Эспелета: MotoGP — это огромное успешное шоу

Управляющий компанией Dorna Sports Кармело Эспелета с 1992 года с разрешения главной мотофедерации FIM занимается организацией чемпионата MotoGP. Эспелета со своей командой ведет переговоры с владельцами треков, вещательными компаниями, составляет календарь гонок, участвует в диалоге по разным вопросам между союзом команд IRTA, союзом производителей MSMA, Комиссией по безопасности гонщиков, и собственно федерацией FIM.

Сейчас MotoGP здоров как никогда — об этом говорит хотя бы участие с 2017 года сразу шести заводских команд (Yamaha, Ducati, Honda, KTM, Suzuki, Aprilia) наряду с шестью командами-спутниками. Доходы чемпионата позволяют Dorna брать на себя затраты по перевозке цирка MotoGP, а также более активно поддерживать те коллективы, которые недостаточно обеспечены спонсорскими деньгами.

У компании есть проекты ближнего будущего — это учреждение кубка электробайков и создание конвейера по поставке на мировой уровень пилотов из США в виде кубка талантов. Про эти и другие темы Эспелета рассказывал на встречах с журналистами по ходу летних Гран-При в Италии, Испании и Нидерландах.

Про финансовую политику:

Мы занимаемся спортом, и стремимся применять правила, которые обеспечивают такое равенство на решетке, чтобы можно было смотреть на хорошие гонки и отличное зрелище. Такая у нас философия. Мы прошли через много разных фаз, вроде переключения с GP500 на MotoGP, перестройку классов Moto3 и Moto2, и введение единых шинных поставщиков.

Еще хорошо оплачивается политика ТВ-прав, и это позволило нам экономически поддерживать команды. Мы — спонсоры команд, которым труднее. Дела идут хорошо, хотя всегда есть, куда улучшаться.

Про команды:

Спортивная сторона и шоу огромны, оно интересно как со спортивной точки зрения, так и по посещаемости — данные по прошлым годам говорят о росте на всех кольцах. У чемпионата здоровый статус, учитывая факт, что у нас вовлечены шесть производителей. Две победы Андреа Довициозо показали, что это не частный чемпионат двух марок. КТМ прогрессирует; у «Априлии» проблемы с надежностью, но становится лучше; в «Сузуки» пришел Андреа Ианноне, и они приспосабливаются после перехода Маверика Виньялеса в «Ямаху».

Все показывает, что введенные нами правила и изменения работают. Например, оказалось, что успешнее прозводители, которые выставляют более двух райдеров, и это показывает, что предложенная нами система [денежных бонусов за поддержку частных проектов] хороша. Конечно, нам тут нельзя насильно применять к командам такую политику. Вдобавок, это еще вопрос рынка.

О работе с Michelin, и ранее — с Bridgestone:

Когда «Бриджстоун» был шинным монопоставщиком, особого запаса для обсуждений не было — они привозили шины согласно своим параметрам, и на этом все. У «Мишлен» другой подход, так как они следят за нуждами ездоков. Это была еще и наша просьба к Michelin — делать шины, которые подойдут стольким ездокам, сколько возможно.

Мы были довольны Bridgestone, но Michelin мы даже еще довольнее. Они взяли обязательство предоставлять шины, которые лучше подходят каждому треку. Это — второй год, и мы идем в правильном направлении. Да, шины влияют на чемпионат, но часто это зависит от того, как они работают на конкретном байке на конкретном кольце, от уровня зацепа, и температуры асфальта.

Не думаю, что жалоб особо много. Раньше жаловались гораздо больше, когда был другой производитель, что его задняя шина непредсказуема. В данный момент жалуются те, кто не побеждает, но это нормально. В Каталонии жаловался Маверик Виньялес, который выступает за «Ямаху», но впереди него были две частные «Ямахи».

Чемпионат с моношиной может быть двух типов. Производитель делает стандартную шину и говорит заводам: «Вот, берите и гоняйте». А другой способ — собирать мнения заводов и ездоков, и стараться улучшать шины. Этим Michelin и занимается.

Про большую популярность Валентино Росси:

Валентино есть Валентино. Если посмотреть на трибуны, мы увидим желтую толпу. Думаю, когда Валентино уйдет, многие из них останутся фанатами MotoGP, но мне не хочется о таком думать. Просто взгляните, что он делает. Нет смысла говорить про пенсию Росси, который только что победил в Ассене, и который в чемпионате третий. Он будет выступать, пока уверен, что конкурентен и может побеждать. Мне кажется, возраст для него не важен — физически Валентино не хуже, чем был несколько лет назад. Наоборот, он лучше.

К слову о будущем: само собой, если Росси захочет создать команду в MotoGP, мы с радостью поможем. Но, опять же, мы эту возможность не предлагали, а Валентино не просил. Он — гонщик, и нам бы хотелось, чтобы он навсегда остался с нами, но так как я этот вопрос решить не могу, меня это не волнует. Чемпионат мира готов идти без Росси. Помню, мне говорили те же самые вещи, когда закончилась американская эпоха, или когда Дуэн ушел. Когда Валентино закончит, он останется причастен к этому, потому что он это любит.

