Президент FIM: Критика Крачлоу не раздражает, а помогает

Накануне Гран-При Катара Кэл Крачлоу дал прессе комментарий о том, что в MotoGP антидопинговая система слаба, и при желании есть много способов этот допинг или околодопинг скрывать. Мотофедерация FIM сейчас работает над этим вопросом. В этом сезоне запущена кампания «Скажи допингу нет!», и её первый шаг — серия просветительских летучек (лекции, проверка знаний по антидопинговому контролю, и т.д.) на катарском Гран-При, на которой побывали гонщики всех трех классов.

С одной стороны, гонщики готовы чаще участвовать в проверках. С другой, эта идея наталкивается на сопротивление на более высоком уровне. В разговоре с порталом GPOne президент Федерации Вито Ипполито упомянул, что, например, командам не совсем по нраву проверки, которые могут отвлекать их гонщиков. В MotoGP нет полноценной системы контроля атлетов, и эту брешь предстоит закрыть в будущем. В конце концов, Крачлоу поднял важную тему, как говорит Ипполито:

В нашем мире мотоциклизма нет проблем других спортов вроде велоспорта или атлетики, когда дело касается употребления наркотиков, но мы на тех же основаниях подписали соглашение с [антидопинговым агентством] WADA. Наша антидопинговая политика ясна: мы — за чистый спорт, так что комментарии как у Крачлоу скорее помогают нам, чем раздражают.

Но мотоциклетные проверки не такие тщательные, как в велоспорте, к примеру?

Это правда. Кэлу эту хорошо знакомо, потому что он дружит с велосипедистом-чемпионом Марком Кавендишом, но мы тоже пользуемся [антидопинговым администрированием] ADAMS. Мы просто используем методику образцов, а не вынуждаем всех райдеров быть в постоянном доступе — это потому что, как я сказал ранее, в нашем спорте случаи позитивного результата на запрещенные вещества — это редкость.

Если мы меня спросите «но почему только образец, а не всех, что меняется?», ответ прост: всё сводится к затратам. За этот контроль платит ФИМ. Делать проверки наугад — это одно, построить систему целиком — это другое. Само собой, в велоспорте контроль обязательно проводится по всем направлениям, но Крачлоу прав: нам нужно усилить контроль. Проблема в том, что внутри нашего спорта есть некоторое сопротивление…

Вы ссылаетесь на ездоков?

Нет, далеко нет. На самом деле многие из них — и я упоминаю Марка Маркеса как пример, — заявляли, что желают быть в доступе для постоянного контроля. Мне это понятно: они хотят доказать, что их выступления чисты.

Гонщики Гран-При на летучке по антидопингу (Лосаил, 2018)

Если мы верно помним, FIM недавно выявляла и наказывала чемпионов под влиянием запрещенных веществ.

Таким был случай Джеймса Стюарта в суперкроссе. Он тоже проиграл свою аппеляцию, потратил много денег на адвокатов. В его деле рассматривалось использование амфетаминов и ему вынесли запрет на 16 месяцев — такой штраф предусмотрен WADA, будь то велоспорт или мотоспорт.

В том деле райдер, по-видимому, принимал «Аддерал» — препарат в виде «прикрытия». Крачлоу просит расширить контроль за теми препаратами, которые безвредны, видимо, но которые помогают с физическим восстановлением или сгонкой веса.

Мы движемся в этом направлении. Каждый должен осознать, что мир изменился и нам нужно приспособиться, но, как я сказал, есть сопротивление, например, в мире руководства. Есть те, кто беспокоится, что ездоков будут чересчур беспокоить. Возьмем алкоголь, к примеру. Я был минимум на четырех встречах WADA по этой теме. Этот орган предлагал четырехлетние санкции за положительный тест на алкоголь, когда алкоголь — это не стимулятор, несмотря на то, что его определяют как наркотик с фармацевтической точки зрения.

В общем, в некоторых спортах его могут использовать для уменьшения стресса. В нашем это просто опасно. По этой причине я смог добиться от WADA уменьшения штрафа до девяти месяцев благодаря специфическому регламенту мотоциклизма. С вечера четверга перед гонкой во время так называемого соревновательного периода ездокам не разрешено выпивать. Вы не поверите, но мне пришлось побиться в настоящей внутренней битве против управленцев, которые беспокоились, что FIM будет проводить проверки, может, в субботу в полночь, будя райдеров.

Беспокойство безосновательно, потому что если вы выпьете две банки в девять вечера, утром вы чисты, но WADA вправе меня спросить: «В вашем спорте возможное такое, что есть такие, которые могут не пить три дня подряд?». Трудно сказать, что они неправы, разве нет?

Остается откровенное обвинение Кэла Крачлоу: туп любой, кто думает, что нет таких, кто пользуется запрещенными веществами.

В идеальном мире нам стоило бы проверять всех наших атлетов, начиная с нижних классов типа Мото3, хотя прямо сейчас мы работаем над расширением этого на вершине нашего спорта — MotoGP. Так мы дадим молодежи ясный пример: им не нужно идти короткими путями, что разрушило бы наш спорт. Как только они в верхнем классе, их проверяют систематически.