфальта. Об этом нам напоминает прекрасный пример Ральфа Вальдмана в гонке класса 250 2000-го года в Донингтоне. Перед стартом прошел небольшой дождь. На стартовой решетке началась паника — колеса и гаечные ключи начали летать во всех направленииях. Большинство предпочло поставить вперед дождевую шину, а назад — промежуточную. Гонщики похожи на овец — стоит нескольким пойти в одну сторону, как за ними последуют все остальные.

Однако мотоцикл Вальдмана был обут в дождевую резину «по кругу». Трек подсох и Вальдман откатился назад со своего второго ряда, пока в итоге не оказался в круге отставания от лидера, Оливье Жака. Вот же дурак.

Потом снова начался дождь и довольно быстро Ральф оказался самым быстрым пилотом на треке. В начале последнего круга он отставал от лидера на 7 секунд, и на выходе из последней шпильки все еще был вторым. Но благодаря дождевой резине он словно ракета полетел к финишу и победил Жака с отрывом в 0,3 секунды.

Марк Маркес, Repsol Honda Team, MotoGP 2014

Лучшие годы Вальдмана остались позади, в 2000-м он не участвовал в борьбе за титул, и поэтому мог позволить себе подобный риск. После гонки он с усмешкой сказал: «Я был идиотом, когда начал гонку на дождевой резине. Потом пошел дождь, я победил и стал героем. Разница между героем и идиотом очень маленькая».

То же самое произошло с Маркесом в это воскресенье. После гонки он говорил: «Я поставил все на красное, но выпало черное». Это же так просто — взять и поступить иначе.

Лучшие гонщики по своей природе оптимисты, они очень самоуверенные, что позволяет им делать такие вещи, о которых большинство людей даже не задумывается. Но у них есть одна проблема, которая проявляется в тех заездах, когда приходится гнать на горячих шинах по мокнущему асфальту. Шины настолько прогреты, что продолжают работать и в дождь. Поэтому гонщик начинает рассуждать — «Ого, да тут еще полно держака, я справлюсь».

Гонка MotoGP Гран-При Арагона 2014

Конечно, пилот замедляется; аккуратнее на торможениях, аккуратнее на разгонах. Тем временем влага охлаждает поверхность трека. Оба этих фактора сбивают температуру шин, градус за градусом.

Но шины продолжают цепляться, а дождь продолжает поливать. Гонщик едет настолько быстро, насколько ему позволяет собственная дерзость. Бросив взгляд на пит-борд, он начинает делать безумные вычисления. Если осталось 5 кругов и я так много теряю на каждом круге, то при каком раскладе я потеряю больше — если останусь на сликах или если заеду в боксы и пересяду на запасной байк? Примерно 25 секунд на проезд по пит-лейну, смену мотоцикла и возвращение на трек. Таким образом, Маркес не только мчал на сверхбыстром байке, пытаясь оторваться от напарника Дани Педросы и балансируя на грани катастрофы, но и одновременно занимался сложением, вычитанием, умножением и делением.

Пока он все это делал, дождь усилился, и он замедлялся все сильнее и сильнее, пока его слики не остыли до той критической температуры, при которой сцепление просто исчезло. Важно и то, что слики при стремительном охлаждении вообще никак не «предупреждают» о приближающейся проблеме. Поэтому даже человек с самой лучшей реакцией во всем гоночном мире ничего не может поделать, когда исчезает держак.

На 15 круге из 23 Марк все еще шел на пределе, пройдя его за 1:49, заметив при этом капли дождя на своем визоре. Потом он замедлился до 1:54, затем до 1:57 — в этот момент Алейш Эспаргаро уже открыл волну заездов в боксы. Маркес подсчитал, что он терял по 5-8 секунд относительно себя самого, но на дождевой резине.

На 18 круге темп упал до 2:03, но на трассе он все равно оставался самым быстрым. На 19 круге он обошел Педросу, при том что снова замедлился — уже до 2:08. На следующем круге дождь резко усилился, и Педроса тут же улетел, стоило ему только коснуться тормоза в первом повороте, прямо за спиной у лидера.

Арагон-2014

Наверное, первая ошибка была в том, что он вышел в лидеры. Если бы он остался за напарником, то его вылет напомнил бы Маркесу о необходимости визита в боксы. Именно так и произошло с Лоренсо, который увидел, как Педроса заскользил на спине. В этом кроется древняя гоночная мудрость — не спеши лидировать в меняющихся условиях, потому что первым на мокрый участок обязательно въедет лидер.

Почти нулевой держак заставил Маркеса буквально красться на цыпочках — 20-й круг он прошел за 2:15, но отрыв увеличился, так как Лоренсо заехал на пит-стоп. У него было 24-секундное преимущество за 3 круга до конца. Так было до того момента, пока во 2-м повороте 21 круга Марк не ушел в лоу-сайд.

Все, что было до этого, было правильным. После гонки нам легко говорить, что главная ощибка Марка в том, что он занимался подсчетами времен круга, забыв про опасность аварии. Пусть у Маркеса есть сверхъестественное понимание шин, но когда сцепление исчезает, то понимать уже нечего.

Хорхе Лоренсо, пилот Movistar Yamaha MotoGP, на подиуме

В ту решающую секунду правильное решение обернулось неправильным. Он пересек ту грань, где герой превращается в неудачника. Должны же были в Repsol Honda напомнить ему о смене шин? Мы увидели, как в тот самый момент Эмилио Альзамора — наставник Маркеса — и Санти Эрнандес — его шеф-механик — обменялись крепкими словцами, но о чем именно? После финиша Альзамора сказал — «Да так, ни о чем». Как и подобает хорошей команде, бригада Марка остается сплоченной и в трудные времена.

Так или иначе, только пилот знает, сколько сцепления у него есть. Решение остается за ним — это его жизнь и его ставки. Это не Формула-1 с ее роскошью в виде радиопереговоров и безопасных углеволоконных кокпитов.

Подозреваю, что ошибки Марка в Мизано и Арагоне объясняются его гигантским преимуществом по очкам. В Мизано он рисковал всем, потому что в Арагоне хотел отпраздновать защиту титула на глазах домашней публики. Иначе говоря, его преимущество заставило его думать о том, о чем бы думать не следовало. Но это вызывает огромное уважение. Маркес — настоящий гонщик, и он хочет брать победы, не взирая на их цену.