Большое интервью с Макаром Юрченко (1/2)

2 часть >>


Свежее издание чемпионата Moto3 дополнилось новым трио — это обладатель титула Red Bull Rookies Cup 2017 Кадзуки Масаки, бронзовый призер CEV Moto3 Junior 2017 Алонсо Лопес и Макар Юрченко, гонщик с одним серебром и одной бронзой в CEV Moto3 Junior 2017. У Макара на руках двухлетний договор с французской командой CIP Green Power, так что он добился главной цели последних лет — оказаться на чемпионате мира. Следующие возможные ступени — Moto2 и MotoGP.

Начало этого пути — 2013 год, в который кроссмен-юниор твердо решил переключиться с грунта на асфальт. Между тем моментом и нынешним прошло пять лет, три сезона в кубке Red Bull Rookies, три сезона в юниорском Moto3, и пара сильных травм, в которых он ломал руки и ногу. Эти инциденты подпортили пилоту #76 гоночные сезоны 2014 и 2016, вынуждали пропускать гонки — результаты от этого не улучшались. Вершиной в кубке Red Bull стало итогое восьмое место в 2016-м, вершиной в Junior Moto3 — итоговое десятое в 2017-м.

Петербуржец будет выступать как гонщик Казахстана, и для Казахстана это дебют на мировой кольцевой арене. Для России старт Макара — пополнение небольшого списка гонщиков, у которых был такой опыт. В 60-х и 70-х на отдельные этапы Гран-При от СССР ездили Николай Севастьянов, Эндель Кийса, Эдуард Борисенко, Александр Смертин и Юрий Рандла. В 2009 — 2010 годах нашим «агентом на месте» был Владимир Леонов в классе GP250/Moto2. После Владимира Макар — второй гонщик в российской истории с полновесным контрактом в Мото Гран-При, и первый в Moto3.

Райдер CIP провел две серии подготовительных тестов из трех на площадках Херес и Рикардо Тормо. В Хересе 6 — 8 марта пройдут третьи, и затем добро пожаловать на 19-этапный Мир. Привыкание к новому окружению упрощается фактом, что в его распоряжении KTM RC250 — модель байка из его предыдущих чемпионатов с небольшими изменениями. Команда в межсезонье прошла полное обновление: она отпустила Марко Беццекки, Мануэля Пальяни и покончила с использованием мотоциклов Mahindra — производителем, который ушел из Moto3. Вместо них — КТМ, победитель ГП Чехии 2016 Джон Макфи, и новичок Макар Юрченко.

В этом интервью мы обсудили дистанцию, которую Юрченко пробежал за последние годы.

Подготовка сезона стартовала в Валенсии с бракованного мотора. Ты узнал от КТМ что-то конкретное?

Нет, не узнал. КТМ ничего не говорит, они просто забирают мотор, а нам ставят новый. Причину неисправности уже выясняют без нас и обычно подобная информация до команд уже не доходит.

Твоя скорость на хересских тестах стала быстрее, хотя из-за плотности твой лучший круг только 20 из 26. Для новичка класса отставание на 1,2 секунды приемлемо. Чем быстрее ездишь, тем труднее улучшаться. Это чувствуется?

Безусловно, потому что каждую десятую секунды становится скидывать всё сложнее. Ты сам ускоряешься, но ускоряются и другие. И ты понимаешь, что если впереди тебя есть пилоты, которые едут быстрее, значит, и ты можешь ехать быстрее и нужно больше работать, искать возможности сократить отставание.

В начале 2017-го ты объявлял об участии в Moto3 по дикой карте. На Мир ты так и не вышел, зато Академия Avintia пару раз заявляла твоего коллегу Висенте Переса. Почему так?

Да, мы хотели принять участие в чемпионате мира Мото3 по уайлд-кард, команда предложила заявить меня в начале сезоне, но мы четко понимали, что нужно еще раскатиться, а выступление в начале сезоне не принесет необходимых результатов.

Мы хотели выступить по уайлд-кард на последних европейских этапах, но в Барселоне мест не оказалось, а уже на следующих этапах — поскольку середина сезона у меня сложилась не очень продуктивно по ряду причин, — в общем зачете я оказался вне топ-5.

По регламенту чемпионата преимущество на заявку уайлд-кард имеют ребята в первой пятерке и так далее по результативной лестнице. Количество мест по уайлд-кард в Мото3 строго лимитировано, поэтому я туда не попал в прошлом году.

Многие участники MotoGP глубоко «запустили щупальца» в серию CEV в виде юниорских команд. Ты гонял за Академию Avintia, за команды Алекса Ринса и Алейша Эспаргаро. Еще есть Академия Валентино Росси, младшая Estrella Galicia, и так далее. Из того, что видно со стороны — какая из этих команд самая богатая, обеспеченная, профессиональная?

Трудно сказать вот так сразу, но, наверное, Академия Валентино Росси и Estrella Galicia являются сильнейшими командами, поскольку у них лучший материал и большой опыт работы. В этих командах работают опытные механики и инженеры, у которых богатый опыт работы в чемпионатах класса Мото3.

Выступать в этой команде непросто, так как всегда приоритет идет испанским в Estrella Galicia и итальянским в Junior VR46 пилотам. А если ты не испанец или итальянец, то выступление в этих командах выходит непосильно дорого. Это редкие исключения, когда в эти команды попадают не «свои» пилоты, в этих командах царят свои правила и работает своя «кухня».

