Колонка Indian: Путь Ducati. 10 лет итальянского присутствия в MotoGP (ч.4)

 

2008: год защиты титула

 

Во втором акте пьесы большого противостояния героев поменяли местами – теперь Росси убегал, Стоунер догонял

Во втором акте пьесы большого противостояния героев поменяли местами – теперь Росси убегал, Стоунер догонял

* * *
Оставшись второй год подряд без главного приза, Доктор серьезно усомнился в перспективности FIAT Yamaha. Проблемы вылезали как монстры в Half-Life – неожиданно, поодиночке или все вместе, затрудняя прохождение уровня (то есть чемпионата). Решив проблему с надежностью двигателя, начинала глючить электроника. Устранив чаттеринг, взрывался двигатель. Запрашивая у Michelin качественную резину, вновь напоминал о себе мотор, сдуваясь на высоких оборотах. Внедрение пневмопривода клапанов закончилось сходом. И так далее.

Став свидетелем триумфа красной команды, Валентино впервые открыто заговорил о возможности перехода в Ducati GP. Второй раз за три года появлялась возможность собрать в одной команде и Стоунера, и Росси. Yamaha не хотела рисковать и специально под него заключила сделку с Bridgestone (новичок Лоренсо оставался на Michelin). На законных основаниях отгородившись от другой половины бокса, Доктор стал долго думать, что же делать со Стоунером…

* * *
График тестов новых прототипов Ducati сдвинулся еще раньше. Если GP7 вышел на трассы в мае 2006-го, то отладка нового GP8 началась уже в феврале 2007-го. Стоунер не успел начать победное шествие по чемпионату, как в Италии Вито Гуарески уже готовил ему технику будущего сезона. В планах работ – ликвидация чаттера и хоппинга (подпрыгивающее заднее колесо на жестком торможении), повышение тяги в среднем и нижнем секторе оборотов. Дизайнеры немного обновили пластик, но в команде не были уверены, хороша ли эта замена. Новый вариант отличался более «тупым» носом и периодически появлялся на GP8 по ходу сезона. Этот вариант будет основным для следующего GP9, так что нетрудно спутать все 3 модификации.

GP8 на презентации. Пока никаких отличий от прошлогоднего варианта

GP8 на презентации. Пока никаких отличий от прошлогоднего варианта

 

Инженеры готовят красные ракеты для Стоунера и Меландри

Инженеры готовят красные ракеты для Стоунера и Меландри

 

Марко еще не знает, на что подписался...

Марко еще не знает, на что подписался…

* * *
Год открыла первая ночная гонка в Катаре. Сохранив прежней дату проведения (начало марта), организаторы поняли, что немного просчитались. С заходом солнца в пустыне становится очень холодно, и мартовские ночи в местности, где находилась трасса, для гонки явно не подходили. В апреле по ночам становилось теплее, но сейчас уже нельзя было ничего поделать – нужно было отстреляться и забыть об этом «холодильнике». С тех пор все сезоны MotoGP (кроме 2011) начинались в апреле.

Кейси отстрелялся по максимуму и победил. Сразу за ним приехал Хорхе Лоренсо, обладатель поула и новичок чемпионата. В самом конце гонки другой новичок Андреа Довициозо оттеснил Вале на 5-место.

Следующей остановкой был Херес. Заезд проходит для Стоунера в минорных тонах – он ошибается, прорывается вперед, снова ошибается, снова прорывается, но все уже уехали. После сладкого начала в Катаре 11-место выглядело необъяснимо низким. Но никакой мистики не было, и ответ был получен на следующий день. На испанском треке проводилась серия тестов, в которой принимала участие и Ducati. Попробовав новый вариант настроек, Кейси без проблем показал 3-е время дня. Значит, проблема была решаема. Но был другой дукатист, обеспокоенный по-настоящему. Марко Меландри попал в страшный сон – под ним был чемпионский Desmosedici, а он даже не мог приехать в 10-ку.

Пока что никакого противостояния 27 vs 46 не получается, каждый ведет свой чемпионат. Внимание переключается на Лоренсо – он выигрывает 3-й поул подряд в 3 гонке, и открывает счет победам. Стоунера вблизи португальского подиума не видно – всю гонку он испытывал недостаток темпа и только за несколько кругов до финиша внезапно ускорился, закончив заезд 6-м.

