Пьеро Тарамассо: Единые профиль и каркас — цель Michelin в 2017 году

Двухдневная тестовая сессия MotoGP в Валенсии одновременно стала завершением этого гоночного сезона и началом следующего. На них, а также на Гран-При Валенсии пилоты опробовали несколько вариантов новой передней шины, которая должна стать универсальной практически для любых треков. То же самое Michelin хочет сделать и с задней, оставив «эксклюзив» только для специфических трасс вроде Филлип-Айленда или Заксенринга, которые всегда выделялись очень большой разницей в нагрузках на левую и правую стороны шины.

Как рассказал в Валенсии руководитель мотонаправления Michelin Motorsport Пьеро Тарамассо, нынешний сезон стал для компании годом вынужденных экспериментов из-за того, что у нее не было опыта по современным прототипным покрышкам. В каком-то смысле боевой 2016-й стал продолжением испытательного 2015-го, но в следующем году подобного быть не должно. Французы намерены упростить выбор шин, оставив базовый вариант передней и задней для большинства случаев. Кроме того, под вопросом и судьба промежуточных шин — от них тоже хотят отказаться.

Давайте начнем с 2016-го. Можете за свою работу в этом году поставить оценку от 1 до 10?

Я бы сказал 7, за проделанную работу целиком. Просто посмотрите на Валенсию, на этот трудный трек: в плане времен круга мы улучшились, есть новый рекорд круга. Если берем в учет реагирование, то оценка — 9,5. Мы всегда живо реагировали на каждую проблему.

Худшим моментом сезона была Аргентина, когда шина Скотта Реддинга расслоилась. К счастью, шина не взорвалась, и райдер не разбился. Наша реакция была предельно быстрой, у нас получилось за три дня изготовить комплект новых шин, и привезти его на следующий Гран-При в Остин. Также после Ассена мы отреагировали тут же, привезли в Заксенринг новую «мокрую» шину.

К новому сезону. Какие планы на 2017-й?

Наша цель — приехать на первую гонку в Катаре с одним профилем и одним каркасом, и чтобы так оставалось целый год. В этом направлении мы можем работать только над разными составами, чтобы подходили под характеристики разных треков и асфальтов. Конечно, будут особые шины для Филлип-Айленда, Валенсии и Заксенринга, потому что это «ассиметричные» кольца.

Мы нацеливаемся на более стабильную ситуацию, чтобы обеспечивать упрощенный шинный выбор. Если мы удержим зафиксированный профиль и каркас, командам станет намного проще. В этом году такое было невозможно, потому что это был наш первый сезон после возвращения, и нам приходилось набираться опыта — от гонки к гонке нам надо было эволюционировать, улучшать зацеп, и так далее.

Будете использовать смягченный каркас, который использовался в Валенсии?

Да. Основа должна остаться той, с которой мы завершили сезон 2016. Во второй день в Валенсии мы еще тестировали два новых передних профиля, чтобы улучшить связь на максимальном угле наклона, тогда как на следующей неделе в Хересе мы будем тестировать новое решение по задней, чтобы улучшить зацеп и устойчивость. Радикальных изменений не будет.

Вы прекратите обеспечивать промежуточными шинами?

Финальное решение примет «Дорна», и я считаю на 90%, что она решит не использовать их в следующем году. Мы тоже согласны, потому что видели, что на треке в смешанных условиях можно использовать жесткие дождевые, так что необходимости нет.

В соответствии с опытом этого года мы также увидели, что командам проще запутаться, когда на выбор есть больше вариантов. Если мы упростим вещи, то так лучше. Валентино Росси, Марк Маркес склонялись к тому, чтобы в 2017-м не пользоваться промежуточными шинами, тогда как Кэл Крачлоу, Андреа Довициозо и Брэдли Смит хотели бы продолжать. Хорхе Лоренсо не настаивал ни на том, ни на другом решении.

Тесты в Валенсии дали старт сезону 2017. Какова ваша оценка?

Если смотреть на времена круга, которые показывали на тестах, будет очень интересный и трудный боевой чемпионат. Райдеры, которые сменили команды, и машины уже очень конкурентные. Думаю, будет трудно снова увидеть девятерых победителей, потому что уровень повысится, так как Маркес, Лоренсо, Росси, Виньялес и Ианноне могут этого добиться.

Еще КТМ очень хорошо дебютировали — они начали с хорошей основы, и теперь, когда есть два опытных райдера вроде Брэдли Смита и Пола Эспаргаро, они будут быстро прогрессировать. Еще мы в течение сезона 2016 увидели очень хороший прогресс «Априлии».

В этом году у Хорхе Лоренсо были большие затруднения с шинами, особенно в мокрых и смешанных условиях. Как вы это объясните?

Мне кажется, это было не только из-за шин. У него плавный стиль езды, как у Макса Бьяджи — он не любит, когда мотоцикл слишком много двигается. Если он не находит подходящих настроек, он не может гнать на максимуме.

Какими вам видятся райдеры на их машинах 2017-го?

Виньялес впечатлил, оказавшись наверху по временам круга. У «Сузуки» и «Ямахи» в плане шасси одна и та же философия, и это позволило Маверику сохранить его стиль езды, поддерживать его поворотную скорость. Я увидел, что Андреа Ианноне тоже был хорош; он переключился с «Дукати» на «Сузуки». Его сильная сторона — это его умение быстро подстраиваться. У него агрессивный стиль езды, и он умеет укрощать байк, вместо того, чтобы его бояться.

Лоренсо? Он быстрый гонщик, и он показал это уже на первых тестах с Ducati. Марк Маркес — еще один ас. Не важно, трудно ему с байком или со связью с шиной — он умеет добиваться разницы и компенсировать своим ездовым стилем недостаток зацепа или стабильности. Что касается Валентино Росси, он снова будет претендентом на титул. Он перфекционист, и всегда дает команде верную информацию по настройкам мотоцикла. В пятницу или субботу ему может быть трудно, но в день гонки он находит правильный сетап. Он остается ориентиром из-за своего умения настраивать байк.