Мнение: Не великоваты ли Aprilia ботинки Луиджи Даллинья и Яна Виттевеена?

Шеф-редактор сайта Speedweek Гюнтер Визингер в своей колонке порассуждал на тему гоночной программы марки Aprilia, которая сейчас включает два основных направления — мировые чемпионаты MotoGP и WSBK. По мнению автора, в ряде аспектов итальянская фирма действует весьма странно и непродуманно, если сравнить ее с другими участниками этих гонок.

Aprilia вернулась в премьерный класс Гран-При в 2016-м — одновременно с Suzuki, и на год раньше дебюта заводской команды КТМ. По состоянию на конец 2016 года можно сказать, что итальянцы уже от них отстают, потому что Suzuki завоевывает подиумы, а скорость КТМ на финале в Валенсии совсем немного уступала мотоциклам из Ноале.

Следующий год будет вторым сезоном для прототипа RS-GP второго поколения, и Aprilia явно не упростила себе задачу, когда заменила сразу двух гонщиков. Вместо Альваро Баутисты и Штефана Брадля в коллектив пришли Алейш Эспаргаро и Сэм Лоус, и им придется осваиваться с нуля, тогда как заводским инженерам будет очень трудно оценить эволюцию RS-GP, ведь у новых гонщиков нет ориентиров для оценок типа «лучше-хуже». Этот элемент кадровой политики вызвал резкий протест внутри команды, и некоторые работники ее покинули. Например, шефмех Брадля Диего Губеллини уже трудится главой бригады у Тито Рабата в Marc VDS.

Визингер считает, что компания неверно оценивает свои силы, чем себе все усложняет. При этом ее, скорее всего, также ослабил уход главного конструктора Луиджи Даллинья в Ducati, потому что его преемник в Aprilia Racing Романо Альбезиано — фигура не совсем равнозначная. В общем, здесь есть, над чем подумать.

Сезон 2017 года чемпионата MotoGP обещает быть очень увлекательным, зрелищным и разнообразным. Не только потому, что нам любопытны в деле Лоренсо в «Дукати», Виньялес в «Ямахе», и Ианноне в «Сузуки», но и потому, что у нас впервые на решетке шесть заводов, и в воздухе на вершине появляется больше напряжения.

Honda, Yamaha, Ducati и Suzuki в 2016-м выигрывали гонки. Новобранцев Aprilia и КТМ назвали «скидочными командами», потому что они пока не добирались до подиумных мест. Suzuki эти привилегии уже потеряла (девять моторов вместо семи, со старта сезона развитие двигателя не замораживается, нет ограничений на тесты, за исключением декабря и января). Еще будет интересно посмотреть, каким будет первый год КТМ по сравнению с Aprilia — итальянской командой, которая в 2017-м будет участвовать в третьем сезоне. Тем не менее, директор Aprilia Racing Романо Альбезиано сказал на валенсийском ГП, что «нашим первым годом был 2016-й».

По-видимому, Aprilia выбрала КТМ своей целью №1. В силу этого на первой настоящей встрече — в Шпильберге в июле, — не были использованы транспондеры времени, к удивлению ее собственных членов команды. Несмотря на это, тайны не получилось: тест-пилот КТМ Мика Каллио проехал на 0,1 секунду быстрее Альваро Баутисты. Там проводились замеры максимальной скорости. КТМ уже на уровне «Хонды», «Ямахи», и «Сузуки». «Априлии» не хватало где-то 20 л.с. На валенсийском ГП гонщик по уайлд-кард Каллио проиграл лучшей «Априлии» в квалификации всего 0,2 секунды.

Следующий удар последовал за столом: Aprilia голосовала против КТМ, когда обсуждались аэродинамические обновления австрийцев по ходу первого сезона. На сторону КТМ встала Ducati после того, как всем европейцам пришлось объединяться против японцев. Сами же японцы договорились между собой без посторонних глаз.

Большие соперники: Ducati и Aprilia

В любом случае, главный соперник «Априлии» — это «Дукати». Так исторически: еще бывший шеф компании Ивано Беджио подгонял конструирование машины MotoGP к 2002-му; ему хотелось прийти в новый королевский класс на год раньше «Дукати». После этого у Ноале не осталось резервов из-за множества команд в GP125 и GP250, и конструирование четырехтактного мотора было передано на Cosworth (британцы построили злобный мотор а ля Формула-1, с управлением по проводам). 990-кубовый трехцилиндровый RS Cube так и не стал действительно конкурентным. Вскоре после появления Desmosedici безнадежный проект Aprilia был закрыт. В чемпионате мира по Супербайку Беджио выставлял против Ducati твин Aprilia.

