Агостини: Когда проигрывал молодым, это было унизительно

Итальянец Джакомо Агостини, самый успешный пилот мотоциклетных Гран-При всех времен (имеет 15 титулов и 122 победы), как всегда, с интересом наблюдает за событиями в чемпионате MotoGP. В текущем сезоне недостатка в них нет: дебютант заводской команды Yamaha Маверик Виньялес после пяти этапов лидирует в зачете и опережает Валентино Росси, Марк Маркес допустил уже два схода, а Хорхе Лоренсо все еще нет среди претендентов на победы. На этот счет Аго поделился соображениями.

Давайте поговорим про нынешний чемпионат MotoGP.

Сюрпризы на каждой гонке — мне это нравится. Италия выступает очень хорошо, юные гонщики тоже. Ясно, что мы далеко отстали от Испании, но сейчас я снова оптимистичен.

Самый большой сюрприз конечно в том, что Росси после четырех гонок был лидером чемпионата, так?

Я такого не ожидал, честно, хотя знаю, насколько это отличный ездок. По мне так провал в Хересе был только из-за шин, и мне интересно, как отреагируют на то, что было у «Ямахи» в Ле-Мане.

Вам нравится Маверик Виньялес?

Да. Я не ожидал от него такого старта в «Ямахе». Теперь от него зависит, как он будет контролировать эмоции, когда дело касается чемпионата.

Вы как контролировали?

Это было непросто. Снаружи я скорее смотрелся «холодным», но внутри… Мы в мыслях всегда учитывали смерть — хватило бы скольжения. На «Турист Трофи» я каждый год терял где-то трех-четырех друзей из-за смертей. Когда я возвращался, каждый раз было ощущение, что пережил войну.

В то время мотоодежда была такая, что сегодня мы бы ходили в ней на вечеринки, смотрелись мы вроде круто. Но в те времена кожаные комбезы по 900 граммов были обычным делом. Помню Валлелунгу: там я как-то раз заскользил и практически разделся.

А локтем касались земли только тогда, когда подбрасывало.

Сегодня ездят на невероятных углах, практически [лежа] на земле. Если падение, то удар потом тоже будет более резким. Такие наклоны вообще возможны только благодаря сегодняшним шинам.

Но похоже, что в этом году с ними проблемы.

Это абсурд: заводы вкладывают миллионы в мотоциклы и райдеров, а все опять зависит от шин.

К слову о миллионах: как оцените Лоренсо в Ducati?

К этому моменту ждал от него чего-то большего. И мне не понятны дискуссии, что они хотели бы пойти за титулом в 2018-м.

Сначала ему нужно привыкнуть к байку.

Что ж, когда я ушел из MV Agusta и переключился на Yamaha, это правда был полностью другой байк — мне понадобилось 10 дней, пока я не был на 100%. Мотоцикл — это всегда мотоцикл. Полагаю, чемпиона мира берут и платят не для того, чтобы давать ему год времени.

Будет ли Лоренсо в Ducati успешнее Росси?

Кто знает? Но осторожнее: сравнение обманчивое, потому что «Дукати» сегодня конкурентнее, чем тогда.

О чем думаете, когда пишут, что Росси может побить ваш рекорд?

Буду честен: все хотят сохранить рекорды [за собой] — таков человек. Я мог бы сказать, что желаю ему побить, но мысленно — скорее нет. Ну, если побьет, мне плохо не станет. Если действительно к этому пойдет, то он конечно кандидат, но Маркес и Виньялес очень быстрые, риск есть от обоих. В этом может быть разница.

Когда приходят молодые ездоки и побеждают вас, каково это?

Когда я финишировал в чемпионатных гонках только третьим-четвертым, было ощущение, как будто меня унизили. Это заставило задуматься — тогда я решил остановиться, но с тяжелым сердцем.

Посоветуете это Росси?

Нет, я говорю про себя. Может, ему не так обидно, как мне тогда. Когда я читал в газетах, что «Агостини кончился», мне становилось плохо.

Тогда начинали участвовать в гонках с 18 лет. Если бы вы могли начать раньше, сколько бы титулов тогда было?

У меня нет оснований жаловаться. Столько жизни прошло [перед гонками], потому что мои родители не хотели, чтобы я гонял, а мой отец не подписывал [разрешение] просто из-за недопонимания.

В каком плане?

Он сказал: «Я не буду подписывать сына на смерть», но потом он посоветовался с другом, который был нотариусом, и тот ему сказал: «Подпиши, он хорош в спорте».

А что отец потом говорил?

Ничего, потому что побед хватало. Он всегда был скрытным, на гонки приезжал тайно, а в гараж — никогда [не заходил]. Так было еще лучше, потому что профи не надо отвлекаться.

Известно, что часть этого — воздержание перед гонкой. Для плэйбоя вроде вас это конечно было нелегко?

Когда я осознал, что мотогонки — это моя работа, девушки были темой только до четверга, а потом — всё. Это срабатывало, потому что одного таланта всегда мало.

Если бы вы не стали гонщиком, то кем?

Гонщиком! Валь-Камоника — это не Эмилия-Романья: там было всего несколько мотоциклов, а в моей семье не было мотоциклетных традиций. Тем не менее, я всегда это чувствовал — вероятно, уже в животе у моей мамы.

Никогда не мечтали снова погонять?

Я бы все отдал, чтобы вернуться на 40 лет назад.