Альсамора: Марк постарается взять титул с Honda, а дальше — увидим

Встреча 10-летнего Марка Маркеса и уходящего на пенсию 30-летнего бывшего чемпиона GP125 Эмилио Альсамора в 2003 году сыграла определяющую роль в кольцевой карьере будущего Муравья. Альсамора, став учителем, наставником и менеджером гонщика-школьника из Льейды, помог ему попасть из гонок национального уровня в мировые, где Маркес в течение 2010 — 2016 годов пять раз становился абсолютным победителем в трех разных кубатурах.

Пилот Repsol Honda является действующим чемпионом MotoGP, и завтра после гонки в Малайзии у него будет возможность продлить свой статус еще почти на полный год. Кампания-2017 Маркеса, как и у остальных соперников, прошла через моменты успехов и спадов. Особенно тревожной ситуация смотрелась после первой трети сезона: после шести гонок у испанца было две аварии и всего два подиума с учетом победы в США.

Дальнейшую динамику удалось направить в нужное русло, и начиная с Гран-При Каталонии, Марк ни разу не выпадал из первого трио, не считая технического схода в Британии. Издание AS поговорило с Эмилио о том, какой была дорога к вероятному титулу MotoGP №4.

Как такое возможно, что мы перешли от еще недавно одного из самых равных Мундиалей в истории к тому, что у Маркеса в предпоследней гонке есть явный шанс на титул?

Несмотря ни на что, этот Мундиаль был очень трудным из-за разных обстоятельств. В начале чемпионата не все марки были на одном уровне. В случае с «Хондой» на предсезонке она была далеко от текущего уровня. Ее байк развивали весь год, и не сомневаюсь, что очень важным в первых пяти гонках был шинный вопрос. Это затронуло всех пилотов и все марки впереди.

Это был трудный чемпионат, в котором Марк снова нас удивил — тех, кто рядом. Я прекрасно знаю, насколько неблагоприятная была ситуация на предсезонке и первых гонках. Марк ее переломил. Чудесно смотреть на то, что он сделал.

Как это у вас получилось?

Как и у него, это большой труд, с большими усилиями и жертвами, никогда и ни перед чем не отступая, и с постоянной работой со всей технической бригадой и HRC. Вот что делает возможным перелом ситуации. Еще остаются две гонки, и что бы ни случилось, по мне так Марк в этом году добился невероятного.

В паре случаев ему было 37 очков до лидера. В какой момент сезона вы осознали, что можете повторно защитить титул?

У него очень хорошо получалось управлять ситуацией в худшие моменты, потому что одна из его сил — действовать под давлением. По-моему, дойти до этих двух последних гонок с опцией на титул при том, что это казалось невероятным… По-моему, это его большая заслуга — больше, чем люди могут вообразить.

В прошлом году было совершенно ясно, что это скорее титул пилота, чем техники, в которую Марк вкладывал то, что Honda не хватало. В этом году тоже так было?

В конце концов, в чемпионате всё учитывается: пилот должен быть конкурентным, но байк тоже, и весь технический пакет с персоналом должны быть на уровне. Без всех этих ингредиентов не победить и не побороться за чемпионат. Да, это правда: когда есть некие недостатки, пилот может взять их на себя, но важна стабильность всего сезона, и как раз тут заметен опыт Марка. Это очень важный момент, над которым он потрудился.

Будет ли особенно трудно на Сепанге заставить его думать больше о чемпионате, чем о гонке?

Нет. Я думаю, Марк умен, и у него уже есть много опыта. Ясно, что мы по части команды постараемся внушить ему спокойствие, но совершенно ясно, что этот Мундиаль нельзя выиграть без риска. Но сейчас самое время использовать преимущество его лидирования. Это преимущество — 33 очка, но гонки есть гонки, и все может случиться. Конечно, повторюсь, я очень горжусь его трудом.

Как вы в боксах пережили эти 25 падений, которые накопились за сезон?

Переживали, но как говорит Марк, само собой, эти аварии не просто так. Они случаются, потому что он ищет предел и на тренировках доводит байк до максимальной точки. В MotoGP предел таков, что он ищет идеальные настройки, чтобы в гонке быть конкурентным. Ему не нравится падать, но если б он не брал тех рисков, которые брал в этом году, вероятно, его бы не было на текущей позиции.

Удивляет, что соперником, с которым он бился больше всех, был Довициозо? На это была наименьшая вероятность…

Да, Довициозо стал небольшим сюрпризом. В начале сезона было много Маверика из-за того, как он его начал. Когда соперники не знают о действительном уровне байков из других боксов, можно поверить, что разница больше, чем на самом деле. Без сомнения, Дови и «Дукати» стали сюрпризом. Этот завод с приходом Даллинья отлично работает, и нужно проявить уважение к тому, чем они занимаются.

Нам ни на секунду нельзя расслабляться. Во всех чемпионатах так, и с Довициозо приходится держать в уме, что у него много опыта, и что он разыгрывает свои карты, но у Марка отличный импульс и есть необходимый опыт контроля этого чемпионата. Потом посмотрим, что произойдет.

В этом году очень трудно составить пьедестал лучших гонок, потому что их было много. Из всех тех, где протагонистом был Марк, вас какая больше всего впечатлила?

Для этого я бы предпочел дождаться Малайзии и Валенсии, потому что Марк удивляет нас на каждой гонке [смеется]. С ним никогда не знаешь, когда будет лучшая.

В следующем году битвы будут на треке и вне его — за получение хороших контрактов на 2019-й. Полагаю, вы как представитель Маркеса в этом плане намного все упростили, верно?

Несомненно, быть представителем Марка Маркеса — это большая ответность, потому что с 24-летним пилотом вроде него, со всеми его достижениями, моя обязанность — это обеспечить лучший пакет и лучший мотоцикл.

У нас остается год по контракту с «Хондой», и там посмотрим, но сейчас самое важное — сфокусироваться на том, что имеет смысл — это попытка выполнить общую задачу Марка и всей Repsol Honda. Это — титул.