В чем сложности реконструкции кольца Барселона-Каталунья?

Второй год каталонский этап MotoGP проводится на треке Барселона-Каталунья в конфигурации, после гибели Луиса Салома измененной с мотоциклетной на ту, которую использует чемпионат Формула-1. Последняя отличается более медленным стадионным сектором в конце трассы, а именно более крутым левым поворотом 10 после задней прямой и добавкой шиканы с поворотами 14 и 15 туда, где у MotoGP традиционно был двойной быстрый правый перед выходом на основную прямую. Инцидент с Саломом в 2016 году произошел в 13 повороте, так как испанец не сумел вовремя затормозить и, упав с байка, влетел в ограждение.

На этот раз планировалось использовать для Гран-При вновь измененную конфигурацию трассы. Формульная шикана получила дублера, который был ближе к выходу из 13 поворота, однако этот дублер в первый день Гран-При собрал массу критики от пилотов, которые сочли вариант опасным. Ухабистый кусок нового асфальта по качеству очень отличался от основного, к тому же новая шикана сама по себе оказалась неудачной: низовка Лориса База в пятницу показала, что упавший пилот оказывается прямо под колесами у других, когда те разгоняются из второй части поворота. В пятницу вечером пилоты собрались на треке и попросили вернуть вариант от F-1. При этом интересно, что за пару недель до Гран-При на этой конфигурации проводились частные тесты MotoGP, и подобная тема пилотами не поднималась. По крайней мере, личности вроде Марка Маркеса и Алейша Эспаргаро сошлись на том, что ради безопасности это приемлемо.

Формульный вариант все равно ощущается временной заменой, так как исходная более быстрая конфигурация трека интереснее для пилотов и зрителей, но если ее вернуть в том же самом виде, может повториться инцидент Салома. Какой выход? С 10 поворотом ничего не поделать — отодвигать барьер безопасноси некуда, потому что за ним как раз расположена шикана. В то же время, можно было бы вернуться к оригинальному 13 повороту, если расширить зону вылета. Здесь встает другая проблема: конечный сектор трассы — стадионный, и вдоль последних поворотов сплошными рядами стоят зрительские трибуны, которые, естественно, приносят деньги от продаж билетов.

Барселона-Каталунья

Трибуны стоят за текущими ограждениями, а сразу за ними границы трека заканчиваются. Зону вылета можно увеличить только за счет ликвидации трибун, но MotoGP покинул трассу в Монмело, не дав владельцам четкого ответа на то, что надо изменить. Сколько метров не хватает гравийной зоне? Если она частично асфальтовая, то нужно ли асфальт заменить на гравий? Сколько именно трибун убирать? Переукладывать на кольце весь асфальт или часть? Особенность зоны 13 поворота в том, что ради автомобильных гонок она частично асфальтовая и частично гравийная. Для мотогонок предпочтительнее, чтобы все было в гравии — он намного эффективнее замедляет пилотов и технику, если те уже вне контроля. Но если гонщик держится на колесах, то асфальт, конечно, позволит ему быстрее затормозить при выезде за трек.

Барселона-Каталунья требует реставрации, но сейчас нет понимания, какой именно. Никто не знает, как может измениться трек, когда MotoGP приедет туда в 2018-м. Логично, если чемпионат вернется на нынешнюю конфигурацию — она компромиссная, и кроме нее альтернатив пока нет. Управляющий треком Жоан Фонтсере рассказал изданию AS, как развивались события на недавнем уик-энде:

В пятницу FIM и Dorna ознакомили нас с решением Комиссии по безопасности. Мы выполнили проект так, как они нас попросили, а потом наступила пятница и нас снова попросили об изменениях. Мы целый год работали, чтобы оказаться на том же самом месте — вот такое ощущение было в субботу. Сейчас мы провели отличный Гран-При, снова с большим народным успехом — в воскресенье мы были на грани 100 000 зрителей. У нас прошли гонки, по которым никто не вспомнит, были там шиканы или нет. Конкуренция была во всех категориях, так что мы отправились по домам с ощущением, что мы все сделали и даже больше, чтобы уик-энд стал успешным.

Во-первых, меня удивило, что за 15 дней до этого прошли тесты, когда там были крупные изменения в кольце, и не было никого из ФИМ или «Дорны», кто наблюдал бы за тестами. И тогда меня удивила еще одна вещь: после тестов всем пилотам показалось, что так безопаснее. Некоторым понравилось больше, некоторым меньше, потому что Маркес сказал, что ему нравится, а Алейш, что «это отстой, но так безопаснее». И Крачлоу сказал: «Это мы так решили, и поэтому по причинам безопасности вот так». Но потом в пятницу оказалось, что кто-то, кто не пришел [возможно, имеется в виду Валентино Росси, серьезно критиковавший новый кусок трассы], сделал заявление, и у нас появилась проблема.