В Италии есть стойкое убеждение, что владелец Piaggio Group Роберто Коланинно перед 2015-м так сильно спешил вовлечь Aprilia в MotoGP из-за того, что он не оправился от ухода Джиджи Даллинья в октябре 2013-го, и ему хотелось показать: и без него все работает.

Такое чувство, что участие Aprilia в MotoGP имеет мало общего с бизнесом и рыночно-техническими соображениями, по сравнению с КТМ («К гонке готов»). По крайней мере, все время странным казалось участие в 2015-м со старым мотоциклом CRT, который был производным от супербайка. «Лучше бы Aprilia сосредоточилась на тестах, как Suzuki и КТМ, которые тестировались год и полтора. Потому что в 2015-м они ничему не научились: сейчас абсолютно новый мотоцикл, новый ЭБУ, и новая шинная компания», — сказал бывший шеф Aprilia Racing и предшественник Даллинья, Ян Виттевеен.

Такой взгляд жизнеспособен, потому что из-за гоночной деятельности в 2015-м новый мотор и новый мотоцикл закончили почти с шестимесячной задержкой. В мотор «Априлия» решила установить коленвал обратного вращения, что мы уже видели у «Дукати» перед сезоном 2015.

Aprilia: всего один мировой титул без Даллинья

«У нашего мотоцикла нет слабых мест», — заявлял Романо Альбезиано уже на первых тестах в Сепанге 2015-го, а затем на ГП в Заксенринге в 2016-м. Тем не менее, в 2016-м Баутисте и Брадлю было трудно на практиках находиться в топ-15, а новые шины Michelin не давали шасси никаких преимуществ. Вдобавок, электронщик Маркус Эшенбахер весной с заметным удивлением рассказывал, что у нового мотора всего 245 л.с. Тогда говорили, что у Ducati 275 л.с., КТМ заявлял о 270 л.с. Тот факт, что слабые результаты 2016-го только частично связаны с райдерами самими по себе, вскрылся на последних тестах в Хересе: Баутиста был на 2016 Ducati быстрее, чем Алейш Эспаргаро на заводской 2016 Aprilia.

Ясно, что «Априлия» выиграла 54 мировых чемпионских титула, но сколько со времен ухода Виттевеена и Даллинья? В лучшем случае, это титул World Superbike с Сильвеном Гвинтоли в 2014-м, но итальянская марка все еще пользовалась техническим наследием умного Джиджи Даллинья. Иногда кажется, что ботинки предшественников сегодняшней команде немного великоваты. Романо Альбезиано загубил Меландри в битве против Гвинтоли в мировом Супербайке. Также ошибкой было заставить Меландри вернуться в чемпионат MotoGP в 2015-м, и к тому же на мотоцикл из задних рядов. Еще одной неудачей был наем француза Майка ди Мельо тест-пилотом на 2016-й. Он оказался бесполезен: Баутиста и Брадль не смогли ничего сделать с его материалом. КТМ опирался на свои ресурсы: Каллио, Абрахам, Люти и де Пюнье в качестве тест-пилотов были на своих местах, как песок на море.

Давайте обратимся к фактам. В чемпионате MotoGP 2016 года «Априлия» заняла 12-ю и 16-ю позиции. Команда «Сузуки-Экстар» привезла домой четвертую и 11-ю позиции (тоже на второй год). Расцениваемый как спаситель «Априлии» Алейш Эспаргаро оказался на семь позиций ниже юного Виньялеса. Он заработал 93 очка, Виньялес — 202. В силу пристрастности (нам германский гонщик ближе, чем испанский) я не буду комментировать пилотский выбор «Априлии», но из многочисленных бесед с членами команды я вынес вот что: они бы одобрили «Априлию», если б она заменила только одного из двух ездоков. «У двух новых гонщиков нету никаких ориентиров. Невозможно будет сказать, лучше новые компоненты или нет», — сказал собеседник.

Помимо этого, нам не нужно грустить из-за ухода Брадля, ведь все это время было ясно, что на 2017-й утвержден Сэм Лоус. В 2016-м надо было освобождать место гонщика, да и Баутиста в гонках был сильнее. Несмотря на это, даже Маркус Эшенбахер, ныне шеф-механик Алейша Эспаргаро, летом буквально назвал это «глупым, потому что Штефан сильно нам помог, со своим техническим пониманием развития».

Диего Губеллини, шеф бригады Брадля, который 20 лет пробыл в команде Gresini, работал также и с отстающими вроде Брайана Стэринга. Работать на Сэма Лоуса он не захотел, так что он ушел в Marc VDS. А старший механик Брадля Андреа Бонассоли подписался на команду Yamaha Superbike. Они сказали, что «со своим стилем езды Лоус в каждой гонке будет приканчивать шины за восемь кругов».

