Чемпионат MotoGP 2017: это на память (2/3)

<< 1 часть       3 часть >>

Барселона-Каталунья, ИСПАНИЯ

#23. Барселона, Барселона

Через неделю Десмо Дови достал еще один джокер. Вторая победа более всего примечательна фактом, что никогда в его гранприйной карьере две победы не шли друг за другом, и фактом, что годом ранее на Барселоне-Каталунье он проиграл 41 секунду. Время обоих заездов почти одинаковое — 44:37 тогда и 44.41 сейчас. Андреа опередил себя прошлогоднего на 37 секунд.

Необычность ощущалась и со стороны, и с места пилота. На 54-градусном асфальте всем было понятно: о шинной стратегии нужно думать с первого круга. Так гонщики и ушли со старта с мыслями, на чем проедут под флагом. Довициозо оказался самым быстрым из экономных и самым экономным из быстрых. На 16 круге из 25 лидерство Дани Педросы перешло к нему. В течение финального отрезка #04 зря волновался о том, что резины почти не осталось — у остальных было то же самое. Победа была довольно простой, никто не стал дожимать до предела.

#24. Был на мели, теперь идет на дно

Дни конкурентных гонок на Ducati ушли в прошлое. Сезон Андреа Ианноне в седле Suzuki становился всё тяжелее. В Каталонии этот сезон не то ударился об дно, не то пробил его. По словам Ианноне, заезд был тяжелым из-за плохого зацепа обеих шин. Невозможно ни разогнаться, ни затормозить, ни наклонить мотоцикл. Маньяк отстал от бывшего коллеги Довициозо на 43 секунды, доехал 16-м, едва не проиграл гонку супербайкеру Сильвену Гвинтоли, вызванного командой проехать вместо Алекса Ринса.

Когда едешь со скоростью временного пилота из другого чемпионата, трудно избавиться от неудобных вопросов. С одной стороны, гонщик настаивал, что сделал всё возможное. С другой, как писал обозреватель MotoGP Мануэль Печино, в боксах Suzuki висело очень сильное напряжение. Команда была недовольна тем, что Ианноне вроде бы и не старался быстро ехать. Такие истории появлялись в прессе не раз. По ответам Андреа чувствовалось, что они его задевают. Была в этом истина или нет, его результаты в 2017 году не раз оставляли людей в растерянности.

#25. Салом не забыт

Фотовыставка в честь Луиса Салома (Барселона-Каталунья, 2017)

Еще уик-энд с незримым присутствием гонщика, которого больше нет. На каталонский этап пришлась годовщина гибели Луиса «Мексиканца» Салома, пилота Moto2. Инцидент на тренировке с низовкой в 12 повороте трассы мог закончиться ничем, но упавший Салом, к большому сожалению, доскользил до барьера и оказался в точке, куда упал мотоцикл после удара. Травма была фатальной.

Организаторы почтили память фотовыставкой с 42 фотографиями про интересные эпизоды гоночной карьеры Луиса. За одной из трибун поставили мемориальную стенку, где люди могли что-нибудь написать. На мотоциклах и одежде рисовали и клеили гоночный номер Мексиканца, 39.

Ассен, НИДЕРЛАНДЫ

#26. Пришло мое время

Свежее достижение новичка подоспело к Ассену. В мокрой сессии Жоанн Зарко показал лучшее время и получил первый поул в MotoGP. Абсолютное большинство пилотов оставалось на трассе все 15 минут, понимая, что асфальт просыхает и каждый круг получается быстрее предыдущего. Заезд в боксы за сухим мотоциклом был возможен, но не обязателен. В топ-10 квалификации восемь человек никуда не заезжали. За сессию Ассен ускорился примерно на четыре секунды.

Марк Маркес, заканчивая свой последний круг, на 0,4 секунды перебил показатель Данило Петруччи. Таймер остановил отсчет, пилот Repsol Honda занимал промежуточный поул. Тем временем Жоанн на своей «Ямахе» пронесся по Ассену еще быстрее, улучшив время на 0,065 секунды. С последней французской поул-позиции прошло 15 сезонов (Оливье Жак, Заксенринг-2002), с последней у Yamaha Tech 3 — четыре сезона (Кэл Крачлоу, Брно-2013).

