Тарамассо: Частные тесты помогают заводам выигрывать

В чемпионате MotoGP шинникам Michelin постоянно задают вопрос, почему в одной гонке быстры одни, в следующей — другие. Пилоты Yamaha, Ducati и Honda настолько часто сменяют друг друга на вершине протоколов, что первую четверку спустя девять гонок разделяют 10 очков. Все три марки в 2017-м выиграли более одного этапа, и это делает сезон и сбалансированным, и непредсказуемым.

Ответственный за мотонаправление Michelin Racing Пьеро Тарамассо пояснил, что помогает заводам брать золотые награды, и почему триумфаторы не застрахованы от провалов. К слову о последних: в Катаре, Аргентине и Италии среди пяти лучших не было ни одного пилота Repsol Honda, то же самое приключилось с Movistar Yamaha в Испании и Каталонии, и с Ducati Team в США, Франции и Германии.

Какова философия Michelin для проекта MotoGP?

Мы стремимся предоставлять шины, которые подходят всем производителям и всем ездокам. Об этом также просила «Дорна». Чтобы получались интересные гонки, нужно удовлетворить столько ездоков, сколько возможно. Вот еще одна причина, почему мы увеличили передние и задние шины с двух до трех. В этом смысле для гонок это преимущество: выгоднее, когда у райдеров больше опций — так они найдут решение, которое им лучше подойдет.

С другой стороны, я знаю, что райдеры предпочли бы только две опции, потому что тогда они не стали бы столько времени тртатить на проверку шин на практиках, и могли больше фокусироваться на настройке мотоцикла. Но когда они находят шину, которая им подходит, они счастливы!

Но ведь у всех ездоков разные стили…

Идея в том, чтобы сделать лучшую шину для конкретного трека, также учитывая нужды мотоциклов и ездоков. Есть ездоки вроде Валентино Росси, Марка Маркеса или Кэла Крачлоу, которые предпочитают составы пожестче — они устойчивее, так что байк меньше двигается. Байки вроде Ducati, Aprilia или КТМ, наоборот, лучше работают с составами помягче, потому что им требуется более плавный стиль езды. Идеальное соответствие шины и производителя зависит еще от мощности, которая передается на землю, распределения веса, и так далее.

Что можете нам рассказать о шинной полемике, которая оживила паддок MotoGP?

Нам все ясно — это зависит от настройки, типа байка и типа кольца. Шины всегда одинаковые для всех, мы просто адаптируем их к треку. Характеристики байков сильно разнятся от завода к заводу. Мы все знаем, что у «Дукати» очень мощный двигатель, и у них лучшая максимальная скорость, так что я не удивился, когда увидел их победы в Муджелло или Барселоне, где длинная прямая.

Еще меня не удивило, что они были среди главных лиц в Ассене, где правда очень высокая средняя скорость. Вдобавок, за две недели до Гран-При у «Дукати» были тесты в Муджелло, и то же самое по Барселоне. Они уже начинали уик-энд с хорошей базой в плане электроники и настройки, а такое сильно помогает.

Что случилось с Yamaha в Барселоне? Почему им было настолько тяжело?

«Ямаха» не проводила тестов в Барселоне, и мы знаем, что у М1 трудности на треках вроде Барселоны или Хереса, где не так много держака. Ее сильная сторона — скорость в середине поворота, поэтому, чтобы «Ямахи» хорошо работали, им нужен держак, который дает шина и асфальт. В Барселоне температура асфальта была 50 градусов, а покрытие старое, так что Росси и Виньялес пострадали от плохих трековых условий и характеристик байка-2017. На самом деле, мы увидели, что лучше работал М1-2016 у Зарко.

Как продвигается разработка шин?

Основа всегда одинаковая, только немного меняется каркас, чтобы лучше подходил треку. В Барселоне у нас эволюционировала передняя с двойным составом — слева мягче, справа жестче, — потому что в прошлом году мы много фокусировались на правой строне. Это технические решения.

Формула победы — какая она?

Преимущество у ездока и команды, которые быстрее и успешнее нашли правильную настройку. Помогает проведение тестов загодя. Мы видели это по Ducati, и еще по Honda в Барселоне.

Валентино Росси говорил, что когда шины хорошо работают, разрыв между гонщиками меньше. Когда наоборот, разрыв огромный. Согласны?

Если он к тому, что все доступные опции — мягкая, средняя или жесткая, — быстро заканчиваются, то в этом смысле ездок может добиться разницы, потому что ему приходится управлять многими параметрами: верный баланс веса, настройка электоники, чтобы корректировать буксование, и контроль за шиной по ходу гонки.