Очень плохо, потому что у Aprilia большая страсть к мотоспорту, много ноу-хау, но нет ни одного человека с хитростью и прозорливостью Даллинья, Джарвиса, Чиабатти, Бривио или Суппо, которые также обладают качествами «кукловодов», для которых в спортивной политике нет запретов. Вероятно, можно было подключить Макса Бьяджи, но герой «Априлии» вместо этого ушел к индийцам в «Махиндру». Недобрый знак. Гранде Макс мог хотя бы предотвратить появление пилота-крушителя Сэма Лоуса, и не дал бы уйти Баутисте, за которым два года хорошо выполненной работы по развитию.

Остается только надееться на то, что председатель «Пьяджио» Коланинно надолго запасся терпением. Осенью 2009-го он на последних секундах закрыл проект Moto2 под благовидным предлогом: он сказал, что не хочет выступать с единым мотором «Хонда», однако о такой концепции было известно за два года до этого. Действительно отрадно, когда бизнесмен Коланинно участвует с «Априлией» и в чемпионате WSBK, и в чемпионате MotoGP, но для цифр продаж «Априлии» больше бы подошло участие в чемпионате Moto3. Piaggio Group больше не публикует никаких цифр продаж Aprilia — узнать можно только о группе в целом (с марками Piaggio, Vespa, Derbi, Aprilia, Gilera и Moto Guzzi): это полмиллиона моторизированных двухколесников в год. По большей части скутеров, естественно.

В Германии Aprilia на 11 месте по постановкам на учет, позади Triumph и Husqvarna — второго бренда КТМ. За три прошлых года доля ее рынка колебалась между 1,2 и 1,7 процента. Лидирует BMW с 25%, КТМ между 8,1% и 10,4%. За Aprilia идут Moto Guzzi, Beta, MV Agusta, Indian, Victory, Royal Enfield, SWM, Zero и Sherco. Не нужно быть профессором экономики, чтобы понять: с сегодняшним модельным рядом положение Aprilia не может быть устойчивым. Среди малокубатурных мотоциклов в Германии даже слабые здоровьем марки Beta и Kreidler выше Aprilia.

А теперь еще и чемпионат Superbike!

Несмотря на титаническую задачу в MotoGP, «Априлия» в 2017-м усилит вклад в чемпионат Superbike. В этом есть смысл, ведь RSV4 считается крайне мощным супербайком, так что Юджин Лаверти должен побороться за титул. Но невооруженным глазом можно увидеть, что у «Априлии» в MotoGP бюджет меньше, чем у «Сузуки» и КТМ, и несмотря на несравнимые цифры продаж (КТМ продает больше 185 000 мотоциклов в год), у этих двух заводов нет команды в мировом Супербайке.

Меня восхищает и я уважаю то, что марка Aprilia сделала за последние десятилетия в гонках высшего уровня как нишевый производитель. Я подозревал — или боялся, — что КТМ может недооценивать королевский класс, и что ему в чемпионате MotoGP понадобится время, чтобы конкурировать с Aprilia, потому что у итальянцев намного больше гоночного опыта по большим байкам. Но теперь я подозреваю, что у шефа KTM Group Штефана Пирера больше терпения, чем у Коланинно. Во-вторых, больше бюджета. И в-третьих, возможно, лучше концепция.

«Априлия» раньше всегда была успешной, потому что Виттевеен и Даллинья не копировали конкурентов: их «двухтактники» отличались от японских, да и в GP500 они удивили постройкой твина, что потом было скопировано «Хондой». Затем «Априлия» смело пришла в MotoGP с тройкой, пусть даже с этой концепцией она просчиталась. Это было и из-за недостатка времени тоже, из-за неадекватного бюджета и нехватки ресурсов. Aprilia тогда была задействована на слишком многих фронтах.

Сегодня машина Aprilia очень сильно напоминает копию Honda. В 2016 году она часто не могла побить даже трехлетние Ducati GP14.2 Барберы и Лаверти. Эта пара шесть раз прорывалась в топ-6, Aprilia — ни разу. С другой стороны, КТМ создал эксклюзивную стальную трубчатую раму, и это единственный завод, который полагается на домашние подвески WP — у всех остальных стоят Ohlins.

За дуэлью КТМ против Aprilia мы будем пристально следить. Aprilia под давлением. В 2017-м Альбезиано не сможет еще раз использовать надуманное оправдание, что этот сезон MotoGP был первым.