Новая книга Лоренсо: истории про Маркеса, Росси, и не только

Гонщик Ducati Team Хорхе Лоренсо в недавно вышедшей книге Lo que aprendí hasta los 30 («Чему я научился к 30-и») рассказал о том опыте, который помог ему добиться успеха в MotoGP. Многие детали этого пути универсальны и подходят для достижения любых целей в любых сферах. На презентации в Мадриде им были сказаны такие слова:

Думаю, начнем с той основы, что я — везунчик. Нам тут всем повезло, потому что мы родились в западной стране и в пору, когда у нас как никогда много возможностей. Представляете, у меня есть возможность заниматься тем, что я больше всего люблю, жить этим и иметь возможность самому всё решать.

Я — везунчик, и думаю, что 30-летний возраст — это поворотный момент, и это был хороший момент [для книги]. Я готов поделиться самыми главными уроками своей жизни. В книге едва ли говорится о байках или технике, но она об уроках, которые в целом могут пригодиться каждому независимо от нашей работы, и из которых мы можем что-то вынести. Как минимум, я на это надеюсь.

Мне не хотелось ждать до 40, чтобы написать книгу. 30 лет дают достаточно поводов поговорить. По разным причинам жизнь, которая у меня была, была как жизнь какого-нибудь 40- или 50-летнего человека. Со мной много чего происходило. Я всегда был очень любопытным, наблюдательным, самоучкой, которому нравилось улучшаться во всех смыслах.

Прогресс невозможен без небольших мучений. И потом, есть несколько степеней мучения и разные типы мучения, но в спорте, если ты хочешь прогрессировать и быть лучшим, ты не станешь смотреть кино или болтать со своими друзьями. Придется помучиться, и в этом ментальная сила. Не у каждого есть эта ментальная сила, чтобы трудиться день за днем, неделю за неделей, год за годом. В спорте трудно, и в жизни тоже.

Несколько раз в книге Лоренсо напрямую касается MotoGP. В мировом чемпионате он выступает с 2002 года. За этот период бывали приятные моменты, и те, что не очень. Некоторые травмы удается залечить, другие напоминают о себе даже годы спустя. Например, испанцу нужно быть аккуратнее со спиной. Простой бег может принести больше вреда, чем многочасовая велотренировка:

Мне нельзя бегать, потому что у меня в паре межпозвоночных дисков мало жидкости.

Сезон 2011 — единственный, который у Лоренсо завершился досрочно, за три этапа до конца. Он не вышел на старт в Австралии, потому что на утренней разминке попал в аварию. С места инцидента он ушел без кончика левого безымянного пальца. К счастью, после операции всё зажило:

В 2011-м на ГП Австралии я был таким упрямым, что планировал побить Кейси Стоунера, и на разминке увидел, как он выезжает из боксов. Это была идеальная возможность изучить, на каких участках кольца можно было добиться разницы.

Я сел ему на колесо, чтобы проехать быстрый круг и одновременно надавить на него. Я отпустил его где-то на 200 метров. Я был очень взбудоражен, ехал за своим пределом, был очень агрессивным. Кейси жал всё сильнее и сильнее. Я почувствовал толчок и меня подбросило. Я стёр левый безымянный палец и потерял фалангу.

Хорхе Лоренсо и Марк Маркес

Валентино Росси, которого не было в команде в 2011 — 2012 годах, в 2013-м воссоединился со старым напарником. В начале чемпионате Доктор был не сильно конкурентен, затем его показатели стали расти. Лоренсо предполагает, почему:

Росси только что вернулся в «Ямаху», которая была заинтересована в улучшении его результатов, и я узнал, что мой тренер по физподготовке Антонио Каскиани встречался с Росси и его тренером в Тавулии, и он им наверняка объяснил, как меня тренировал. Я решил отказаться от услуг Антонио.

Валентино начал тренироваться на мотоциклах, идентичных тем, которыми я пользовался. Еще он выполнял похожие упражнения. Совпадение это или нет, он стал конкурентнее.

Половина гаража Yamaha находилась в ведении Вилко Зиленберга, гоночного аналитика пилота #99, а другой заведовал Массимо Мерегалли. Поначалу Мерегалли работал «на два фронта», но затем Лоренсо решил это прекратить:

Я решил поговорить с Майо. Я мог мириться, что мои настройки копировались перед каждой гонкой, но это было слишком. Я предпочел, чтобы он прекратил появляться на технических встречах после каждой тренировочной сессии. Я подозревал, что Мерегалли всё передавал бригаде Росси. Он это не очень хорошо воспринял.

Не стоит давать преимущество и давать себя копировать. Всё, что дает тебе преимущество над твоими соперниками, держится в тайне.

2014 год Лоренсо начал с двух дорогих ошибок: он упал в Катаре с лидирующей позиции и допустил фальстарт на гонке в США, за что заплатил штрафным проездом по пит-аллее и 10 финишным местом. Оба заезда могли принести хорошие очки, но были испорчены. Гонщика довольно жестко критиковал Коичи Тсудзи, шеф Yamaha Motor Racing:

Он начал жестко упрекать меня за ошибку. Я заорал на него в ответ: чего вы от меня хотите? Чтобы я встал на колени? Я уже попросил прощения.

Хорхе Лоренсо и Валентино Росси, Movistar Yamaha MotoGP

Начало 2014-го было сложным не только из-за ошибок. В тот период физическая форма испанца была так себе, начались проблемы со сном. В 2017-го он еще раз пересмотрел сонную «стратегию», потому что в карьере начался новый трудный период с Ducati:

В 2014-м у меня было так мало энергии, что мне пришлось провериться, как я сплю. Сюда входила целая ночь в больничной палате со множеством проводов, подсоединенных к моей голове. В начале 2017-го я решил, что каждый вечер буду ложиться спать до 11 вечера и просыпаться без будильника. Через некоторое время я просыпался с такой энергетикой, которую никогда не ощущал.

Лоренсо удалось взять третий титул MotoGP в 2015 году в разгар конфликта между Валентино Росси и Марком Маркесом, которые дружили до того сезона:

У нас в Испании лучше выглядит спортсмен, который показывает, что очень скромный, который часть сплоченной семьи и который никогда не влезает в проблемы, или не показывает свою личную жизнь. Это — идеал спортсмена.

Маркес внимательно следил за своим образом идеального спортсмена. Они с Росси дружили. Всё изменилось, когда Валентино почуял свой 10 титул, и чтобы его получить, было невозможно избежать трений на треке.

Одна из важнейших гонок Спартанца — Муджелло-2006. Тот сезон в GP250 начался неплохо, но потом чемпионат стал от него уходить, ситуацией завладел Андреа Довициозо. Лоренсо выиграл битву, которая шла до последнего поворота. С этой гонки начался его марш к первому чемпионскому титулу Гран-При:

В субботу [помощник] Алекс Дебон мне сказал: «Хорошенько запомни: завтра будет «Возвращение короля», как во «Властелине колец».» В последнем повороте у меня получилось побить Довициозо и де Анджелиса. Король вернулся. Это было начало большого возвращения.