Дуэн: Это время великой эры MotoGP

Мик Дуэн, самый титулованный гонщик MotoGP 90-х с пятью титулами в промежутке 1994 — 1998 годов, пообщался с журналистами чемпионата перед Гран-При Малайзии и ответил на их вопросы о противостоянии Марка Маркеса и Андреа Довициозо, многолетней конкурентности Валентино Росси, и не только.

Мик, во-первых, что вы подумали о той гонке на Филлип-Айленде?

Это было здорово, разве нет? По-честному, не ожидал такой плотности. Конечно, для MotoGP это было здорово и зрелищно, особенно когда позади предыдущий уик-энд в Японии. Это был отличный год MotoGP благодаря всем тем ребятам, которые устраивают хорошее шоу, но, правда, оно сводится к Марку!

У гонки был впечатляющий конец с Марком, растянувшем небольшое лидирование, когда оно ему понадобилось.

Правильно. Такое место, этот Филлип-Айленд — приходится по-настоящему стараться заделывать отрыв, иначе все просто на вас повиснут, как мы это увидели в гонке. Я думаю, Марк — правда смышленный ездок. Три мировых чемпионата, и проступает его четвертый.

То есть, он тоже понимал, что если он сможет оторваться от них, он справился. Как только делаешь такой отрыв, можно оставить их биться там друг с другом. Я не уверен, разыгрывал ли он эту игру до самого конца, чтобы все хорошо смотрелось, но если и так посмотреть, это была отличная гонка.

Андреа Довициозо в этом году стал для вас сюрпризом?

Буду честен: стал. Он всегда был отличным гонщиком и всегда был рядом, но так он никогда не выступал, особенно в Японии. На Филлип-Айленде казалось, что скорее у «Дукати» проблема, чем проблема у него как у райдера, так что это, к сожалению, выбросило его из чемпионской погони. Но то, как он проехал Японию… Как к такому можно придраться? С такой решимостью и психологическим импульсом это знак настоящего чемпиона мира. Ему можно просто откинуться и взять второе с мыслью «Меня побил Маркес».

Маркес сделал маленькую ошибку на последнем круге, но Дови все равно отобрал только байк с половиной, может, два [корпуса байка]. В конце прямой это все равно был серьезный нырок, в низине поворота-спуска, помокру. В общем, должное там, где оно заслужено. Это было то еще вождение: Марк постарался все вернуть, но он просто не смог до него достаточно дотянуться, когда шел за ним так, чтобы, вероятно, его не вынести.

Победители в этом — мы, правда. Это было отличное шоу. Возвращаясь к Дови, думаю, это просто демонстрация того, что он может выдавать такие результаты и гонки. Не сомневаюсь, если он сможет поддержать импульс в следующем году, а «Дукати» продолжит дальше прогрессировать по байку, в 2018-м он будет еще одним реальным претендентом на титул.

Вопрос, который много задают: это величайшая эра в истории ГП?

Это точно великая эра, конечно, но величайшая? Помню, когда Росси гонял с теми-то и теми-то, и это называли лучшими временами… Помню, про Кенни Робертса и Фредди Спенсера говорили, что это самые лучшие времена!

Я думаю, лучшие времена — это когда есть отличные гонки. Хорошая штука в мотогонках в том, что можно обгонять, аэродинамика не такая уж проблема. Хорошая штука в данный момент в том, что в пелетоне много известных ездоков, которые на самом деле могут соревноваться за победу. То есть, хотя кажется, что побеждают одни и те же ребята, всегда есть надежда, что победит кто-то еще.

Пока этот аспект действует, это точно хорошая эра, но мотогонки всегда будут поставлять отличные гонки. Временами Марк отрывается и побеждает на добрую милю, но потом у вас идут гонки, как на прошлом уик-энде. В эти дни я не езжу на много Гран-При. На прошлой неделе я был на Филлип-Айленде, но на том в Японии я бы поспал или еще чего-нибудь! Но у них бывали хорошие гонки, так что реально хочется смотреть их все, и — «ого!», после этого поговорить о них. Как я говорю, победили во всем этом MotoGP и «Дорна» своего четырехколесного конкурента!

Очевидно, вы преодолевали серьезные травмы. Что у вас насчет Валентино, который вернулся после перелома ноги?

Слушайте, у Валентино это ничто иное, как абсолютная решимость и талант. Он бы мог просто отсидеться, положить ногу на ногу, и вернуться в свой собственный момент, но при такого рода травме все равно захотеть вернуться, все равно верить, что у него есть шанс на чемпионат… Я считаю, это показывает решимость и приверженность спорту, которые в нем есть.

Он там не просто ради присутствия, он там ради побед, он там ради выигрыша чемпионата, и он это любит. Вероятно, несколько лет назад вы думали, что Валентино практически должен уйти, но в данный момент его возраст забылся. Он — до сих пор крупнейшее имя в спорте, — Маркес вблизи на втором, — плюс, его преданность. Сейчас он так же хорош, как когда выигрывал свои чемпионаты.

К сожалению, в последние несколько лет не все катилось в его сторону, но он был близко. У него было несколько вызовов от Лоренсо и теперь Виньялеса, но он показывает: «Вы сюда не придете и не отпинаете меня, вам придется побороться за такое». И это просто показывает решимость и преданность спорту, и насколько он его любит.

Я думаю, для того, у кого 17-летняя победная карьера, и кто в спорте 20 с чем-то лет, будь это гольф, или теннис, или что угодно… Не так много ребят, которые могут так долго протянуть, большинство ребят бы выгорело. Желание на самом деле соревноваться теряет значимость, и они теряют волю к победе, особенно при таком количестве выигранного, как у него. Валентино не за первой победой гонится, это не так!

Думаете, в будущем все может двинуться в сторону его титула №10?

Не сомневаюсь. Зависит от того, как долго ему хочется соревноваться. В этом году он снова был у фронта и спорил [за титул], пока не получил травму. В прошлом году он так же спорил, так что он среди них, и просто надо, чтобы карти легли в его пользу.

Этот год правда мог уйти любому. Все они довольно много падали, была целая куча вещей, которые всех удержали вместе. В этом году требовалось чуть-чуть удачи. Ключ — стабильность. Ясно, чтобы быть впереди, приходится быть стабильным, но было так много других переменных, и это тоже сделало чемпионат волнительным, потому что внезапно что-то происходит, и ты думаешь, они выбыли, а на следующую минуту они возвращаются в игру.

Как вам современные байки?

Углы наклона и боковой зацеп большие, и некоторые байки управляются, дольше других оставаясь на своих боковинах, но это главное. И я думаю, при этом низовка чуть проще, потому что даже не так давно дело было в заходе в поворот, укладывании байка — углы наклона были довольно низкими, — но затем штуковину поднимали назад, вертикально, чтобы выехать оттуда. Сейчас остаешься на своей боковине — немного как байк Мото3.

В общем думаю, из-за этого чуть-чуть поменялась динамика. Больших верховок не так много, но есть число низовок. В равной степени приходится подстраиваться и к вещам типа шин. Даже те 10 лет, которые я соревновался, вещи всегда изменялись, и эти ребята будут продолжать подстраиваться ко всему, к чему придется, но байки здорово звучат и смотрятся здорово.