Тенденция была нехорошая. GP8 был тем же GP7, с небольшими улучшениями. Базовые настройки — почти одни и те же. Но если та версия была более грубой, но вполне предсказуемой, то новая начинала проявлять необъяснимый нрав. Избавив байк от чаттера, улучшив приемистость мотора, инженеры опять задели какие-то тонкие струны в механической душе Desmosedici. Но после первых 3 этапов особо волноваться не стоило. Росси тоже не мог пожаловаться на избыток удачи. Более того, глядя на результаты Дани и Хорхе, которые отлично ехали на Michelin, он начал серьезно сомневаться в правильности перехода на Bridgestone. Стоунер даже при таком начале сезона был всего в 7 очках позади. Нужен был более ощутимый разрыв.

И такой шанс для Доктора предоставился в Китае. На этой трассе, позволявшей наглядно оценить скорость и маневренность любого мотоцикла, в 2007 году Ducati удивила скоростью, а Yamaha показала традиционно хорошую управляемость. Когда Росси первым пересек финишную черту, а Стоунер в последний момент проскочил Эдвардса и въехал на 3-е место, прозвенел первый тревожный звонок для всей Ducati GP. Теперь у них не было ни одного явного козыря против конкурентов – ни скорости, ни тем более маневренности. Команда механиков уже не первый раз «не попадала» в настройки. Ситуация грозила ухудшиться и по техническим соображениям. Если японские заводы проводили модернизацию мотоциклов по ходу сезона, то дукатистам приходилось пробираться к финалу сезона на том, что они получили в начале года.

До того надежный Desmo устраивает показательный демарш в ходе заезда в Ле-Мане. Техническая неполадка вынуждает Стоунера заехать на замену байка, Меландри неуютно чувствует себя под моросящим дождем и тоже меняет аппарат. Оба заводских гонщика Ducati Marlboro торжественно приезжают последними… Тем временем весь подиум оккупирован ямаховцами – Росси, Лоренсо и Эдвардсом. Для Кейси ситуация из тяжелой превращается в критическую – позади всего 5 гонок, а он уже отстает от Росси на 41 очко. Но все еще можно отыграть. Оказавшись на самом дне, у Стоунера остается только один путь – наверх.

В Муджелло команда наконец приводит капризный GP8 в чувство. Стоунер снова может биться за победу, но пока что его улов – серебро, отбитое у Педросы. Ошибка на торможении заканчивается потерей первой позиции – ее тут же забирает Вале. Следующим идет этап в Каталонии, где год назад между двумя топ-пилотами была отчаянная дуэль. Дела у №27 определенно идут на поправку – он наконец-то берет первый поул и нацелен сразу взять максимальный темп, но к его удивлению, этот план гораздо лучше срабатывает у Педросы, в определенный момент нарастивший отрыв от Кейси до 8 секунд. В самом конце гонки «благодаря» подъехавшему Росси уплывает и 2-е место.

Ответный удар по позициям Росси Стоунер наносит на традиционной территории итальянца — в Донингтоне. Новый трекшн-контроль Desmo наконец начинает работать более плавно и предсказуемо, теперь он может помогать, а не мешать. Гонка начинается с поула, продолжается доминированием и заканчивается долгожданной победой. Эта цепь поулов и побед продолжает выстраиваться в Ассене (где Валентино устраивает аварию) и Заксенринге. Теперь у Стоунера 4 победы и 4 поула. Он приблизился к Доктору на 20 очков и переломил ситуацию в свою пользу.

В Каталонии Валентино отыгрался за прошлогоднее поражение от Стоунера. Правда, обоих вчистую обыграл Педроса. YZR-M1 в цветах итальянской сборной по футболу - в те дни проходил чемпионат Европы

В Каталонии Валентино отыгрался за прошлогоднее поражение от Стоунера. Правда, обоих вчистую обыграл Педроса. YZR-M1 в цветах итальянской сборной по футболу — в те дни проходил чемпионат Европы

 

Второй год подряд британская победа уходит Стоунеру. Присмотритесь к байку - это новый вариант пластика с укороченным носом. Уже не так изящно, как раньше

Второй год подряд британская победа уходит Стоунеру. Присмотритесь к байку — это новый вариант пластика с укороченным носом. Уже не так изящно, как раньше

 

* * *
Пока что в итоговом зачете перед австралийцем был еще и Педроса, но это уже не имело никакого значения. До конца чемпионата оставалось 8 гонок. Надеяться на то, что Вале вдруг «не поедет», было неразумно – он был в отличной форме, может, лучшей за всю карьеру. YZR-M1 не уступал в скорости и позволял обыгрывать конкурентов на позднем торможении. Стиль, прямо противоположный стилю Кейси, который был вынужден тормозить рано и жестко, задействуя оба тормоза, иначе D16 прилично ехать не желал (в чем раз за разом убеждался бедняга Меландри). Положение в чемпионате не только не оставляло Стоунеру право на ошибку, оно даже не оставляло ему право приезжать вторым – первые места гарантированно бы занимал Росси, по крупицам увеличивая отрыв. Цепь из 8 побед подряд выводила бы №27 в лидеры чемпионата, но с минимальным отрывом. После этого всего одно серебро вновь уравняло бы обоих конкурентов «в ноль». При такой плотности результатов финальная разборка гарантированно бы переносилась в Валенсию. Там Кейси был как дома, Росси наоборот, последние несколько сезонов заканчивал плохо. В общем, надо было выкладываться на 110 процентов, чтобы отстоять титул.

