Скандалы, интриги, расследования: Росси в сговоре с Michelin?

Статья написана от лица редактора sportrider.com


В Аргентину Michelin, поставщик резины MotoGP, к всеобщей неожиданности привез четвертый вариант передней покрышки. Паддок сразу же ополчился на французского производителя, восприняв дополнительный состав как помощь Валентино Росси, для которого новая резина Michelin вышла слишком мягкой. Этот шаг разделил гонщиков, паддок и даже пресс-конференц зал на две фракции с разными взглядами… но они были не единственными злодеями.

Было ли решение Michelin включить в ряд доступных покрышек новый четвертый состав неверным? Перед тем как ответить на поставленный вопрос, я перечислю факты, а соглашаться с ними или нет — каждый решит сам для себя. Сейчас я пишу это и понимаю, что это будет непросто, так как неясен даже порядок.

ФАКТЫ

Во время Гран-При Катара мы дискуссировали о проблемах с передней покрышкой, с которыми столкнулся Валентино Росси по ходу предсезонных тестов. Мы писали, что в чемпионате, как MotoGP, в котором лишь один поставщик покрышек, не стоит ждать помощи от производителя резины, но решение можно найти, плотно поработав со своей командой в боксах. В былые времена такой индивидуальный производитель, как Michelin, запросто в течении нескольких часов изготовил бы покрышку с более жестким каркасом, что наверняка решило бы проблемы Росси. Думаю, здесь не может возникнуть никаких вопросов.

Но в Аргентину Michelin неожиданно привезла состав резины, который на бумаге подходил Росси лучше. Michelin забыл об изречении: «Жена цезаря должна быть вне подозрений».

По прибытию в Термас де Рио Ондо Michelin анонсировал гонщикам, что они могут использовать на предстоящем Гран-При дополнительный состав, который отличается от обычного. Эта «особенная» покрышка — #70 Michelin — была одна из тех, что французский производитель отозвал после предсезонных тестов в конце 2016 года, после которых пилоты Yamaha жаловались на чаттеринг фронта.

В связи с возникшими проблемами, Michelin решил сохранить новый профиль, но вернуть менее жесткий каркас, который использовался по ходу сезона 2016 года — #6. С этого момента у Росси начались проблемы: передняя часть Yamaha M1 не имела ту же обратную связь, что раньше.

Николя Губер:

Мы решили вернуть #70 после того, как гонщики, в том числе и Валентино Росси, столкнулись с проблемами с передней покрышкой после Гран-При Катара.

Николя Губер

Так объяснил принятое решение руководитель штаба Michelin в защиту компании. Но это заявление противоречит тому, что он сказал во время воскресной полуночной встречи в Катаре, когда он рассказал, что проблемы с передней покрышкой #6 возникли только у Росси и Ианноне. В Термасе группа гонщиков резко выросла до 7 (или даже 8) гонщиков, в том числе Марк Маркес, Алейш Эспаргаро, Кэл Крачлоу, Дани Педроса и другие недовольные.

Так как у нас не было времени сделать покрышку #70 с компаундом для Термаса, все, что нам оставалось, это вернуть покрышки, которые мы уже произвели до принятия решения сменить каркас. Мы знали, что не сможем работать здесь с ним, но они помогли нам понять, в каком направлении мы должны развивать нашу резину.

Т.е., выходит, покрышка #70 была привезена не для использования в гонке, а для своеобразных тестов…

Если бы температура в воскресенье утром не упала так сильно.

В результате «восстановленная» резина имела характеристики, которые не принесли пользу ни Росси, ни другим агрессивным на торможениях гонщикам: Крачлоу, Маркесу и А.Эспаргаро.

Причем Michelin явно не был готов к возвращению #70. Французскому производителю пришлось отгружать резину в срочном порядке и платить за это большие деньги. А из-за проблем на таможне покрышки не успели прибыть вовремя и на первых двух практиках #70 не было в списке доступных вариантов. Она прибыла на трек лишь в пятницу вечером и стала доступна гонщикам в субботу.

ВЕТО КОМИССИИ БЕЗОПАСНОСТИ

Но до этого подобного не происходило, это беспрецедентное решение. Комиссия безопасности в пятницу решила наложить вето на внеплановую переднюю покрышку. Неутешительный прогноз погоды на субботу влек за собой короткий промежуток времени на сухом треке, а четвертый состав передней резины только добавил бы суматохи. Гонщики буквально вынудили Гоночную Комиссию принять такое решение.

Только не ясно, сколько гонщиков присутствовало на заседании. Нам приходила разрозненная информация и число гонщиков колебалось от 13 до 17. В любом случае, там присутствовало по крайней мере половина всех гонщиков, чего было достаточно для принятия решения. Росси не присутствовал на собрании, и, как сообщают источники, никто не возражал против этого. Это очень важный нюанс: никто не возражал — это не то же самое, что все были за.

Michelin

Наложив вето на резину, предложенную Michelin, Комиссия Безопасности приняла решение, которое, по правде говоря, никак не связано с безопасностью, хотя, на самом деле, только она и должна волновать комиссию.

