Сэйвы Маркеса: везение или расчёт?

Марк Маркес мог вполне обойтись без этого уже знаменитого сэйва на Гран-При Валенсии при обгоне Жоанна Зарко в первом повороте 23 круга. В это мгновение Маркес почти прилег на землю, затем уперся в асфальт внутренними локтем и коленом и вытянул свою Honda в вертикальное положение. Цена за этот опасный маневр была небольшой - он проехал по гравию и отдал две позиции, которые скоро к нему вернулись после двойной аварии пилотов Ducati Хорхе Лоренсо и Андреа Довициозо.

Впрочем, без этого эпизода финал в Валенсии стал бы тусклее. Пилот #93 сдвинул точку торможения на целых 30 метров дальше, как следует из телеметрии Repsol Honda. Конечно, очень трудно надеяться на то, что мотоцикл заедет в поворот как ни в чем не бывало. Марк вошел в него на третьей передаче со скоростью 133 км/ч, передняя покрышка сдалась и байк начал падать. Целых 50 метров при угле 64 градуса продлился этот почти лоу-сайд, пока байк не замедлился достаточно и не встал на оба колеса. Для гонщика это был неожиданный момент:

Когда я подъехал к повороту, увидел, что заходил слишком быстро, но я подумал: заторможу и заеду. Но потом - бум! Я удержал свой вес своим локтем! Я использовал мой локоть и колено как рычаг, и думаю, что с помощью фанатов я вернул байк обратно вверх.

Сразу после этого им были продемонстрированы мотокроссовые навыки. Экскурс в гравийную ловушку завершился благополучным выездом обратно в направлении второго поворота трассы. Всего пару кругов спустя после ошибки в повороте 8 попал в гравий и Довициозо, ехавший впереди. Попытка итальянца вырулить на асфальт ни к чему хорошему не привела, и он очутился в горизонтальном положении вместе с мотоциклом. Таким образом, фактически Маркес провел не один, а даже два сэйва подряд. Или можно сказать полтора, потому как в гравии он смотрелся весьма уверенно.

Кевин Кэмерон, технический эксперт Cycle World, разбирая спасательную технику Муравья, привел точку зрения бывшего гонщика Марка Хомчика. Оба пришли к мысли, что чудо-сэйвы испанца уже нельзя называть отловом мотоцикла, так как в этом процессе отсутствует главный элемент - собственно потеря контроля над управлением. Другими словами, Маркес сохраняет контроль даже в то мгновение, когда байк "потерял" переднее колесо и явно неуправляем:

Бывший гонщик на Yamaha TZ750 Марк Хомчик на этой неделе помог мне осознать, что нам придется прекратить называть восстановления Марка Маркеса "сэйвами" и называть их как есть: заученной и осмысленной техникой. По его собственным словам, Маркес в этом сезоне разбился 27,5 раз, без больничного времени. Маркесу не просто везёт - вещи ему знакомы.

"Безопасный экип наверняка гораздо лучше, чем в 70-х и 80-х", - отметил Хомчик. "Помню, бывало по две недели после хорошей верховки до того, когда я мог утром встать с кровати шустрее, чем за 20-30 секунд".

Сегодня, когда ездоков вписывают на различные пресс-летучки, можно увидеть мигающие лампочки на руках их кожаных комбезов - лампочки статуса встроенных аэроподушек, которые задействуются умными алгоритмами "неминуемой аварии". Плюс, есть обычная защита колена, локтя и плеча. И защита спины. И постоянно улучшаемые шлемы, не говоря об основательных изменениях трековой безопасности.

Сегодня зоны съезда и гравийные ловушки сменили [металлические барьеры] Armco времен старой Формулы-1, большие деревья, опоясывающие старый барселонский Монжуик Парк ("Если ты сваливался с байка и скользил, то старался рулить своими локтями, надеясь попасть между деревьями"), и вечные споры с организаторами насчет стоимости еще нескольких тюков сена.

Сэйв Марка Маркеса (Валенсия, 2017)

Сэйв Марка Маркеса (Валенсия, 2017)

Сэйв Марка Маркеса (Валенсия, 2017)

Здесь Маркес входит в тот левосторонний поворот в Валенсии. Когда он чувствует, что перед "закрывается" (потеря зацепа - причина увеличения угла руля), его левый локоть опускается, чтобы остановить байк от поднятия его двигателем через контакт с покрытием. Если такое произошло, весь зацеп потерян и вы в гравии.

Маркес продолжает удерживать байк вверху (он не так чтобы далеко от падения; см. сегодняшние шины) своим локтем и внутренним бедром/коленом, и начинает работать передней шиной над её возвращением в более прочный контакт с покрытием. Каким-то образом у него получалось проделывать это раз за разом без запуска верховки. Всё это время трение замедляет байк. Поднятие веса - это восстановление зацепа впереди, так что Маркес может убрать своё "посадочное шасси". Теперь байк достиг зоны съезда, но он вернулся под полный контроль райдера. Он разгоняется обратно на трек.

Как отмечает Хомчик, этот процесс - совсем не "сэйвы" прошлого, которые главным образом были везением. Байк огрызался гигантским толчком, швыряя райдера через ветровик (обычно это называлось "сделать Супермена"), который разрывался на яркие мерцающие фрагменты. Будучи атлетом в форме, руль все еще был у ездока, но он мог быть по обе стороны от байка или во всю его длину, глядя вниз на переднее колесо.

У Барри Шина был один такой на давнишней Match Race - он оказался "на водных лыжах" рядом со своим Suzuki. Зная, что авария снова сломает ему недавно запластиненные завинченные кости, каким-то образом он втянул себя обратно на байк и продолжил.

Просто как и традиционная вальная трансмиссия обязана проходить через нейтраль, чтобы переходить с одной передачи на другую, так и традиционный "сэйв" обязан пройти полную потерю контроля для возврата устойчивости. Но в новой технике Марка Маркеса ничему не позволено происходить достаточно быстро для потери контроля. Когда зацеп уходит с шин (более не внезапный процесс, каким он был в 80-х и 90-х), Маркес выпускает свое посадочное шасси и ждет, пока трение достаточно уменьшит его скорость, чтобы попробовать следующую фазу - восстановление полного зацепа передней шины.

В конце Хомчик сказал: "Этот юноша переписывает инструкцию по эксплуатации каждый год. Из-за этого мне интересно, есть ли у него какого-то рода тренировки, чтобы такое практиковать, или это просто случай продумывания и закрепления так, чтобы быть готовым действовать".

Можно поспорить: другие ездоки смотрят и пересматривают технику Маркеса так же, как Хомчик.



Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl + Enter! Или перейдите по данной ссылке!


2011 - 2018 | Использование материалов сайта разрешено только после согласования с администрацией!

Контактная информация