Лоренсо: Чтобы стать №1, нужно быть этим одержимым

Сколько бы позитивных эмоций не приносило любимое дело, есть вероятность того, что интерес к нему рано или поздно начнет угасать. Чтобы подбросить дров в печку своей любви к MotoGP, Хорхе Лоренсо в конце прошлого сезона поменял синий цвет лагеря Yamaha на красный лагеря Ducati.

На новом месте он нашел достаточно мотивации продолжать выступать в MotoGP, и не только из-за интереса стать чемпионом на мотоцикле другой марки, но и из-за проблем освоения этого мотоцикла: напарник испанца Андреа Довициозо в текущем сезоне уже выиграл две гонки, и в целом, в пяти случаях из шести набирал больше очков. В большом интервью с The Telegraph Хорхе заметил, что трудности упорным людям по вкусу, но чтобы позитивно воспринимать преграды, нужна одержимость своим делом, и стремление работать больше, чем соперники.

В тех последних заездах в Италии и Испании, где блистал Довициозо, #99 не составлял ему прямой конкуренции, и в то же время он продвигался вперед относительно себя самого. В Муджелло новый пилот Ducati Team смог впервые возглавить заезд, хотя это не продлилось и полного круга. В Каталонии Лоренсо взял в квалификации второе место, и это был дебютный первый ряд в этом году. Кроме того, он сделал еще один шажок вперед и пролидировал пять полных кругов. Заезд он завершил четвертым с 9,6-секундным отставанием — пока что персонально самых маленьким в 2017-м. Положительные подвижки — дополнительное топливо для желания продолжать работу.

У тебя прошла смена команды, цвета и мотивации, но жизнь тоже изменилась?

Изменился мой внутренний огонь, у меня больше мотивации каждый день добиваться от себя лучшего: вставать и доводить себя до предела, много тренироваться и продолжать быть мотивированным. Я думаю, если кто остается 10 лет на одной работе — в моем случае это Yamaha, — в окружении тех же людей, той же атмосферы, с тем же байком, то теряется этот огонь, мало-помалу, из-за рутины.

Мне нужно было что-то другое, быть с другим байком — потому что это одна из самых важных вещей, — и быть в проекте, где я буду важной частью, чтобы усилить его. Сделать лучший байк на решетке — это меня сильно мотивирует, и думаю, мы можем этого добиться; сделаем самый цельный байк, потому что в данный момент у нас просто самый мощный! Хочется поработать с Джиджи и инженерами, чтобы постараться это осуществить. Я хочу быть одним из немногих райдеров, кто побеждал на двух байках, и только единственным на Ducati, за исключением Кейси.

Многие люди работу особо не меняют. Каков на элитном спортивном уровне шаг в неизвестность?

Я бы сравнил его с наличием отношений: когда ты с девушкой 10 лет, то ты ее понимаешь, это сильная привязанность, и обычно тебе очень нужна эта личность. Но в другом аспекте чуть-чуть теряется страсть, которая у тебя в первые недели или месяцы. Тут по ситуации — не хочу обобщать, и есть много видов отношений, но иногда новая личность или перемены могут стать позитивом. Тогда нужно снова [учится] понимать, иначе действовать.

У меня был вариант остаться с моей старой командой, с очень хорошим предложением, хорошим отношением и, возможно, с самым цельным байком на решетке, но я считаю, это просто часть человеческих созданий — хотеть перемен, и что-то во мне сказало, что нужен новый стимул: стать живее, раскрыть в себе лучшее.

Твои каналы в соцсетях показывают Андорру, Швейцарию, тренировки, спонсоров… Ты довольно занятой.

Надо понимать свою идеальную жизнь, и не забывать о людях, которым хуже, чем тебе. Мне очень повезло, и стараюсь об этом не забывать. На верхнем уровне спорта я один из 20%, и один из тех, кому сильно повезло. Важно это осознавать, а это может быть трудно, потому что из-за рутины можно негативно думать о разъездах, например. Пожаловаться не могу.

Наверняка все равно трудно постоянно быть в движении?

