Технический директор КТМ MotoGP о тонкостях скримера и биг-бэнга

Брэдли Смит и Поль Эспаргаро изрядно удивились, когда на Гран-При Испании Red Bull KTM устроила рабочий дебют своему прототипу RC16 с новым мотором. Компания поставила точку в развитии агрегата V4 с традиционным порядком зажигания через каждые 90 градусов проворота коленчатого вала, и перешла к конфигурации, которой пользуются все остальные марки MotoGP — импульсной, когда топливо-воздушная смесь поджигается одновременно в двух цилиндрах вместо одного.

Две схемы зажигания различаются по конструкции и по звуку. За более громкий традиционные «90-градусные» моторы называют скримерами, или крикунами. Более низкий рычащий тембр говорит о пустующих 90-градусных проворотах и указывает на неравномерный порядок зажигания. Такой тип агрегата известен как биг-бэнг, или большой взрыв. Взрыв подразумевает удвоенную силу, с которым пара поршней одновременно давит на колевал.

Взрывная схема в MotoGP живет почти четверть века, хотя был период на рубеже нулевых, когда о ней забыли из-за введенных ограничений на объем топливных баков. Считается, что биг-бэнг бережет заднюю шину, которая отдыхает в перерывах между вспышками в цилиндрах, и в целом смягчает характер мотора. Тем не менее, разные марки в разные периоды времени придерживались обеих схем, особенно те, которые используются V-образными моторами. К ним относятся Ducati и Honda, и периоды со взрывными моторами у них менялись на периоды с традиционными. Теперь все мотоциклы MotoGP вне зависимости от конфигурации работают по схеме большого взрыва.

В общем, Смит и Эспаргаро ощутили большую разницу между взрывным и обычным RC16. Проблемой первой версии были очень сильные дерганья на первых двух ступенях, да и в целом характер у брыкающегося скакуна был очень тяжелым. Новый мотор частично решил эту проблему, и эта заслуга коллектива под руководством технического директора KTM MotoGP Себастьяна Риссе. Он побеседовал с изданием Speedweek про особенности обеих конструкций.

Себастьян, лишь немногие фанаты моторспорта могут на самом деле объяснить термин «большой взрыв». Можно ли сказать по-любительски: у скримера обычная последовательность зажигания, у биг-бэнга порядок зажигания более сближенный?

Все-таки это действительно вопрос термина, у которого нет четкого определения, на мой взгляд, потому что это зависит от компоновки двигателя и числа цилиндров. В зависимости от применяемой концепции двигаются в направлении равномерного порядка зажигания либо неравномерного порядка. И как правило, реальность в этом промежутке.

Позволю себе сказать банальность: у четырехтактника четыре рабочих такта. А как у него выглядит традиционный порядок зажигания?

В общем, в одном цилиндре зажигание идет через каждые 720 градусов, то есть после двух оборотов коленвала. Если у нас больше цилиндров, то на зажигание нужно меньше оборотов. Значит, если у нас есть два цилиндра, зажигание может идти каждые 360 градусов, в четырех цилиндрах — каждые 180 градусов. Либо можно два зажигания приблизить друг к другу, тогда между ними у нас будут паузы покороче и подлиннее.

Когда можно говорить о четырехцилиндровом биг-бэнге?

[улыбается] Это очень-очень хороший вопрос. Насколько я понимаю, в целом это вопрос создания менее равномерного зажигания. Чем он неравномернее, тем сильнее дают импульс два оборота коленвала, чем когда все происходит через каждый оборот коленвала или даже полоборота. В силовом агрегате все происходит медленнее — вот почему биг-бэнговый двигатель звучит, как будто у него ниже обороты, но это не так. В принципе, у этих двух концепций мотора обороты могуть быть одинаковыми, хотя работают они совсем по-разному.

Большой взрыв уже был во времена двухтактных пятисоток, потому что он воспринимался более дружелюбным, но когда в MotoGP разрешили на гонку всего 20-21 литр, они пропали со сцены, потому что им было нужно больше топлива, верно?

Да. В целом, у скримера цилиндры более эффективно работают друг с другом, чем при резонансе. В конце концов, когда отходят от обычного порядка зажигания, всегда теряется эффективность. Однако, в зависимости от развития двигателя и в зависимости от режима работы это либо проявляется на практике, либо нет.

Ездоки в один голос говорят, что передача мощности у взрывной идеи мягче. Однако, часто эффект на время круга минимальный. В конечном счете, это сберегает шину, потому что на нее не передается столько мощности на каждом обороте. Или это звучит по-любительски?

В любом случае, это теоретически верно. До какой степени нам помогает этот механизм — это хороший вопрос, и здесь нам придется углубляться в детали. Но ездоки работают с мотором по-разному, они по-разному понимают мотор. Когда они привыкают к идее взрыва, им легче понять, что делает мотоцикл, они слушают звук и толкуют его: «ОК, я иду на такой-то скорости, сейчас нужно переключиться, или сейчас уйду в занос». В этом случае все это может играть роль, то есть тут не только ощущения от шины, но еще ощущения ездока.

Ездоки КТМ Поль Эспаргаро и Брэдли Смит уже на австралийских тестах 2017-го говорили, что хотят биг-бэнг, которым они пользовались в Tech 3 Yamaha. По звуку скример более оборотистый, или это акустическая иллюзия?

Да-да.

Теперь возникает вопрос: насколько велико механическое вмешательство, если кому-то захочется превратить скример V4 в биг-бэнг?

Да, тема интересная. Во-первых, зависит от того, какой у вас двигатель — рядный двигатель или двигатель V4. В случае с традиционным V-двигателем вроде «Хонды», «Дукати», «Априлии» или КТМ, к примеру, можно зажигать одновременно по два цилиндра, и тогда у вас каждые 720 градусов будет по два мощных импульса. Однако, можно ли при этом добиться желаемой динамики и вежливого характера, которого требуют пилоты — это другой вопрос. В зависимости от того, в какой вы зоне между биг-бэнгом и скримером, нужно приложить больше или меньше усилий.

И какие усилия приложил КТМ?

Обычно требуется другой коленвал. Для этого надо будет обязательно изменить клапанный привод. В зависимости от компоновки мотору нужен либо не нужен балансирный вал. Еще под переделку могут попасть другие компоненты: к примеру, нужен ли вам новый выпуск, и обязательно ли вносить изменения во впускной коллектор. Все разнится от случая к случаю.

Когда можно сказать, что это — V4 со взрывом?

В принципе, у скримера порядок зажигания такой, что частота повторяется на каждом обороте. Если частота зажигания повторяется не на каждом обороте, а только на каждом втором, тогда у нас неравномерный порядок зажигания. В этот момент можно сказать, что у нас работает взрыв. Однако, теперь возникает вопрос: насколько далеки зажигания друг от друга? По мне так у классического взрыва зажигания расставлены через каждые 360 градусов.

Существует возможность зажечь V4 через 270 градусов, а потом еще раз через 90 градусов?

У полностью традиционного двигателя V4 [остальные] цилиндры попадут как раз на 90 градусов, да.

Почему вы в КТМ не используете слово «большой взрыв»?

Лично для меня дело в том, что термин непростой. Нету никакого большого взрыва, потому что вы все время движетесь по зоне между скримером и большим взрывом.

В ноябре Honda ввела в игру «долгий взрыв». Что это значит?

Японцы действительно такое изобрели. Если будет время, спросите. Мне кажется, под этим подразумевают V4, в котором два цилиндра зажигаются не одновременно, а быстро друг за другом.