#27. Еще немного, еще чуть-чуть

Валентино Росси и трек Ассен — это почти синонимы. На исторической гоночной площадке, которая с 1949 года ни разу не покидала календарь MotoGP, Росси побеждал семь раз в премьерном-классе, плюс дважды в младших. В 2017-м он обновил статистику еще одним первым местом. Плюс, гонщик Movistar Yamaha забрал первую победу в сезоне и первую после Гран-При Испании 2016.

Пасмурная погода не покидала трек, дождь по ходу гонки не исключался. Жоанн Зарко и Марк Маркес задавали темп в голове пелотона, #46 двигался следом. На экваторе заезда включился дождь, передняя группа стала трансформироваться. Зарко решил нанести визит в боксы, Маркес подотстал, приблизился Данило Петруччи. К этому моменту Росси контролировал заезд, хотя его земляк контролю точно не хотел поддаваться. Последние круги два итальянца намертво прицепились друг к другу, пока не вмешались круговые. На предпоследнем круге Петруччи слегка замешкался при объезде Алекса Ринса и Эктора Барберы, которые оказались неуступчивы. На этом Валентино заработал полсекунды.

Хотя на последнем проезде Доктор ускорился, его позиция снова была в опасности, когда Петрукс переключился в режим берсерка и повысил темп на секунду. Было поздно, Росси успел защититься в последней шикане Тиммер. Каждый испытывал разные чувства: пилот #46 только что выиграл отличную гонку, пилот #9 только что проиграл отличную гонку. На уик-энде погода была на стороне Данило. По его признанию, без дождя так хорошо он бы не выступил.

#28. Проклятье не снято

Странновато вспоминать, насколько Хорхе Лоренсо бывал силен в Ассене. Этот гонщик в 2004 году на последнем круге выиграл крупную битву против Локателли, Стоунера и Довициозо в 125-кубовом классе. Этот же гонщик был на поуле все три своих сезона в GP250 (2005 — 2007). Две этих гонки Лоренсо взял за явным преимуществом. Плюс, выиграл заезд MotoGP 2010 года.

Сейчас эти события давно в истории. Начиная с 2011-го, в Соборе моторспорта Спартанца ждут или худшие моменты сезона, или одни из. Здесь его сбивали с мотоцикла, здесь он травмировался, здесь он катастрофически медленный в случае дождя. На этот раз против гонщика выстроилось много факторов: и пока неосвоенный мотоцикл, и недружелюбный трек, и дождь, и пит-стоп.

На квалификации Хорхе получил 21 место, то есть уик-энд практически завершился досрочно. В заезде получилось подняться, и пока пилот Ducati приближался к десятке, пошел дождь. Лоренсо здорово уронил темп и поехал менять мотоцикл. В его ситуации можно было только надеяться на усиление дождя, чего не было. Соперники впереди более удачно справились с оценкой зацепа на трассе, не растрачиваясь на пит-стоп. Спартанец проиграл победителю круг. Это дало 15 место.

#29. Переход власти

Итог Нидерландов спровоцировал перестановку. Росси получил победу, но не более того. Маркес выиграл третье место, но не более того. Довициозо проиграл финальную битву с Маркесом и Крачлоу, взял пятое, и при всём этом попал наверх. Его соперникам не хватило ассенских очков, тогда как сход Маверика Виньялеса был ощутим. Десмо Дови преследовал того в зачете и наконец прошел.

Для Ducati это было приятное событие. Её гонщик выдвигался на следующий Гран-При лидером MotoGP. Такого марка не знала почти десяток лет. Когда Кейси Стоунер потерял лидерство после Гран-При Каталонии 2009, более красных гонщиков наверху не было. Вместе с Маркесом итальянец быстро развернул чемпионат в нужную сторону. Ранее по разным причинам они отставали: Марк терял на падениях, Андреа — на низкой конкурентности. Только что уходивший в точку Виньялес быстро оказался в клещах двух сильных соперников. Обратно он так и не вернулся.

