Поулы и победы на Гран-При Малайзии

После Японии Малайзия стала следующей страной из тихоокеанского региона, которая пополнила расписание чемпионата MotoGP. В 1987-м серия стала ездить на трек Сузука, а в 1991-м к нему присоединился трек Шах Алам, с которым в 90-х была связана история малазийского Гран-При. В 98-м состоялся одиночный визит на кольцо Джохор, после чего этап надежно обосновался на Международном кольце Сепанг.

Ныне ликвидированный Шах Алам 1968 года постройки был давно известен и в Малайзии, и за ее пределами, так как много раз принимал мировые чемпионаты — как спорткаров, так и младших формул. Когда MotoGP в 90-х начали продвигать на восток, Шах Алам стал очевидным выбором для того, чтобы организовать там Гран-При. Не очень большая гоночная трасса протяженностью 3,7 километра принимала чемпионат с 1991 года по 1997-й. Когда трек дебютировал в чемпионате, его поставили в самый конец, поэтому командам пришлось под завершение сезона еще раз слетать на другой край Земли, хотя несколько месяцев назад они там уже были — в Японии и Австралии, с которых открывался год. После этого Малайзию в календаре сблизили с географически близкими этапами, что было гораздо логичнее.

После Шах Алама в 1998 году настал черед другого компактного 3,86-километрового кольца Джохор, который, кстати, мог изначально занять это место, так как у него тоже была омологация федерации FIM на проведение мотогонок, в том числе Гран-При. Тем не менее, Джохор для календаря MotoGP не особенно пригодился — сначала он много лет стоял в тени Шах Алама, после чего был введен в строй новый Сепанг, куда чемпионат без перерывов ездит с 1999 года. В отличие от Джохора, кольцо Сепанг гораздо ближе к столице — между треком и Куала-Лумпуром около 50 километров, тогда как в первом случае это 320 километров. Что касается расположения Шах Алама, то оно находится почти посередине между двумя другими треками.

На первом же визите в Сепанг гонщики и команды увидели, насколько совершеннее гоночное кольцо нового поколения — протяженное, с универсальной конфигурацией (множество поворотов разной крутизны) и высоким уровнем безопасности. Временами местный климат жесток — он может изнурять жарой и очень высокой влажностью, но посреди зимы это не худшее, что может случиться, поэтому это место вскоре стало привычной площадкой для межсезонных тестов MotoGP.

Мик Дуэн (1994)

Джон Косински (1999)

Капиросси и Росси (Сепанг, 2006)

* * *

Как и Мотеги в Японии, Сепанг трудно назвать классическим местом для выяснения отношений. То же самое касается и его предшественников — Шах Алама и Джохора, где по-настоящему увлекательных стычек в борьбе за победу все-таки не было. Отрывы победителей составляли по несколько секунд, поэтому не приходится говорить о том, что какие-то малазийские гонки периода 90-х вошли в историю MotoGP. В этот период главным «малазийцем» являлся Мик Дуэн, так как выиграл пять Гран-При. На какое-то время хозяйничать в Малайзии стал младший Кенни Робертс; американец очень хорошо чувствовал себя на новом Сепаге — именно там в 1999-м он впервые победил в MotoGP, и продублировал результат годом позже.

История Сепанга нулевых — это в первую очередь история моментов успеха Валентино Росси, который за период 2001 — 2010 годов шесть раз финишировал первым на Гран-При Малайзии, что является рекордом для данного этапа. Несколько раз #46 ставил там точку в чемпионате, когда становился чемпионом — так было в 2003, 2005 и 2009 годах, а в 2010-м то же самое сделал Хорхе Лоренсо, его сокомандник. После 2010 года развязки сезонов миновали Сепанг.

Последним «владельцем» трека можно назвать Дани Педросу, которому после ряда попыток удалось раскусить малазийский трек. Педроса одержал три победы за последние четыре года, и вероятно, что у него были хорошие шансы пополнить коллекцию трофеев и на этот раз, но на грядущем уик-энде #26 не будет, так как он восстанавливается после травмы в Японии.