Про создание кубка электробайков в 2019-м:

У нас есть права на электрочемпионат, так что мы работаем над проектом с электробайками как над гонкой-поддержкой на некоторых этапах MotoGP. Мы испытали несколько байков вроде итальянского Tacita T-Race или Energica, чтобы найти единого поставщика для учреждения Кубка с сезона 2019. В Остине мы протестировали американский Lighting LS-218, и на этапе мирового Супербайка на Лагуна Секе Грегорио Лавилла его снова потестирует.

О приходе поставщика моторов Triumph в Moto2 вместо Honda:

Приход «Триумфа» — это глоток свежего воздуха для Moto2. «Хонда» была открыта к продолжению поставки моторов, но CBR600RR — это модель, которую больше не производят, так что мы пошли на перемены. Moto2 — это мерный камень для MotoGP, и он хорошо работает.

Мы хотим пойти еще дальше в этом направлении. Класс Moto2 будет другим — три цилиндра вместо четырех, — и шасси будет другим. Плюс, мы внедрим усложненный ЭБУ, чтобы райдер мог научиться каким-нибудь настройкам. Мы рады тому, что у нас на борту новый производитель. Мы не разговаривали, может ли это привести к проекту MotoGP; давайте начнем с Moto2.

Про календарь:

Мы работаем над календарем 2018-го, и как обычно, мы его обнародуем в районе августа. Новой заявкой может быть Тайланд. Мы можем вырасти до 19 гонок, не больше, потому что других готовых колец нет — по вопросам безопасности мы гораздо требовательнее Формулы-1.

Если в Испании останется не больше четырех гонок, то это потому что календарь расширили настолько, что иначе невозможно. Спросите любого пилота — они восхищены испанскими гонками, заполняемостью треков и блестящей организацией.

Остин и Лагуна Сека подтверждены для MotoGP и World Superbike соответственно. В США больше никаких гонок не планируем. Число зрителей в Остине год за годом растет, и мы очень рады.

Про «испанистость» MotoGP, которым управляет испанская компания, и где выступает очень много спортсменов из Испании:

Любопытно, что мне такой вопрос задают чаще в Испании, чем в других странах — как будто мы сами не уверены. Хотелось бы провести параллели с другими видами спорта. Например, в футболе во всех странах большинство — это бразильцы и аргентинцы. Или возьмем атлетику — может показаться странным, что у Ямайки, такой маленькой страны, так много спринтеров… Но кто не удивлен этим, так это ямайцы.

Какой-то критики за то, что мы испанцы, было больше в 1992-1993 годах, когда мы пришли. Сейчас никто не смотрит, какой у нас ИНН. «Дорна» — испанская компания, но в ней работают люди многих национальностей.

Освещение мотоспорта на ТВ:

Не думаю, что популярность мотоспорта снижается. Футбол годами не видел роста, и мне кажется, там не очень волнуются. Нам повезло: мотоциклы создают настолько сильный интерес, что такие сети, как Movistar в Испании, Sky в Италии, или BT Sport в Британии, создали тематические «моторные» каналы.

Людям придется привыкнуть платить. Если у вас четыре гонки — две F-1 и две MotoGP, — в месяц за 10 евро, то просмотр гонки в воскресенье на «Мовистаре» стоит примерно 2,5 евро. То, что люди говорят, что раньше они смотрели свободно и бесплатно… Свободно — это да, но наши деньги уходили на испанские налоги. Сейчас эти деньги направляются на гонки или другие важные дела. Благодаря деньгам от телевидения частные команды, которым они больше всех нужны, получают гораздо больше.

Про Уэйна Рейни, директора чемпионата MotoAmerica, работающего в контакте с Dorna Sports:

Уэйн Рейни отлично работает с «МотоАмерикой». Он создал чемпионат с нуля, или ниже, чем с нуля; он убедил производителей вернуться, и «МотоАмерика» вдохнула жизнь в чемпионат, который достиг, может, низшего уровня. У Америки невероятная ездовая школа, которая создала превосходные страницы для архивов MotoGP. У Уэйна хорошо получается, но ситуация была настолько плохой, что нужно время.

Про сильный дефицит американских гонщиков в чемпионатах мира:

Американским парнишкам нужен герой, с кем себя отождествлять, а примеры Кевина Шванца, Кенни Робертса или Уэйна Рейни слишком далеко в прошлом. Им нужен идол, который вдохновлял бы, и еще кубок, где им можно гонять. По нашему опыту в других странах было бы идеально сделать «Американский кубок талантов». Мы работаем над этим проектом, чтобы в Moto3 снова начать выращивать молодые таланты.

Когда я говорю про American Talent Cup, я имею в виду от Канады до Аргентины. Нам бы хотелось пользоваться существующими кольцами, и этапами MotoGP и мирового Супербайка, плюс другие треки. Лучшие таланты могли бы продолжать международно, но кубок талантов еще заполнил бы решетки национальных чемпионатов. Мы изучаем такой проект, но самое раннее, когда это произойдет — это 2020-й.