Заксенринг, ГЕРМАНИЯ

#30. 1-1-1-1-1-1-1-1

Дежурное блюдо от шеф-повара MotoGP Марка Маркеса — поул с победой в Германии. В этот раз он приготовил его восьмой раз подряд. Соперникам испанца приходится съедать одно и то же с 2010 года, пока тот выступал в классе GP125. Наступил восьмой год и третья кубатура, но на Заксенринге меню, похоже, обновлению не подлежит. Сухая гонка или мокрая, значения не имеет.

Помимо этой восьмерки, у Маркеса есть еще она — столько подряд он выигрывает последнюю гонку первой части сезона. При совмещении этих успехов с победами в США будет другой рекорд — седьмой год #93 выигрывает в Гран-При всё, что проводится в США и Германии. Таких гонок теперь 19!

#31. Кандидат от оппозиции

От чемпиона Moto2 Штефана Брадля Германия не получила того, что ожидала — немецкие фанаты не дождались своего человека на домашнем подиуме MotoGP. Нечемпион Йонас Фольгер ничего не обещал и с первой попытки выполнил задачу, когда взял на Заксенринге серебро. Выступления Брадля в чемпионате длились с 2012 по 2016 год, был получен один приз за второе место на Гран-При США 2013 года. Фольгер уже догнал земляка. Кстати, в той гонке на Лагуна Секе выше тоже был Марк Маркес. Испанец создает определенные проблемы немецким кадрам.

Йонас и Марк — единственные, кто лидировал на Гран-При. Человек Yamaha вел себя на удивление бойко, по пути наверх он обогнал Лоренсо, Педросу, на пятом круге съел и Муравья. Тот вернулся вперед через пять кругов. Фольгер преследовал соперника, изучал траектории, думал об экономии резины. Похоже, если бы не ошибка на 27 круге из 30, два пилота так и приехали бы на финиш вместе, но пилот Yamaha Tech 3 ошибся. Марк уехал вперед на секунду, которая превратилась в конечный отрыв 3,3. Ездок #94 в этот день был неподражаем, он на равных конкурировал с чемпионом MotoGP на его коронном треке, и легко одолел Педросу, предыдущего канцлера Заксенринга.

#32. Заксенринг говорит Педросе «нет»

Маркес так прижился на Заксенринге, что как-то забылось имя предыдущего хозяина саксонского трека. Раньше Дани Педроса приезжал в Германию как к себе домой, он завоевал шесть побед в 2004 — 2012 годах в классах GP250 и MotoGP. Коллега по Repsol Honda оттеснил Самурая, но тот продолжал держаться поблизости. Педроса приходил вторым в 2014 и 2015 годах, давая команде запечатывать классические дубли.

Если бы Маркес неудачно провел хотя бы один германский заезд, Педроса был первым, в чьи руки падал большой приз. Пришла очередь гонки, где такой сценарий не срабатывал. Йонас Фольгер отобрал у пилота #26 вторую позицию и вскоре забрал первую у Маркеса. Дани держал в уме общую картину, полагая, что не стоит спешить и волноваться из-за падения зацепа. Чем дальше, тем Дани меньше контролировал ситуацию. Оказалось, Фольгер способен мчаться в темпе Маркеса. Они так и уехали вдаль, оставив Педросу в одиночестве.

Пожалуй, таких слабых выступлений на Заксенринге у Самурая не было. В сухих условиях и без травм он всегда многого добивался в Германии, только ни условия, ни здоровье не спасли его от проигрыша дебютанту. Когда-то канцлер Заксенринга поставил под сомнение и статус вице-канцлера.

#33. Черный день Реддинга

Мотоциклы Ducati не выглядели сильными на этой гонке. В первую десятку прошли Альваро Баутиста и Андреа Довициозо, все остальные оказались дальше. Ни у кого из лагеря красных не получилось обойти высокий расход задних шин, а особенно больно о дно ударился Скотт Реддинг. Он закрыл половину сезона самым слабым уик-эндом за время MotoGP — 23 местом на старте и 20-м на финише. Когда начался выход из последнего поворота, Реддингу удалось выиграть забег до флага у Алекса Ринса. Опережение последнего пилота на 0,031 секунды — вот и весь успех британца на этом уик-энде.

