Эспелета: Формула-1 больше платит богатым командам, мы — наоборот

Управляющий Dorna Sports Кармело Эспелета во время визита издания AS дал интервью, затронув несколько тем из MotoGP. Одна из них — экономическая модель чемпионата. Её основной принцип не меняется с 1992 года: доходы от коммерческих прав в первую очередь надо направлять нуждающимся командам. У команд побогаче больше возможностей себя обеспечить.

Эта модель работает. Количество заводских проектов выросло с трех штук в 2014-м до шести в 2017-м. До этого такое малое количество было эхом мирового экономического кризиса 2008 года, которое заставило Kawasaki и Suzuki свернуть программы MotoGP. Kawasaki сосредоточила силы на мировом Супербайке, Suzuki вернулась, снова появилась Aprilia и дебютировал КТМ. Помимо шести официальных команд есть шесть частных, которые приобретают мотоциклы за счет Dorna. По мнению директора компании, Формула-1 может что-нибудь позаимствовать:

F1 стоит тратить на технологии меньше, как мы. В Монмело F2 ездит на восемь секунд медленнее, и она стоит два миллиона, тогда как F1 — 400 миллионов. Незадолго до кризиса мы осознали, что без табачных денег не сможем удерживать затраты.

Мы решили изменить объем двигателя на 1000 см³ и зафиксировать максимальный диаметр цилиндра 81 мм, что могло дать экономически более конкурентные двигатели. Из этого появились байки CRT [2012], которые ушли от четырех миллионов к нулевым затратам, будучи на три секунды медленнее. Затем появился Open [2014], за которым пошло внедрение единого электронного блока [2016]. Тогда и ранее была угроза того, что заводы идут в Супербайк, и мы купили Супербайк.

Деньги от телевидения мы распределяем среди команд. Раньше с сателлитов за оборудование брали 800 тысяч евро, а сейчас они получают эти 800 тысяч евро плюс два миллиона на пилота. В общем, неофициальной команде с двумя пилотами мы отдаем 5,6 миллиона на сезон, а байк для каждого пилота им обходится максимум в 2,2 миллиона, потому что заводам нельзя отдавать их за больше денег, потому что им я тоже отдаю по миллиону за мотоцикл. Вообще-то сейчас заводы продают их за 3,2 — это немного меньше, чем 4 миллиона ранее, и они больше не могут держать частные команды «на сковородк». Это касаемо данной темы.

Что происходит в F1? Во-первых, они продавали идею, что чем продвинутее технологии, тем лучше. А во-вторых, у них громадные сборы, которые они платят «Феррари» или «Мерседесу». У нас наоборот, потому что мы больше платим командам снизу. Я плачу два миллиона за байк второго пилота Aspar, а за байк Маркеса я не плачу ничего, потому что Маркеса хватает для того, чтобы генерировать деньги от спонсоров. Так решетка уравнивается, и марки не уходят. Когда пришел кризис [2008-го], Kawasaki и Suzuki ушли, но сейчас они не уходят.

В моторном спорте ключевое — это чтобы каждый чемпионат был экономически устойчив. По этой причине аэродинамику остановили и можно делать всего по два обтекателя за год, пока те безопасны со своими внутренними крыльями. Некоторые мотоциклы получаются странными… Короче, мы должны балансировать между технологиями и деньгами, которые можно сгенерировать.