* * *

Самую первую интересную битву на малазийском этапе можно отности к дебютному для Сепанга 1999 году. С одной стороны, в гонке был привычный убежавший победитель, но в то же время шла схватка за второе место между Карлосом Чека и Алексом Кривье, к которым в конце присоединился Мик Дуэн. Победителем из стычки вышел Чека, а действующий чемпион Дуэн так и не обошел Кривье, своего напарника. На финише трио уложилось в 0,623 секунды.

Этап 2002-го также запомнился трехсторонней схваткой за серебряную медаль, и в этот раз события разворачивались практически за спиной у победителя. Максу Бьяджи удалось выиграть гонку, но и Валентино Росси тоже хорошо себя показал после плохого старта, выиграв на завершающих кругах спор с Алексом Барросом и Тору Укава.

Боевую гонку в 2005 году провел Лорис Капиросси, отбив несколько атак Росси. Сам Доктор, в свою очередь, едва не пустил вперед Карлоса Чека, но испанец отстал всего на 0,07 секунды. Та гонка стала первым двойным подиумом для Ducati, а также последним подиумом Дона Карлоса. Итальянцы повторили сюжет через год, но теперь они поменялись местами: Росси пролидировал основное количество дистанции, Капиросси плотно преследовал. Пара гонщиков в обнимку провела несколько последних кругов, меняясь позициями. Все решилось в середине финального круга, после удачной атаки Росси. Капирекс приберег ответ на последний поворот, но из-за очень позднего торможения не вписался в поворот и остался вторым. Тот заезд стал одним из самых горячих в эпохе MotoGP нулевых.

Этап 2009-го относится к тем более привычным малазийским гонкам, в которых в голове пелетона не произошло ничего особенного интересного. Та гонка выделяется большим преимуществом победителя, Кейси Стоунера, показавшего под дождем такой уровень пилотажа, что ближайшие соперники через несколько кругов совсем потеряли зрительный контакт с австралийцем. На финише преимущество победителя составило 14,6 секунды, так что заезд стоит на одной линии с самыми доминирующими мокрыми победами эры MotoGP, наряду с Эшторилом-2002, Ле-Маном-2007, Ле-Маном-2009, Хересом-2011, Сильверстоуном-2011 и Валенсией-2012.

Пока что последняя эффектная победа в Сепанге числится за Валентино Росси: в 2010-м он финишировал победителем при том, что на первом круге из-за слабого старта временно покинул первый десяток. В следующем году гонка состоялась только частично — она была отменена после инцидента с падением Марко Симончелли в начале заезда. Пилот оказался под колесами двух других мотоциклов и, к сожалению, получил очень серьезные повреждения организма, которые менее чем через час привели к смерти. В классе MotoGP Симончелли стал первой жертвой гонок после Дайдзиро Като, погибшего в 2003-м.

Валентино Росси (Сепанг, 2009)

Росси и Симончелли (Сепанг, 2010)

MotoGP Гран-При Малайзии 2015

Следующие несколько гонок прошли по обычному малазийскому сценарию, когда победитель доезжает до финишной черты с комфортным преимуществом. Так было и в 2015 году, когда состоялась очень жаркая (и скоротечная) битва за третье место. В начальной стадии гонки сошлись Марк Маркес и Валентино Росси, отпустив вперед Дани Педросу и Хорхе Лоренсо. Два райдера проводили обмен позициями практически в каждом повороте, пока на шестом круге не наступила очередь одного из самых странных обгонов в истории MotoGP. Валентино, решив, что атаки Марка немотивированно агрессивные, попробовал ответить сопернику вытеснением к краю трека, но получилось неудачно: испанец до последнего надеялся вписаться в поворот и практически лег на мотоцикл итальянца, в результате чего упал. Оба дуэлянта заплатили за инцидент по-своему: Маркес остался без очков, Росси получил наказание от гоночной дирекции в виде старта последним на следующей гонке в Валенсии, которая была в чемпионате финальной.