У Скотта не нашлось решения против комбинации вредных факторов. Кроме двух коротких прямых последнего сектора, трасса проходится в наклоне на частичном дросселе. Негде пользоваться мощностью Ducati. Пилоты пытаются отыгрываться за повороты на прямых участках, и мощность начинает мешать, стиль езды становится дерганым, шины быстрее уходят. Особенно быстро это происходило у 78-килограммового Реддинга. Если гонка медленная, такого можно избежать — в прошлогоднем дождевом заезде британец почти попал на подиум, пока его не прошел Довициозо.

Брно, ЧЕХИЯ

#34. Прощайте, Анхель

Минута памяти Анхеля Ньето (Брно, 2017)

Третий мемориальный Гран-При этого года. Обладатель 13 гранприйных титулов Анхель Ньето и символ мотогоночной Испании скончался 3 августа от последствий ДТП. Происшествие на острове Ибица весьма напоминало историю с Ники Хэйденом: Ньето получил сильную черепно-мозговую травму, когда в его квадроцикл сзади въехал автомобиль. Последовала неделя в коматозном состоянии. 70-летний Ньето, увы, не пережил процедуру вывода из нее. Состояние организма со стабильного сменилось на тяжелое, наступила смерть. Его память почтили минутой молчания в воскресенье.

В этом году также не стало Джона Сертиза — еще одной глыбы моторных гонок. За всю историю никто не смог повторить главное достижение британца, которого объявляли чемпионом мира и в мотогонках, и в Формуле-1. У него было четыре абсолютных победы в MotoGP и одна абсолютная в Формуле. Сертиз скончался 10 марта в 83-летнем возрасте.

#35. Как начнешь, так проведешь

Как говорил Кейси Стоунер, в чемпионате не существует поворотных гонок, любая может стать поворотной. И всё-таки первый этап второй части любого сезона можно считать самым поворотным из всех поворотных этапов. Время ошибок осталось там, в начале, а сейчас необходима стратегия. Удачный старт на этой стадии может помочь привести пилота к титулу, неудачный — к поражению.

Середина — истинно ответственный момент. Например, в 2004-м Валентино Росси через 8 этапов из 16 находился в клещах Макса Бьяджи и Сете Жибернау. На следующих итальянец занимался тем, что просто уходил дальше в зачете. Кейси Стоунер в 2007-м не мог разделаться с Росси и Дани Педросой ранее, чем наступила вторая половина. В 2008-м Росси оторвался от Стоунера и Педросы не ранее, чем прошли летние каникулы, и так далее.

Первая победа после экватора бывает прямо связана с титулом, особенно если у соперников тоже высокие шансы. Свежие примеры — Брно-17 для Маркеса, Брно-15 для Лоренсо и Брно-13 для Маркеса. Мокрый этап этого года был драматическим первые пять кругов. Как только все пилоты преодолели волну пит-стопов, впереди оказался человек, которому такие условия давно по вкусу. Маркес докатил до победы с 12-секундным запасом. Это было начало набора 7 подиумов в 9 этапах. Столько призов после каникул в 2017 году не было ни у кого.

#36. Шмяк, крэкс, бац

Этот инцидент Ианноне-Эспаргаро привел к обновлению процедуры пит-стопов. Так как смену нужно произвести максимально быстро, пилотам оставалось слишком мало времени на оценку обстановки. Алейш еле успел отъехать, как через мгновение в этой точку рухнул Андреа. Итальянцу было больно, он ударился корпусом и об асфальт, и о стоявший наготове байк. Испанцу было обидно: по велению дирекции гонки он отдал три позиции на трассе.

На следующем британском этапе была опробована альтернатива. Вместо параллельного расположения байков их должны ставить прямо перед гаражом буквой V. Таким образом, садясь на запасной, пилот будет четко видеть прежде слепую проезжую зону пит-аллеи. Дополнительно ему будет ассистировать механик с «леденцом», как в Формуле-1. Отныне момент для старта будет выбирать он, а не пилот.