И несмотря на то, что были оппозиционеры, возглавляемые Полом Эспаргаро, которые дали ясно понять, что против принятия такого решения, большинство, в том числе и Маркес, предпочли абстрагироваться и не вмешиваться в полемику. Как бы там ни было, в конце концов резина, которая, возможно, могла бы помочь Росси решить проблемы, была отвергнута.

Это были чистые и твердые факты. Теперь пришло время поговорить о «заговорах». Но перед этим озвучу одну маленькую деталь: Гоночной Комиссии о доступной четвертой покрышке стало известно только тогда, когда гонщики запросили комиссию представить анонс их решения касательно этого.

ЗАГОВОР

Решение сразу же разделило паддок на две части: плохую и хорошую. Только не совсем понятно, кто на чьей. Для каждого правда своя. Разобраться во всем этом совсем не просто, но мы попробуем.

С одной стороны есть люди, которые считают, что Michelin принял решение привезти дополнительный состав из-за того, что Валентино Росси, самый популярный мотогонщик на Земле, испытывает проблемы с доступными составами резины. Те же люди говорят о том, что покрышка недостаточно хорошо изучена, и он [Росси] «уже имел достаточно для того, чтобы сделать то, чего хотел».

С другой стороны бытует мнение, что комиссия по вопросам безопасности — сборище противников Росси. Один из противников осмелился назвать этот совет «Кланом Андорры» (Андорра — карликовое государство Европы, не имеющее выхода к морю, расположенное в восточных Пиренеях между Францией и Испанией). Речь идет о группе гонщиков, в которую входят братья Эспаргаро, Брэдли Смит, Эктор Барбера, Маверик Виньялес и другие.

Обе стороны понимают, что их позиции — ничто иное, как следствие из сложившейся ситуации. Причем раскол наблюдается не только между гонщиками, но и во всем паддоке в целом. Даже некоторые журналисты, которые должны в любой ситуации сохранять объективность, потеряли голову. Без сомнений, сложилась крайне странная ситуация.

ВОПРОСЫ

Кто же прав? Ответ лежит на поверхности: ни те, ни другие. Чтобы разобраться во всем, давайте посмотрим на полуправды обеих сторон.

Действительно, несмотря на все оправдания, нет никаких сомнений в том, что Michelin попыталась несанкционированно добавить в ряд составов дополнительный вариант, не прошедший достаточно тестов, который был, если позволите, предназначен Росси. Я, честно говоря, не могу с уверенностью сказать, что они [Michelin] придумали отговорку или действительно хотели исправиться после получения отзывов в Катаре. Так что в данном вопросе позвольте прибегнуть к высказыванию «Жена цезаря должна быть вне подозрений», но это не в случае Термаса.

Росси | MotoGP Гран-При Аргентины 2017 | 2017 02 GP Argentina 00318

Точно также я не верю в «официальную» причину наложения вето гонщиками на дополнительный состав. Причем у комиссии, которая должна заботиться о безопасности гонщиков, на самом деле не было причин и полномочий принимать такое масштабное решение. Такие вопросы должны решаться после дискуссий между Michelin, командами и Гоночной Комиссией, но количество различных составов передней покрышки никак не связано с безопасностью. Было ли разных составов слишком много для того, чтобы протестировать их в субботу? Ответ очевиден: никто никого не заставлял тестировать все составы.

И последнее: как так вышло, что руководство всего шоу «не знало, что готовится, пока еда не сгорела»? Почему Michelin решил сменить количество доступных вариантов и руководство узнало об этом только в субботу, хотя вопрос уже стоял на пресс-конференции, которая проходила в четверг?

БУДУЩЕЕ

Ели кто-то думает, что о покрышке #70 можно забыть после произошедшего в Термасе, то он ошибается. Губер туманно ответил на вопрос в отношении того, будет ли данная покрышка представлена в COTA: «Мы думаем об этом». Есть сомнения, так как «этот состав не тестировался там», но Губер не дал четкого ответа, а значит определенная вероятность остается. Николя задавали подобные вопросы в 20-ти разных формах, но четкого ответа на них не последовало. Эта неопределенность и ведет за собой полемику с построением теорий заговоров.

Неопределенность Michelin в вопросе, будет ли состав #70 запрещен в Техасе или нет, никак не помогает рассеять ощущение неясности в ситуации… Почему они не могут просто рассказать все так, как оно есть на самом деле?

Вообще, учитывая все, что было увидено и услышано мною в Термасе, рано или поздно Валентино Росси все-таки получит доступ к этой покрышке, которая должна помочь ему восстановить уверенность, которой у него нет на данный момент. Лично для меня сложившаяся ситуация выглядит опасной. Не из-за Росси, конечно. Я боюсь, что такими темпами в конечном счете на исходы гонок влияние оказывать будут ребята из Michelin. Заметьте, я говорю влияние и не использую слова контроль. Сегодня резину предлагают, чтобы помочь одному гонщику выйти из кризиса, а завтра кто-то еще постучится в дверь за помощью, и тогда Michelin может просто проигнорировать его просьбы.