Немного о стоимости аварий в MotoGP

Миллион евро — минимальная сумма для аренды конкурентоспособного мотоцикла в MotoGP, но на самом деле для того, чтобы провести целый сезон, состоящий из 18-ти этапов, нужно подготовиться к гораздо большим затратам. LCR Honda является одной из сильнейших команд в пелотоне среди сателлитных коллективов и имеет контракт (хотя новый контракт Кэл заключил с HRC) с таким быстрым гонщиком, как Кэл Крачлоу.

31-летний британец доказал всем, что имеет очень высокий потенциал, выиграв в прошлом году две гонки MotoGP. С этой точки зрения команда Лучио Чекинелло провела исключительно впечатляющий сезон. Но есть и обратная сторона медали: Кэл возглавил список гонщиков, упавших самое большое количество раз в сезоне (26 падений за сезон), и это серьезно ударило по бюджету команды… Вероятнее всего, вы даже представить не могли себе, насколько!

Если внимательно рассмотреть 1000-кубовый прототип RC213V Кэла Крачлоу вблизи, вы придете к выводу, что это восхитительная ценная скульптура из металла, над которой работали чертовски умные ребята. Удивительно компактный мотоцикл вмещает в себя огромное количество технологических инноваций, но и стоит это соответственно.

Кристоф Бургиньон, главный техник Кэла Крачлоу с кличкой ‘Бифи’ (англ. Beefy — силач):

Я не хочу сказать, что эти мотоциклы сделаны на заказ, но в них нет ничего от «стандартного» мотоцикла. Каждая деталь очень дорогая! Мы арендуем мотоциклы, но в цену входит также разработка и оплата труда инженеров HRC. Также мы используем их некоторые инструменты и ПО. С нами каждую гонку работают сотрудники HRC, и все это входит в общую цену. Это один большой пакет. Вы можете сказать: «Вау, это большие деньги», но в это дело также вовлечено большое количество человеческого ресурса.

Падение может иметь цену между €15 000 и €100 000. Аварий стоимостью €2 000 в MotoGP не бывает. Нам повезло, если нужно просто поменять несколько деталей и можно воспользоваться запасными деталей. Но одна серьезная [авария] — а еще хуже, когда несколько, — могут стать большой проблемой для нас, потому что мы не обладаем, к примеру, пятью запасными топливными баками.

Аналогично ситуация обстоит с выхлопами и радиаторами. У нас есть детали для практик и гонок. Ты можешь упасть один-два раза за уик-энд, но тогда ты будешь на грани серьезных проблем. Если я заказываю детали у HRC, нужно учитывать фактор времени. На разработку и доставку может потребоваться 5-6 недель.

Кэл Крачлоу на тестах в Мизано (2017)

Поскольку мотоциклы очень тяжелые и быстрые, на самом деле не существует понятия «небольшая» авария. Если ты потеряешь контроль над передом мотоцикла, то наверняка сломаешь или повредишь передний обтекатель, боковины, руль и многие другие детали из карбона.

Большинство деталей можно отремонтировать, установить обратно и починить. Бьет по кошельку, когда допускаешь серьезную ошибку, как в Катаре в этом году. У согнутых шасси и маятника нет цены. Здесь все зависит от конкретного производителя.

Установка [новых] карбоновых тормозов стоит примерно €10 000, и в большинстве случаев, когда мотоцикл попадает в гравий, диски портятся и их слишком опасно использовать вновь. Никогда не хочется отправлять своего гонщика на трек на мотоцикле, разгоняющимся до 300 км/ч, с чем-нибудь, способным рвануть.

Мы используем магниевые колеса, и их цена примерно €4 000. Резина Michelin немного меньше в сравнении Bridgestone и в случае падения обод защищен не так сильно, как стоило бы. Так что после серьезных падений мы меняем колеса.

Как только мотоцикл ударяется об землю, такие детали, как подножки, рычаги, ручки руля отправляются в мусор. На этих мотоциклах, как вы могли заметить, большой радиатор и в большинстве аварий — хотя не каждый раз, — он загибается. Эта часть, в зависимости от производителя, может стоить до €10 000. У нас есть крошечные слайдеры по бокам байка, чтобы хоть как-то защитить эту и другие детали.

Если придется ремонтировать электронику, надо будет проверить переключатели, [датчики] температуры, датчик давления, панель приборов — одна она стоит около €2 500. Основа может стоить €10 000 — €15 000, а еще датчики… Мотоцикл полностью состоит из датчиков. Нет ни одной части электроники дешевле €1 000.

Топливный бак можно сломать с легкостью. Маленькую вмятину мы можем исправить, но нужно быть очень точным, так как мы ограничены в объеме [22 л]. Так что в основном поврежденный бак не будет использоваться вновь… возможно, только если на практиках или зимних тестах, но только не в гонках.

Маятник, на самом деле, очень хрупкий. Он похож на зверя — выглядит крепким, но он не настолько силен и его можно погнуть с легкостью. Аналогично ситуация обстоит с сиденьем, так как оно сделано из карбона. Его можно сделать жестче, но тогда мы потеряем в весе.

А самая крепкая часть — тормозной суппорт! Эту часть мы меняем очень редко, а также, стоит отметить, двигатель. Сейчас я стучу по дереву, потому что мы ограничены в количестве двигателей. У меня особо не отложилось в голове, чтобы двигатели повреждались в результате аварий. Он достаточно неплохо защищен. Даже после таких серьезных аварий, как в Катаре, двигатель остается в порядке, но 90% мотоцикла мы должны будем перебрать.

Нужно иметь в запасе больше десяти комплектов подножек и т.д., потому что иногда проходит 2-3 гонки подряд, лучше иметь запас. Стараемся иметь два мотоцикла и 3 или 4 «запасных». К счастью дня нас, мы имеет достаточно тесный контакт с HRC, так что если возникли серьезные проблемы и нужен запасной маятник, они выручат нас и дадут в долг детали. Так как мотоциклы очень близки по конфигурации, провернуть такое достаточно легко. Они очень добры и отлично поддерживают с этой точки зрения.

У механиков много работы, так как они убирают, чистят и контролируют каждую деталь, чтобы быть уверенным на все 100%, что нет никаких повреждений, трещин, не закончился запас ресурса. Основное внимание уделяется сцеплению, маслу, масляному фильтру, топливному фильтру, тормозным колодкам… но речь не идет о главных дорогостоящих деталях, если не было аварии. Каждая деталь имеет некий предельный пробег, будь то сенсор или ось колеса. Детали нужно менять практически комплектами, так как у них схожий доступный предел износа. Однако, я уверен, что детали будут работать вечно, так как их произвела Honda.

Механики меняют детали с легкостью. Они работают с этим мотоциклом ежедневно. [Их работа], должно быть, выглядит как перерыв на кофе! [улыбается] Эти ребята знают абсолютно все о внутренностях мотоцикла. Honda известна своей простотой. Я слышал, что некоторые европейские мотоциклы очень сложные с этой точки зрения. Мы же можем с легкостью сменить двигатель за час с половиной. Если вы попросите об этом парней в мотоциклетном магазине, они посмотрят на вас, как на сумасшедшего. Мы же способны сменить двигатель и шасси примерно за 1 час 15-20 минут. В конце концов, парни работают с мотоциклом с утра до ночи, с января до конца сезона.

Кэл Крачлоу, LCR Honda MotoGP, 2016