* * *

Мик Дуэн, Валентино Росси и Дани Педроса — три гонщика, которые «заправляли» малазийскими делами в разные годы. Среди марок такого равенства нет, потому что, как и на многих других площадках чемпионата, основные достижения принадлежат Honda. В двухтактную эру 1991 — 2001 ее пилоты победили семь раз, пилоты «Ямахи» и «Сузуки» — по два раза. В современной эре до недавнего времени лидировала Yamaha, пока прошлогоднее золото Педросы не уровняло ее с Honda — сейчас у каждого бренда по пять золотых наград. Еще две есть на счету Ducati.

Мик Дуэн и Джон Косински — два лучших квалифайера малазийского Гран-При 90-х: и у того, и у другого по три победных квалификации. И все-таки в этой паре Косински явно выделяется, потому что американец чувствовал себя в Малайзии как дома — все его три поула были добыты на трех разных мотоциклах (Yamaha, Cagiva, Honda) и двух разных трассах (Шах Алам, Сепанг). Именно Косински выиграл в 1991 году премьерную гонку в Шах Аламе, и в 1999-м он был первым человеком MotoGP, получившим в Сепанге право стартовать впереди всех.

Горячий круг на Гран-При Малайзии — это время Honda; марка по этому параметру лидировала (7) и в «пятисотках», оставив Suzuki (2), Cagiva (1) и Yamaha (1) практически ни с чем, и в MotoGP (8), также обогнав Yamaha (5) и Ducati (1).

Первый раз на Гран-При Малайзии в премьер-классе:

— открытие сезона: 1996, 1997, 1999
— поул и победа Джона Косински (1991)
— подиум Алекса Кривье (1992)
— подиум Карлоса Чека (1996)
— Гран-При Сете Жибернау (1997)
— победа Кенни Робертса-младшего (1999)
— подиум Андреа Довициозо (2008)

Последний раз:

— закрытие сезона: 1991
— поул Джона Косински (1999)
— подиум Гэри Маккоя (2001)
— Гран-При Марко Симончелли (2011)

Эра GP500

Год Поул Лучший круг Победа
Шах Алам
1991 Д. Косински Д. Косински Д. Косински*
1992 М. Дуэн У. Рейни М. Дуэн
1993 К. Шванц У. Рейни У. Рейни
1994 Д. Косински М. Дуэн М. Дуэн
1995 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1996 Т. Окада Т. Окада Л. Кадалора
1997 Т. Окада М. Дуэн М. Дуэн
Джохор
1998 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
Сепанг
1999 Д. Косински М. Дуэн К. Робертс
2000 К. Робертс К. Робертс К. Робертс*
2001 Л. Капиросси В. Росси В. Росси


Эра MotoGP

Год Поул Лучший круг Победа
Сепанг
2002 2:04.487 (А. Баррос) 2:04.925 (М. Бьяджи М. Бьяджи
2003 2:02.480 (В. Росси) 2:03.822 (В. Росси) В. Росси*
2004 2:01.833 (В. Росси) 2:03.253 (В. Росси) В. Росси*
2005 2:01.731 (Л. Капиросси) 2:02.993 (К. Стоунер) Л. Капиросси
2006 2:00.605 (В. Росси) 2:02.127 (Л. Капиросси) В. Росси
2007 2:01.877 (Д. Педроса) 2:02.108 (К. Стоунер) К. Стоунер
2008 2:01.548 (Д. Педроса) 2:02.249 (В. Росси) В. Росси
2009 2:00.518 (В. Росси) 2:13.694 (В. Росси) К. Стоунер
2010 2:01.537 (Х. Лоренсо) 2:02.117 (В. Росси) В. Росси
2011 2:01.462 (Д. Педроса) заезд отменен
2012 2:00.334 (Х. Лоренсо) 2:14.670 (Д. Педроса) Д. Педроса
2013 2:00.011 (М. Маркес) 2:01.145 (М. Маркес) Д. Педроса
2014 1:59.791 (М. Маркес) 2.01.150 (М. Маркес) М. Маркес*
2015 1:59.053 (Д. Педроса) 2:00.606 (Х. Лоренсо) Д. Педроса

*хет-трик