Макфи и Юрченко (тесты Moto3 2018)

Путь между мотокроссом и мировым кольцом занял примерно пять лет. Шеф CIP Ален Бронек пару лет присматривался к тебе, и в итоге подписал. Это единственное предложение из Moto3, или были другие?

Так или иначе каждый год нам поступают разные предложения, которые могут показаться интересными. И каждый год мы начинаем активные переговоры с командами где-то уже в июне-августе, присматриваемся друг к другу, обговариваем условия будущего сотрудничества. В этом сезоне у нас была задача попасть в мировой Мото3 и мы искали возможности именно в этом направлении.

Из всех предложений выступление за CIP Moto3 показалось нам самым интересным. На самом деле, Ален предлагал мне перейти в его команду еще год назад, но мы приняли решение остаться в CEV Moto3 Junior еще на год — тогда я был не готов к борьбе в мировом Мото3, будем откровенными, мне нужно было еще набраться опыта.

Если можно, расскажи, на каких финансовых и технических условиях ты пожал руки с месье Аленом.

Контракт с командой CIP Moto3 у нас подписан на два года. Согласно ему, команда предоставляет всё необходимое для выступления. Обязательным условием стоит предоставление мотоцикла последней модификации — в нашем случае это КТМ, — все запчасти, прикрепление к пилоту опытных механиков, инженера, кру-шефа и другого персонала, и прочее. Со своей стороны я обязуюсь выступать за команду CIP Moto3, работать на результат и соблюдать/выполнять многие другие правила и обязанности, которые, по контракту, увы, не могут разглашаться.

У меня с командой контракт на коммерческих условиях. Стоит отметить, что в Moto3 меньше половины пилотов — обычно это ребята из топ-5, — выступают на бесплатной основе и моя цель — стать одним из них. В то время как все остальные являются коммерческими пилотами, пускай и очень высокого уровня.

Многим участникам Мото3 и Мото2 нужно думать о финансах на сезон, искать спонсоров. Ты предлагал рекламное место на своем шлеме. Доминик Агертер неожиданно для себя через фондосбор (краудфандинг) собрал 170 000 евро. Не задумывался о таком?

Честно говоря, до того момента, как вы мне задали этот вопрос, я даже не знал, что Агертеру удалось собрать такую сумму посредством краудфандинга… Вопрос в том, будет ли краудфандинг работать у нас в стране, так как у нас менталитет немного другой, чем у европейцев…

После нескольких лет в кубке Red Bull и чемпионате Moto3 Junior аппарат КТМ RC250 стал продолжением тебя. Тот, который тебе предоставила CIP, наверняка шустрее предыдущих. Он просто посвежее, или есть еще что-то?

Мотоцикл мирового чемпионата довольно близок к тем, на которых я ездил за команду Алекса Ринса в 16-м году и команду Avintia в 17-м. Безусловно, есть некие модификации, которые КТМ проводит каждый год, но в целом этот мотоцикл довольно-таки похож на тот, на котором я гонял в прошлые года.

КТМ немного меняет шасси, модифицирует двигатель и коробку передач, дорабатывает торможение двигателем, но это всё нюансы. КТМ не делает каких-то кардинальных изменений — они просто улучшают, дорабатывают и модифицируют уже разработанный мотоцикл.

Ты постоянно сталкивался с тем, что КТМ сильно зависит от температуры асфальта, его состояния. На этих тестах температуры тоже скакали туда-сюда. Новый байк такой же капризный?

Капризный, но на самом деле в эти тесты в Хересе довольно неплохо сложились погодные условия. В принципе, особых температурных скачков не было и, что самое главное, не было жары. Температура асфальта не нагревалась более 25 градусов, что позволило нам ехать стабильное время как с утра, так и в дневную и вечернюю сессии. Были видны скачки по результативной лестнице на протяжении этого теста, но это не из-за погоды.

Мы работали над новыми настройками, тестировали темп на старых покрышках. В Хересе новое полотно — оно намного больше съедает колеса, поэтому это было для нас важно. Мы переобулись на новую резину уже в последних сессиях.

В этих чемпионатах покрышки поставляет Dunlop. Теперь у тебя есть опыт продукта Moto3. По ощущениям, по составам это одни и те же шины?

Шины Мото3 такие же, как и в FIM CEV Junior Moto3, но я слышал, что в этом году будет добавлен еще один состав hard — то, чего в Junior нет. Мы его пока не тестили.

Братья Джан и Денис Онджу из кубка Red Bull осенью тестировались с ребятами Moto3 и проигрывали по 2-3 секунды. Ты пришел из CEV Moto3 Junior без особых достижений и весьма быстр. Кадзуки Масаки, выигравший этот кубок, вместе с тобой перешел из CEV и тоже неплох. Если есть возможность по дороге в Moto3 пропустить CEV, это рискованно?

Сегодня это довольно рискованно. Есть ребята, которые напрямую, как вы говорите, переходят из Red Bull Rookies Cup в мировой Moto3, но этот юниорский чемпионат по борьбе можно принять в зачет, но там нет работы с инженерами, механиками, настройками — в Rookies Cup всё примитивно просто.

Поэтому CEV Moto3 Junior — это очень и очень важный опыт, через который нужно пройти. Потому что если пилот его пропустит, это будет всё равно что если бы пилот из Moto3 сразу прыгнул в MotoGP. Потом займет больше времени адаптироваться, а за это время тебя уже могут «съесть»конкуренты.