* * *
Впереди была Лагуна Сека. Увидев результаты квалификации, заволновался уже сам Росси. Одержав подряд 3 победы, взяв поул с полусекундным преимуществом перед Вале, Стоунер как будто бы всерьез вознамерился выстроить цепь побед до тех 8 подряд, а то и больше. Тем более, с этим треком у него не было никаких проблем, в отличие от Доктора.

Росси понимал, что в Лагуне нельзя будет просто так взять и обогнать главного дукатиста. Нужно было какое-то нестандартное решение, тактическая уловка, стратегический ход. Интересную мысль высказал Джереми Берджесc. «Кейси не думает о борьбе, он думает только о победе». Тогда на свет появляется практически военный план – вброс дезинформации, усыпление бдительности, смена тактики, скрытые маневры – в общем, все как полагается. Встретившись с журналистами, Росси оценил свои шансы победить как невысокие. Потом на утренней тренировке была опробованы новые настройки, значительно улучившие уверенность Вале в мотоцикле. С последним козырем Доктора Кейси познакомился уже в гонке.

Калифорнийский этап. Неожиданный "сюрприз" для Стоунера.

Калифорнийский этап. Неожиданный «сюрприз» для Стоунера

 

Эту гонку зрители еще долго не могли забыть...

Эту гонку зрители еще долго не могли забыть…

Фактически, суть всего плана Росси сводилась к тому, чтобы «сыграть в Стоунера». Классический сценарий Валентино на сбережение шин и ускорение во второй части заезда был отринут как бесполезный. Нужно было атаковать с самого начала, закрепиться перед Кейси, а там – как повезет. И в этом был смысл – два Стоунера принялись жестко делить холмистую трассу. Обгон в «Штопоре», обгон на остром торможении в глубоком наклоне – первые круги обе стороны палили из главных калибров. Затем острая фаза миновала, и битва вошла в вялотекущую фазу. Кейси решил отложить атаки на потом – прессовать Вале было выгоднее, к тому же его нетипичная тактика могла сработать против него же ближе к концу гонки.

Росси, чуть не свалившийся во время обгона в «Штопоре», рассчитывал на то, что Кейси так же рисковать не будет. Опасными были относительно прямые участки – зона старта-финиша или подъезд к The Cockscrew. 24 круга противостояния в конце концов ударили по нервам обоих – выехав на очередной круг и подъезжая к первому повороту, Вале затормозил раньше обычного. Висевший на заднем колесе Стоунер вовремя не среагировал и кое-как ушел от столкновения, заехав в гравий. Мотоцикл завалился на бок, рядом просвистел Крис Вермюлен… Но Стоунер вернулся в гонку и успел отобрать у своего земляка серебро.

В целом не самый насыщенный сезон вдруг отметился битвой десятилетия. К сожалению, она не была доведена до логичного завершения. Никакого преимущества в гонке Росси создать не получилось, но победа была у него, и ничего изменить было нельзя. На подиуме Кейси пытался улыбаться, но по прибытии в гараж мог больше не притворяться. Шеф-механик Кристиан Габбарини пытался его подбодрить – мол, если бы Росси не срезал повороты и не тормозил перед носом… Но эта реплика только разозлила Стоунера. «Там только моя ошибка», — ответил Кейси. Габбарини понял, какой именно гонщик так взбесил Кейси Стоунера. Гонщика звали Кейси Стоунер…

* * *
После Лагуны наступил летний перерыв. Самое время было перезарядить батарейки и обдумать тактику на следующие гонки. Исход американской битвы ничего не менял, только подрос разрыв между Росси и Стоунером – с 20 до 25 очков.

Выяснение отношений продолжилось на этапе в Брно. №27 и №46 находились просто в другой лиге, уезжая ото всех на секунду после каждого круга. Вале вернулся к своей привычной тактике и шел позади Кейси. Но так продолжалось недолго – на 7-м круге Стоунер внезапно падает в лоу-сайд и в гонку больше не возвращается. Теперь выиграть чемпионат австралийцу почти было невозможно. Следующая гонка в Мизано сюжетно повторила Брно – Кейси в который раз уехал с поула, принялся наращивать отрыв и снова схватил лоу-сайд, попутно повредив руку. Казалось, GP8 перестал капризничать еще несколько месяцев назад, но это было не так. Две «баранки» подряд позволили Вале расслабиться, и теперь дорога к титулу была свободна как ночной проспект.