Конфигурации Барселоны-Каталуньи 2016 и 2017 годов

Ну, на следующий день все пришли, потому что это крупное изменение на треке, и мы знаем, от чего мы уходили [из-за инцидента с Саломом]. Это все удивляет — в пятницу у кого-то было ощущение, что мы не выполнили свою работу, тогда как мы выполнили ее трижды. Я — первый из тех, кто хочет, чтобы мое кольцо было безопасным, но у нас дела выходят на такой уровень, что… ОК, давайте будем профессиональными и серьезными. Мы сделали три изменения за год. В один день нам говорят, что им не нравится, но это безопасно, а на следующий день, что небезопасно. Ребят, давайте немного посерьезнее и построже.

Есть ли хоть какая-то измерительная система по необходимым метрам вылета касательно скоростей и видов инцидентов? В первую очередь, мы заинтересованы в двух вещах: первое — это 100-процентная безопасность пилотов, чтобы гонки проходили настолько спокойно, насколько это возможно. А второе — это изначальная конфигурация трека. Мы — первые из тех, кто хочет ее вернуть, но нам надо рассматривать аспекты безопасности, стоимость и время выполнения. Со вторника мы начали анализировать все затраты [на будущий год] так, чтобы это точно было безопасно. Такой же момент у нас был год назад, и мы пришли туда, где были в пятницу. Нам придется гораздо серьезнее отнестись ко всему этому.

Мы искали безопасные решения, и та шикана казалась безопасным вариантом, потому что ее одобрили ФИМ и «Дорна». Очевидно, когда мы говорим о замене участков, есть ряд затрат. Также есть ряд нюансов. Знаем ли мы количество метров, на которое надо сдвигать назад? Стена по периметру трека — это собственность трека, и с ней больше ничего не поделать, потому что за ней объезд, так что там у нас тоже нет запаса, чтобы отыграть метры. Вот о чем я просил «Дорну» и ФИМ: определитесь полностью с объективными параметрами безопасности так, чтобы у них не было ощущения, что мы не делаем этого из-за денег, и чтобы мы не говорили об этом без знания того, сколько нам нужно метров. Когда я говорю «у них», я говорю про Dorna и FIM.

Я думаю, если убрать трибуны, мы сможем отбить метров 12, не более того. Стоимость переноса тех платформ не такая большая, как переосмысление и переделывание всего стадионного сектора — как вы понимаете, это было бы неудобно, потому что трибуны монтируются и арендуются только для Гран-При. Мне бы хотелось иметь возможность поставить столько главных трибун, сколько возможно, потому что места по 36 евро — это уже хорошо, но не в этом проблема. Я говорю: на самом деле это проблема не затрат, а исполнения по определенным параметрам безопасности. Мы сделали так, как нас просили FIM и Dorna, основываясь на том, что решила Комиссия по безопасности. Мы сами ничего не изобретали.

Трек Барселона-Каталунья

Мы управляем кольцом, и мы знаем, как на те 12 метров добавить гравия вместо асфальта, но мне сейчас никто [из руководства чемпионата] не сказал о том, что это приемлемое решение касательно безопасности. Вот в чем проблема — надо, чтобы никто не покалечился. Без объективного инструмента приходится высказываться пилотам, хватает ли этого. Я на днях говорил с Сете Жибернау, с Кривье, и мы обсуждали времена, когда они падали в том повороте на пятисотках на четвертой передаче, под газом. Сете мне сказал, что если там гравий, а асфальта нет, то это не вопрос метров. И он сказал мне не устраивать милонгу с метрами. Другая штука в том, что стена была в 10 метрах, но сейчас до нее 20 или 30 с чем-то метров. Сете мне сказал, что тут вопрос не метров, а гравия.

На неделе мы убедились, что переукладка Ле-Мана очень хорошая, но кто сможет нам дать гарантии по инженерной части, чтобы автомобили и мотоциклы уживались вместе, со всеми своими различиями? Пусть ФИМ и «Дорна» скажут, кто за это может отвечать, но на данный момент мы не достигли никакого соглашения по тому, кто сможет хорошо справиться. И что касается асфальта: я расспрашивал команды, и только [шеф-механик Виньялеса] Рамон Форкада единственный мне сказал выяснить, кто укладывал Ле-Ман, потому что он лучший из-за дренажа и держака.

Надо отметить, что в Малайзии [на Сепанге] все переуложили, а после того, как прошел дождь, пришлось все убирать и заново укладывать. Разве это нормально, что у нас столько соревнований, а за всей этой работой нет никакого надзора? Кто укажет путь? У нас есть один или два поставщика надувных ограждений, только нужно так же иметь в наличии нескольких одобренных асфальтистов.

Кольцом владеет генералитет, [каталонский клуб] RACC и городской совет Монмело, но по большей части это генералитет, через юрлицо. Решение за ними. Нам надо будет пройти техническую инспекцию, и им придется обозначить инвестиции, которые надо сделать, и за сколько лет их можно будет компенсировать. Естественно, мы знаем, что надо учитывать срок эксплуатации асфальта. Два участка — шикана целиком и весь участок стадиона, — были переуложены в 2007-м, а предыдущая [полная] была в 2004-м.