Ага, но кто за это все платит? За все дома и авто? Если ты не делаешь нужных вещей, чтобы быть быстрым и побеждать в гонках, чемпионатах, ездить на мероприятия, то этого не случится. Образ жизни — это окружность, и приходится принимать решение: остаешься в ней или за ней? Если остаешься, тогда надо благодарить за шанс, и делать это наилучшим возможным способом.

У многих атлетов есть лишь маленькое окно на вершину. Твой шаг — это немного как трансфер «Барса — Мадрид»?

Хмм… Может, скорее в PSG или Manchester City: те, кто до сих пор выиграл не так много титулов или Лиг чемпионов! PSG пытается, City тоже, но только в своих соответствующих лигах. Ducati тоже пытается, и она близко к мировому титулу, но все равно не добилась того, чего хочет. Такая у нас цель, не?

Пока ты не акклиматизируешься, не будешь на максимуме. Как такое будет ощущаться?

Ну, всегда можно сделать больше, нельзя ставить пределы. Если ты только жалуешься на байк и оправдываешься, то лучше не станешь. Приходится в любых обстоятельствах и условиях на треке вытягивать из себя лучшее, и фокусироваться только на этом, не забывая объяснять инженерам лучшие области, в которых они могут улучшить мотоцикл. Мне все еще довольно далеко до моего максимума на байке, который есть у «Дукати», но я не прекращаю работать. Работа в процессе.

Этот процесс разочаровывает или увлекает?

Когда добиваешься чего-то трудного, у этого другой привкус. Это — счастье, и чем тяжелее вызов, тем лучше ощущения, когда получается. Вот почему было бы удивительно выиграть мировой титул с другой маркой, а с «Дукати» будет ощущение важности, особенности, гордости. Я влюбился в прогресс, я им одержим. Прогрессия — вот из-за чего ты в конце концов побеждаешь, потому что если она прекратится, то тебя побьют — другие-то не прекратят.

В этом мире нельзя прекращать прогрессировать, и мне это нравится. Когда мы улучшаем какую-то часть байка, то я счастлив — это означает больше результатов. Когда я улучшаю свою технику на байке, то я счастлив, потому что знаю: это приведет к хорошим вещам.

Но погоня за прогрессом — это обязательство, которое вроде сильно утомляет. Может, ты…

Не получаю удовольствия? Думаю, это другая сторона удовольствия — та, на которой напряжение, конкуренция и работа с командой. Это трудный мир, и он требует большой концентрации. Это точно не пляж на Мальдивах, и не кино, и не игра в PlayStation со своими друзьями, когда можно отключиться. Я думаю, люди, которые остаются на определенном уровне [в этом спорте], могут наслаждаться. Я думаю, в этой ситуации обычные люди могут страдать, но элитным спортсменам, похоже, нравятся затруднения. Это как-то странно!

| MotoGP Гран-При Каталонии 2017 |  00401

Похоже, это какая-то странная жизнь.

Как я вам сказал, мне очень повезло. Продолжать тут находиться, продолжать соревноваться — это личное решение. Я легко могу остаться дома и уйти в 30, и жить с достижениями, которых я добился. Чего-то такого многие люди сделать не могут, так что мы должны это ценить, и то, что у нас еще очень популярный спорт, и заводам интересно, и они так много дают райдерам. Если бы ничего этого не было — никакого телевидения, газет, журналов или фанатов, — тогда жизнь не стала бы такой.

Может быть тяжело добиться чего-то великого. Если ты мотивирован, сможешь добиться определенного уровня в своей жизни, работе или спорте. Чтобы быть настоящим №1, нужно быть одержимым. Упорный труд — это обязательно. Если хочешь добраться в футболе до вершины, как и миллионы других людей, то простой мотивации не хватит — тебе придется стать одержимым тем, чтобы быть лучшим, и делать гораздо больше, чем остальные игроки. ОК, в мотоциклах меньше людей могут участвовать, но в мире все равно много быстрых ездоков.

Расскажи мне про свою знаменитость. И ты видел другую реакцию, особенно в Италии?

Я думаю, в глазах некоторых людей я набрал чуть больше уважения. Я ушел от очень комфортной ситуации к более трудному вызову. Чувствую, что большинство дукатисти сейчас меня чуть-чуть больше поддерживают — может, не все, и это нормально, но чувствую, что в общем уважения немного больше. Думаю, то, что я выскачил из своей комфортной зоны — это что-то такое, что немногим людям захочется сделать.