Брно. Упавший флаг Ducati неожиданно подбирает Тони Элиас и добивается 2 места

Брно. Упавший флаг Ducati неожиданно подбирает Тони Элиас и добивается 2 места

 

В Мизано D16 снова прилег отдохнуть. Видимо, не отоспался в 2007-м

В Мизано D16 снова прилег отдохнуть. Видимо, не отоспался в 2007-м

* * *
В двух падениях Стоунера не было бы ничего особенного, если бы не кое-какие обстоятельства.

Младшая команда Pramac (Луис Дантин покинул ее в прошлом году, и теперь она называлась Alice Team), как обычно, мучительно проводила каждую гонку, борясь за минимальные очки. Не только Меландри, но и прамаковцы Сильвен Гвинтоли и Тони Элиас к середине сезона уже съели не один пуд соли. Элиас был обладателем самого эффектного стиля езды в GP, но из-за отсутствия результатов он давно не попадал в кадр. Но судьба дала ему шанс внезапно вернуться «на сцену», причем дважды, и произошло это как раз в Брно и Мизано. Главным героем этих двух гонок стал как раз Тони. В Чехии он стартовал 13-м и прилетел аж на 2-е место. В Мизано еще один подиум – «летящей походкой» преследовал Росси и Хорхе.

Мистическим образом Элиас показал выдающиеся результаты как раз тогда, когда Кейси не добирался до финиша. Но в Индианаполисе, где Стоунер снова нашел общий язык с Desmo, Тони также резко откатился туда же, где и был – в самый хвост.

* * *
Скачкообразные результаты уже дошли и до поулов Стоунера. На новой трассе в Индиане прервалась его впечатляющая серия из 7 поул-позиций подряд. Гонка проходила в штормовых условиях и была досрочно завершена. Валентино тем временем одерживает 5 победу кряду.

На японском этапе состоялась последняя стычка между ними. Что-то изменилось в Стоунере. Или в Desmo. Или все дело было в отличной форме Доктора и его YZR-M1… Но отношения как таковые уже никто не выяснял. Росси на позднем торможении обогнал Кейси и так и не дождался ответа. Итальянец оформляет здесь 6-й титул, но Стоунер расслаблен и поздравляет того с победой. Ему это далось легче, чем самому Вале здесь же, в Мотеги, когда чемпионат выиграл Кейси. Тогда на круге почета Доктор демонстративно проехал мимо, «забыв» пожать руку чемпиону. Впрочем, на подиуме Росси успокоился и исправил это недоразумение.

Мотеги. Последняя стычка в сезоне между двумя лидерами. Впрочем, по сравнению с ураганом в Калифорнии это был легкий ветерок

Мотеги. Последняя стычка в сезоне между двумя лидерами. Впрочем, по сравнению с ураганом в Калифорнии это был легкий ветерок

 

Пост сдал - пост принял. В Японии снова решилась судьба титула

Пост сдал — пост принял. В Японии снова решилась судьба титула

 

На церемонии награждения

На церемонии награждения

* * *
Филипп Айленд снова стал местом для разборки между Стоунером и Хэйденом. К большому сожалению американца, он опять упустил победу, но показал очень хороший темп – его рекорд круга был побит только в 2013-м. Показав средний результат в Сепанге, в Валенсии Кейси собирается с мыслями и заканчивает нелегкий год так же, как и начал – уверенной победой.

Простое невезение, череда собственных ошибок и трудный в настройке GP8 не позволили Стоунеру отстоять титул, в то время как Росси обновил абсолютный рекорд по очкам за сезон (373), таким образом, записав в свой актив самый результативный сезон в карьере. По сравнению с 2007-м, золото 2008-го было разыграно в этаком «заочном» стиле. №27 и №46 по ходу чемпионата скрестили шпаги считанное количество раз. Значительно чаще присутствовал другой сюжет – один убегал, другой безуспешно пытался догнать.

Между Стоунером и Росси было не просто соперничество, это было противостояние со странной примесью переплетений отдельно взятых моментов карьеры. Вале ни разу не выигрывал на Лагуна Секе с момента ее появления в календаре (2005 г.) Как он сам признавался – «не мог найти к трассе ключ». Он победил там в 2008-м, на следующий год после Кейси. Шестой титул был оформлен в Мотеги, там же, где этот сделал Стоунер. Как говорится, «на том же месте, в тот же час»… И в будущем их карьеры еще не раз пересекутся.