#37. Нелетающие птицы

Новый аэрообтекатель Ducati Team (Брно, 2017)

С 2016 года заводам запретили иметь на мотоциклах собственные электронные мозги, всё свелось к единому ЭБУ «Магнети Марелли». Большую область инженерного творчества сменило новое направление — аэродинамика. Прежде в MotoGP такие эксперименты были разовыми, никто ими не заражался. Suzuki оценивала антикрылья в 80-х, Yamaha — в 90-х, Ducati — в начале десятых, но и только. Запущенная Ducati в 2015-м новая волна выросла до таких размеров, что накрыла всех.

В этом году не было ни одного прототипа без вживленных аэроэлементов. Разным мотоциклам требуются более сложные решения или менее. Аппараты Honda и Yamaha были достаточно отполированы, чтобы устраивать аэробезумства, но Ducati и Aprilia нуждались в более устойчивом прохождении поворотов. Развитые обтекатели решали эти проблемы.

Самым развитым вариантом 2017 года была вот эта обновка, созданная в первую очередь под запросы Хорхе Лоренсо. Технический директор MotoGP Дэнни Олдридж признавался, что разработка находится на грани допуска регламентом. Без вертикальных соединительных планок это почти те самые крылья, запрещенные перед 2017 годом.

Ред Булл Ринг, АВСТРИЯ

#38. Новая классика

Кроме мелких эпизодов в Каталонии и Нидерландах, в гонках Андреа Довициозо и Марк Маркес не сталкивались друг с другом. Даже удивительно, что два спорщика за титул не скрещивали шпаги до 11 гонки сезона. Битва в Австрии началась как командное сражение Ducati Team и Repsol Honda, затем группа уменьшилась вдвое. Лидеры чемпионата должны были высказать свое слово.

Десмо Дови держался впереди на последнем шестикруговом отрезке, Муравей организовывал давление. Лидер предполагал, что такой гонщик обязательно постарается забрать позицию. На последнем круге два мотоцикла сблизились, когда ездоки поменяли стратегии: Довициозо стал зауживать линии и закрывать просветы, Маркес начал высматривать места для атаки. Итальянец не допускал ошибок, что оставляло сопернику одну возможность: попробовать в последнем повороте. Это очень неудобное место, но Марк захотел рискнуть — если не ради победы, то хотя бы ради хорошего сна ночью.

Андреа прождал атаку весь 28 круг, и оставив позади предпоследний поворот, подумывал, что опасности нет — то место было последней настоящей возможностью пройти на торможении. Атака стала сюрпризом, так как пилот Ducati не стал прикрывать поворот, хотя он живо соориентировался и пропустил второй байк вперед. Маркес остановился немного дальше, инициатива вернулась к итальянцу. Он принес команде вторую австрийскую победу из двух.

#39. Неловкость из-за тест-пилота

Мика Каллио

Брэдли Смит никак не мог поравняться с Полем Эспаргаро, под которым прототип RC16 смотрелся интереснее. Когда #44 КТМ пробрался в глав-10, #38 КТМ все еще находился в приграничной зоне между очками и нулями. Совсем в неудобное положение Смита поставил тестер Мика Каллио. Австрийская гонка по дикой карте с достижением 10 позиции после стартовой 18-й подсказывала, что именно такой уровень должны держать гонщики. Поль его держал, но у Брэдли не получалось. Англичанин был 18 пилотом, которому взмахнули клетчатым флагом.

Президент компании Штефан Пирер и глава KTM Motorsport Пит Байер начали подумывать о плане Б — замене Смита на Каллио. Все трое связаны с маркой заводскими контрактами без уточнения ролей, то есть гоночный статус Эспаргаро и Смита и тестовый у Каллио — результат договоренностей, а не букв на бумаге. Позднее было решено оставить всё как есть, кроме шеф-механика: Тома Йоича сняли с должности и заменили на Эстебана Гарсия, работавшего с Каллио. Гонщик был спасен, хотя тест-пилот не обрадовался, конечно. Мика сильно рассчитывал на то, что 2018 год станет годом его возвращения в MotoGP. У него за плечами сезоны MotoGP 2009 и 2010 на частном Ducati.

