Мэт Оксли: Анализ статистики (1126!) падений в сезоне MotoGP 2017

Никто не может поспорить с тем, что в MotoGP растет тенденция падать. 2014 год побил все рекорды, набрав 981 падение за сезон. Все шло к тому, что в 2015 году число падений перевалит за 1000, но в итоге вышло только 976. А вот сезону-2016 все-таки удалось сделать это: уже до Гран-При Валенсии было больше 1000! Но всех перещеголял сезон 2017 года с рекордными 1126 падениями. Так становятся ли мотогонки безопаснее или наоборот? Этим вопросом задался и Мэт Оксли (далее статья написана от его имени).

Конец ноября — лучшее время для журналистов MotoGP. Пока десятки райдеров проходят проверки в госпиталях на наличие травм и выясняют, какие им нужно перенести постсезонные операции (походит на безрассудного водителя, ежегодно бывающего в автомастерской для большого ремонта), мы сидим в тепле и комфорте за нашими рабочими местами и анализируем статистику падений в MotoGP.

В этом году отчет содержит 159 страниц и включает в себя столько же болей с мучениями, сколько военный роман. Каждое падение расписано детально: где, когда и что было сломано. А затем представитель Dorna, работающий над этим, объединяет аварии в многочисленные гистограммы, отталкиваясь от классов, треков, годов и т.д.

На самом деле, анализ падения — это не просто восторг и прихоть садиста. Это наука, основывающаяся на статистических данных и помогающая руководству MotoGP повысить уровень безопасности. Разумный анализ статистики аварий может рассказать гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Ориентируясь на нее, можно понять, что в принципе происходит в MotoGP и как каждый гонщик ладит со своим мотоциклом.

О чем нам могут рассказать цифры этого года? На самом деле, все то же самое: годовой «оборот» падений продолжает расти. В 2016 год серия Гран-При впервые перешагнула в 1000 падений за сезон. В текущем сезон число выросло до 1126 падений, что составляет в среднем 62 падения за уик-энд. Другими словами, очень много ушибленных гонщиков, разбитого карбона и дополнительных растрат для команд.

5 гонщиков упало больше 20-ти раз за сезон. Один из них поставил новый рекорд — 31 инцидент. Если ты гонщик, то это не тот показатель, который заставляет тебя гордиться. Но иногда количество падений в MotoGP может вызывать гордость, так как, несмотря на огромное количество падений, райдеры избежали большого количества травм.

Вам, конечно, не нужно говорить о том, что упади гонщик MotoGP 31 раз за один сезон в 1949 году, у него не было бы шансов выжить. Гонщики гоняли по острову Мэн, по улицам Берна в Швейцарии, между канавами на Гран-При Ольстера, по оригинальному Спа-Франкоршамп (гонщики шутили, что на 9-мильном треке так много мемориалов, что они могли бы сделать из них забор).

69 лет спустя гонки стали совсем другими. Изменилось все. И старт, и байки, и даже гонщики схожи по силам. Во время сезона 1949 года у победителя был 46-секундный отрыв. В 2017 году в среднем победитель приезжал с отрывом в 2.11 сек. В больше половины гонок отрыв был меньше 1.5 сек. Не нужно быть гением, чтобы понять, как это сказывается на гонщиках: гонки стали гораздо плотнее, конкуренция выше, приходится сильно рисковать, чтобы добиться чего-то.

Хорошо, что треки с годами стали во много-много раз безопаснее. В 1950-ых годах было 28 аварий с фатальным исходом, т.е. в среднем каждые 2-3 уик-энда умирало по гонщику. В 1960-ых и 1970-ых ситуация была не намного лучше: 25 и 24 смерти соответственно. Затем гонщики объединились, чтобы остановить этот ужас (сейчас объединение называется IRTA). За следующее десятилетие фанаты MotoGP стали свидетелями 14-ти смертельных аварий. В 90-х количество смертей сократилось до двух, а в 2000-х умер всего один гонщик. Текущая декада, к сожалению, проходит немного хуже: мы потеряли Шоя Томизаву, Марко Симончелли и Луиса Салома.

Конечно, тот факт, что современные гоночные треки предоставляют гонщикам высокий уровень безопасности, побуждает их рисковать больше ради дополнительных десятых секунд. Это одна из причин такого роста инцидентов. Хотя после аварии Салома вера в безопасность треков уменьшилась.