С другой стороны, 2008-й стал годом квалификаций Стоунера. Австралийцу удалось выдать сплошную цепь из семи первых позиций (с Каталонии до Мизано), к которым позднее добавились поулы Филип-Айленда и Валенсии – итого 9. За последние 20 лет было только 3 гонщика, которые так успешно проводили квалификации. 9 поулов в сезоне было у Кевина Шванца (1989), Мика Дуэна (1995), Валентино Росси (2003), теперь этот список пополнял и Кейси (а в этом году – и Маркес). Абсолютный рекорд Мика Дуэна 1997-го – 12 поулов подряд, пока держался как скала. Тем не менее, 7 успешных квалификаций были наиболее близким показателем к супер-достижению Дуэна. Новый BMW M3 должен был подбодрить вновь лучшего квалифаера.

Многие рекорды трасс 2008-го еще долго оставались непобиты. Рекорд катарского трека Стоунера держится до сих пор.

Боковой зацеп шин становился все более впечатляющим. Это помогло Стоунеру поставить много рекордов в 2008-м

Боковой зацеп шин становился все более впечатляющим. Это помогло Стоунеру поставить много рекордов в 2008-м

 

...поэтому без подарка австралийца не оставили (приз лучшему квалифаеру)

…поэтому без подарка австралийца не оставили (приз лучшему квалифайеру)

* * *
Что все это время делал второй номер Ducati GP? Марко пережил тяжелейший в психологическом плане год. Он как бы был, но его как бы и не было в команде. За весь год Ёж всего трижды побывал в первой десятке, лучшим результатом стала 5-я позиция в Китае. Половину гонок сезона он завершил вне очковой зоны, включая 2 падения. В то время как один заводской дукатист оспаривал лидирующую позицию чемпионата, второй с трудом удержал предпоследнюю – Марко закончил сезон 17-м, на 1 очко опередив самого последнего Энтони Уэста. Даже райдеры сателлитной команды – Сильвен Гвинтоли и Тони Элиас оказались результативнее. Примечательно, что на некоторых этапах лучшие показатели максимальной скорости были как раз у «второго эшелона». Но никто из них не извлек из этого выгоды.

По словам Меландри, никакой поддержи (хотя бы сочувствия) от команды он не получил – та была целиком зациклена на Стоунере. Ливио Суппо говорил чуть ли не о саботаже – итальянец, дескать, даже не пытался адаптироваться под новый байк. Марко был в депрессии и в конце думал только об одном – побыстрее бы закончить сезон и уйти. Его уже ждали в Kawasaki.

Уволенный Капиросси провел первый год в Suzuki, воюя с бешеным мотором и недостатком мощности. При этом он все же мог стабильно приезжать в десятке. Но даже такая результативность очень бы пригодилась Ducati, которая могла второй раз подряд выиграть зачет производителей (Yamaha была ненамного впереди – 402 очка против 321). Но чего не было, того не было…

* * *
Всем быстро стало понятно – #33 в команде задерживать не станут. Нужен был новый второй номер. Желательно, чтобы его стиль езды походил на стоунеровский. Еще лучше, если бы у него были за спиной сильные спонсоры. Так выбор пал на Ники Хэйдена, чьи отношения с Honda вконец разладились. Ники в японской команде стал таким же прозрачным, как Марко – в итальянской. Его можно было не замечать. Когда посреди сезона-2008 Дани потребовал себе Bridgestone (Michelin, до того поставляя вполне приличную резину, вдруг начал варить какую-то бурду), он их тут же получил. Хэйдену сказали докатывать год на том, что есть… Фактически команда за пару лет превратилась в коллектив «Дани Педроса, Альберто Пуч и какой-то американец».

Параллели в стиле Стоунера и Хэйдена провести было можно. У Кейси была профессиональная кроссовая подготовка, до прихода в кольцо он выиграл множество местных внедорожных соревнований, что в какой-то степени помогало ему в управлении Desmo. Тем же мог похвастать и Ники. Американец никогда не отличался плавным стилем езды и предпочитал все делать резко – тормозить, разгоняться, кидать байк в повороты и вытаскивать его из наклонов.

Хэйден все это знал и был преисполнен оптимизма. Могли ли два кроссмена наконец составить непобедимую пару? Это только предстояло выяснить…

В новом году Кейси понял, что Desmosedici иногда может быть слишком своенравным, и с этим ничего не поделать

В новом году Кейси понял, что Desmosedici иногда может быть слишком своенравным, и с этим ничего не поделать