Психолог Довициозо: Проигрыш снял огромную ответственность

Главные претенденты на титул MotoGP Марк Маркес и Андреа Довициозо неделю назад в Австралии «разминулись»: первый провел отличный уик-энд с поулом, победой и солидным приростом очков в зачете, второму не удалось в десятку ни на квалификации, ни в гонке, где максимумом стала 13 позиция. На Гран-При Малайзии Маркес и Довициозо поменялись обратно: у испанца позади неважная квалификация с седьмым временем дня и воскресная разминка с восьмым в то время, как у итальянца третье место на старте и лучшее разминочное время.

Профессор психологии Амедео Маффеи и консультант многих спортсменов, с которым Десмо Дови успешно работает больше года, объяснил разницу между давлением пилота, который почти стал чемпионом, и давлением пилота, у которого такой шанс сильно преуменьшился.

Как один ездок может оправиться после гонки-катастрофы, вроде Андреа Довициозо в Австралии, и стать таким сильным на следующем этапе всего пять дней спустя?

Причина в том, что ездок, который на второй позиции и гонится за титулом, в курсе, что его успеха не хватит для гарантии финального результата, поэтому он может больше расслабиться, ведь он знает: не все от него зависит.

Сейчас Довициозо освободился от огромной ответственности. Вероятность ему взять титул зависит от ошибки другого человека. Это создает переход ответственности. Сейчас Довициозо может фокусироваться на погоне за победой без давления контроля за Миром.

То есть все давление на Маркесе? И в четверг он сказал, что «все давление на моих плечах, тогда как если Довициозо финиширует вторым, он все равно провел отличный сезон».

Если мы посмотрим на то, что случилось в Австралии, Маркес по ходу гонки оглядывался назад посмотреть, где был Довициозо. Завтра в гонке его будут волновать три вещи: первое — не разбиться, второе — знать позицию Довициозо, и третье — не потерять слишком много очков.

Как думаете, на голову мультикратного чемпиона и туза вроде Марка Маркеса
тоже может влиять давление?

Даже чемпион сталкивается с давлением, когда он впереди на последнем событии, где приз, например, мировой титул. Голова аса может работать как у обыкновенного человека, который боится проиграть.

В чем различия между типом стресса лидера и давлением райдера-преследователя?

У лидера давление в том, что контроль гонки лучшим образом и отдача максимума у него в руках. Райдер-преследователь потерял страх проигрыша, он может выдать максимум и надеяться на ошибку своего соперника. Полностью другое давление от ответственности.

В Австралии на Довициозо было большое давление, его обязанностью была защита ожиданий, вытекающих из его отличных результатов по ходу сезона. Как только он сыграл со своими картами и карты пришлось разыграть, это напряжение больше не повторяется.

При взгляде на гоночную подготовку и управление давлением, как к гонке готовится лидер и как готовится к ней преследователь?

Лидер готовится к гонке так, как если бы титул уже был у него в руках. Ездок на второй позиции соревнуется, чтобы взять победу, которая увенчает очень хороший сезон. Как Андреа сам говорил, даже если он закончит вторым, он закончит отличный сезон. Но еще ничего не закончилось — если завтра он пресупеет, он сохранит битву за титул открытой до финала, его мишенью будет борьба за мировой титул на финале в Валенсии.