#40. Самая нежеланная весть

Сэм Лоус обсуждает разрыв с Aprilia Gresini (Ред Булл Ринг, 2017)

Сэм Лоус догадывался, что его часы тикают. Если шеф Aprilia Racing допускает возможность подбора нового пилота, это плохой знак. Таймер запустился на Гран-При Каталонии со слов Романо Альбезиано. Спустя четыре гонки Лоус располагал теми же двумя очками за Францию — такое марку не устраивало. Британец рассчитывал, что последним шансом спастись будет хорошее выступление в Австрии, так как гонка 13 августа укладывалась в контрактный промежуток 10 — 15 августа. «Априлия» должна была или подтвердить второй год соглашения, или расторгнуть его.

На самом деле, последним шансом была Чехия — такая же нерезультативная, как все предыдущие. Альбезиано добился соглашения со Скоттом Реддингом, а что на следующем уик-энде покажет Лоус, было неважно, второй год на законных основаниях был обнулен. История завершилась бы красивее, «отомсти» Сэм приличным результатом. Заставить марку пожалеть не получилось, на Red Bull Ring он закончил 20-м. Альбезиано удостоверился, что не ошибся.

Сильверстоун, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

#41. Германский десантник

Воскресным утром Yamaha Tech 3 была в шоке: на разминке байк Йонаса Фольгера на скорости метеорита врезался в ограждение поворота Стоу после прямика Ангар, подпрыгнул еще раз, и приземлился на него сверху. Пилот спрыгнул раньше, и сам чуть не долетел до надувного барьера. Бригада медиков унесла немца на носилках. Большая удача, что ему удалось избежать травм.

Инженеры Brembo вместе с бригадой Фольгера тут же взялись за телеметрию. Никаких отклонений на графиках было не видно, тормозная система была полностью исправна. На мотоцикле стоял свежий комплект дисков и колодок, который еще не приработался и не дошел до нужной температуры. На это углеволоконным тормозам требовалась пара кругов, но райдер пришпорил байк с самого первого.

Когда Йонас проехал весь прямик, разогнавшись до 300 км/ч, переднего тормоза у него не было, несколько нажатий на рычаг мало что дали. Когда скорость упала до 250, немец спрыгнул. На гонку пилота не пустили, у него кружилась голова, болело тело и особенно шея. Две следующих ночи Йонас просто не мог заснуть — столько длился его после-шок.

#42. 93-й подбит и падает

Отказ мотоцикла — последняя вещь из всех последних вещей, характерных для дивизиона Honda MotoGP. Мотор Ники Хэйдена на ГП Австралии 2007 года не выдержал напора погони за Кейси Стоунером и был того. Спустя 3 605 дней на такую же поломку нарвался Марк Маркес в Сильверстоуне. В семи кругах от финиша он находился в лидирующем трио и собирался добавить к 2014 году новый британский успех. По крайней мере, попытаться.

Мотор заявил о своей кончине паровозным дымом в конце прямика Ангар. Марк попал в опасное положение, ведь он оказался без важного помощника на торможении. Более того, помощник превратился в противника: в агрегате что-то заклинило, и только мгновенный выжим сцепления удержал заднее колесо от полной блокировки. Сброс передач погасить скорость никак не мог, так что колесные тормоза поработали «за себя и за того парня». Андреа Довициозо вырвал золото у Маверика Виньялеса, вернув первую позицию в зачете. Теперь Марку нужно было начинать сначала.

#43. Доктор не дожал

Валентино Росси лидирует на ГП Великобритании 2017

Одна из наиболее оригинальных гонок Валентино Росси состоялась на прошлогоднем ГП Испании. Лидирование на полной дистанции до победного конца стало первым таким опытом в его карьере. В Сильверстоуне Росси почти это повторил. Идеальный старт сменил идеальный поворот, за ним пошел идеальный второй, и так до самого 17 круга. Чем ближе был финиш, тем приходилось тяжелее. Росси уже жал на пределе, полагаясь на жесткие торможения. Покрышки были на исходе, прошло несколько моментов на грани падения. Доктор согласился на бронзу.

Довициозо и Виньялес сохранили запас для концовки и прошли ветерана. Так как Росси истратил все резервы, ответить было нечем. Физически #46 был готов побиться до конца, только мотоцикл не смог его поддержать. Напарник Виньялес четвертый этап подряд оказался сильнее. Пока в статистике гонщика Yamaha остается один выигрыш в Сильверстоуне — дождевой 2015 года.