Вся ирония в том, что, пока уровень первичной, вторичной и третичной безопасностей улучшался (мотоциклы стали безопаснее, треки безопаснее, медицина стала лучше), современные гонки все равно стали опаснее. Жажда зрителей наблюдать за гонками с высочайшей конкуренцией привела к изменениям технического регламента с целью уменьшить разницу между разными байками. В итоге мы стали наблюдать за тем, как райдеры борются за каждый дюйм на треке. И это не совпадение, что Томизава с Симончелли умерли, когда упали и получили удар от мотоциклов, следующих сразу позади.

В последней гонке года в классе Moto3 в Валенсии был очередной опасный момент: Фабио ди Джанантонио упал на высокой скорости в очень плотной группе и чуть не попал под колеса соперников, идущих прямо позади. В таких ситуация защитить гонщика очень-очень тяжело.

Сэм Лоус в этом году удержал за собой звание «Король падений», упав со своей Aprilia RS-GP 31 раз (стоит отметить, не всегда по своей вине). Это на одно падение больше, чем в 2016 году на мотоцикле Kalex Moto2. Ненамного меньше падал пилот Moto2 Хорхе Наварро: 30 раз за 18 уик-эндов. Затем идет Марк Маркес, чемпион, защитивший титул в 2017 году, с 27 падениями, потом Альваро Баутиста — 26, Кэл Крачлоу — 24, Сандро Кортезе — 22 и Аксель Понс и Джоном МакФи — 20 падений у каждого.

Отдельно стоит отметить Маркеса, который из 27 падений не финишировал по своей вине всего двух в гонках, и ему все равно удалось завоевать титул, хотя, стоит отметить, самый сложный в карьере MotoGP. Стиль Маркеса — атаковать на пределе в практиках, а если точнее — пересекать грань с целью понять, где же находится заветный предел, тем самым добывая драгоценную информацию для себя и инженеров Honda. Никто больше не делал того же самого. Это совершенно новый подход в мотоспорте.

Марк Маркес:

Если ты все время атакуешь на пределе, то добиваешься лучшей обратной связи с мотоциклом и получаешь самую полезную для механиков информацию. Если я упал 27 раз, то на грани падения я был, наверное, где-то 50 раз! Так я добиваюсь хорошей обратной связь с байком, понимаю, какие падения могут перерасти в сэйв и так далее.

Романо Фенати и Мигель Оливейра, проигравшие титулы Жоану Миру и Франко Морбиделли соответственно, упали за сезон всего по 3 раза. Оливейру это характеризует, как очень талантливого парня: ему 22 года, он выступает в промежуточном классе второй год, участвует в разработке нового шасси и выиграл последние 3 гонки сезона. Потом в списке самых «непадающих» гонщиков идут Валентино Росси и Доминик Агертер (4 падения), а потом Андреа Довициозо и чемпион Moto3 Жоан Мир (6 падений). Эти ребята знают, как не пересекать грань.

Число аварий MotoGP за сезон выросло до рекордных 313, а это в среднем по 17.8 падений за уик-энд. Драматически контрастным был сезон 2006 года: 98 аварий за год, в среднем 5.8 за один уик-энд. Только эта статистика дает понять, как сильно выросли требования в классе MotoGP за последнее десятилетие.

Уик-эндом с самым большим количеством падений стал (что не удивительно) сентябрьский Гран-При Сан-Марино, на котором дождь в воскресенье сделал из трека каток. К концу уик-энда асфальт Мизано «попробовало на вкус» как минимум 140 гонщиков.

За 1126 падений были получены следующие переломы: 6 ключиц, 3 лодыжки, 2 пальца, 1 кисть, 1 плечо, 1 предплечье, 1 малоберцовая кость и 1 палец ноги. Были и сотрясения, и вывихи, и бесчисленные ушибы. Нет никаких сомнений, что в следующем году гонки станут еще плотнее, а значит стоит ожидать еще большего роста падений. Чемпионат MotoGP безопасен, как никогда раньше, но гонщики слишком часто находятся в дюймах от катастрофы. Все мы хотим супер-близких гонок, но мы не должны забывать, какой ценой это достигается.