На первых тестах в Испании ты получил много внимания. Как это было?

С большим любопытством смотрели, что я смогу на байке. Я слышал возгласы «Лоренсо будет побеждать с самого начала» и «он их уничтожит», а другие говорят «это будет катастрофа». Оказалось, ни те, не другие не стали истиной. Мне кажется, это будет довольно долгий процесс. Иногда мы будем конкурентны, а иногда у нас будут трудности.

Что насчет обращения с публикой?

Иногда приходится сдерживаться. Некоторые люди могут проявлять немного меньше уважения, но у всех разное образование и способ взаимодействовать с миром. [На Гран-При ]это единственный раз, когда фанат или кто еще может тебя увидеть — так в теории, — поэтому с этим трудно, потому что естественно отвечать так же, как обращаются к тебе.

Нужно пройти через процесс осознания этого. С Испанией мне везет, потому что там моторспорт популярен. Иногда трудно, потому что ты можешь есть со своими друзьями, и кто-то хочет сделать фото, и тогда приходится прерываться, вставать, и играть роль. Для того человека важно повидаться с тобой по-хорошему.

Приходится быть актером?

Актером — нет, но мне приходится вести себя чуть-чуть неестественно. Как я сказал, это лишь несколько моментов, а большинство времени мы живем великолепными жизнями — жаловаться не можем. Нам надо принимать такие моменты и уживаться с этим лучшим возможным способом.

Эта игра в славу для тебя все равно довольно приятная?

Я всегда стараюсь ею наслаждаться, потому что жизнь очень короткая, и даже в ситуациях, когда думаешь «мне это не понравится», или «я на этом ничему не научусь», надо искать стратегии, чтобы с этого что-то получить. Когда камеры на тебя, то на тебе может быть немного напряжения, но надо пытаться наслаждаться этим, потому что это передают по ТВ.

Думаешь, тогда пресса увидит новую мотивацию, которая у тебя в этом году?

Ага. Думаю, трудно выразить что-то, где ты «неживой», трудно скрывать маленькие жесты. Могут быть минуты, часы или дни, когда ты чем-то подавлен, но если в целом ты счастлив, то думаю, это трудно скрыть — твое текущее состояние.

В этом году 30 лет…

Да, спасибо.

10 лет назад ты был горячим новичком, который шел в MotoGP. Кому-то вроде Маверика Виньялеса 22. Чувствуешь себя старым?

Да. Я начал в чемпионате в 15… ну, в 14, и мне пришлось ждать субботней практики в Хересе [в 2002-м] и моего 15 дня рождения, чтобы начать по-настоящему, и это было давно. Помню, читаю интервью в испанском журнале Motociclismo с Марко Меландри, и был вопрос про его возраст и о том, какой он еще молодой. Он ответил что-то вроде: «Мне привычно быть молодым, но сейчас приходят парнишки вроде Хорхе Лоренсо». И у меня сейчас такое же ощущение. Я не старый, но в Moto3 есть парнишки, которым всего 16, а мне уже 30. Это жизнь, и каждый человек проходит через то же самое.

Чувствуешь себя прежним?

Физически у меня до сих пор лицо малыша! Может, немного не совсем, потому что несколько седых волос проступают. Тело меняется — в 20 ты можешь тусоваться с друзьями, и на следующий день ты как цветок. Сейчас нужно два дня, чтобы восстановиться после такой же тусовки! По-другому, но при этом ты тоже другой: в 20 ты более нетерпеливый и гораздо меньше понимаешь в жизни и гонках. Когда больше лет, ты знаешь, когда надо поднажать, а когда надо делать верные шаги, чтобы предотвратить аварии и травмы. В целом, более позитивно в 30, чем в 20.

Здесь и сейчас, в 2017-м, что для тебя счастье? Победы им быть не могут, потому что у тебя их уже очень много.

Чувствую, что у меня лучший момент моей жизни, во всех аспектах. Здоровье есть — самая важная вещь; у моей семьи все хорошо; я наслаждаюсь жизнью с друзьями; я добился того, о чем мечтал, и гораздо большего. Кроме байков, у меня ко многому страсть. О чем еще можно просить?