Марк Маркес о непростой дороге к третьему титулу MotoGP

В понедельник после завершения японского этапа MotoGP в Мотеги Марк Маркес проснулся трехкратным чемпионом серии. Совсем с другими мыслями #93 просыпался еще несколько месяцев назад, когда он проигрывал гонки двум главным соперникам последних лет — Валентино Росси и Хорхе Лоренсо.

В то же время, тогда ситуация при сохранении напряженности стала для нового чемпиона немного менее опасной по сравнению с предсезонным периодом, в котором все пилоты Honda мучились с недостатком скорости из-за многочисленных проблем с настройкой новой электроники 2016 года. За летне-осенний период события для Маркеса разворачивались стремительно — от полной потери преимущества в зачете он дошел до позиции, в которой удалось заполучить третью корону за три этапа до финала 2016 года. Об этом он рассказал в интервью для Honda Racing Corporation.

Ты за четыре года выиграл три мировых титула MotoGP. Что бы ответил тем, кто думает, что это было просто?

Кто-то может подумать, что это было просто — так говорят, это правда, но это был совсем не тот случай, и все годы были разными. Это спорт, где не все зависит от тебя самого. Играют роль много факторов — от мотоцикла до завода, до команды, и каждый должен быть на 100%, что непросто. В прошлом году я многому научился, потому что допускал много ошибок и это стоило мне титула, но я уверен, что в следующем году опять будет по-другому. Важная вещь — это стабильно оставаться в первой тройке.

В этом году мы видели много зрелищных сэйвов. Сколько было тех, которые мы не увидели?

Это правда, что не всегда видно все, что делается на треке. Даже в воскресной гонке у меня был один сэйв в повороте 3, который не показали на ТВ. Я там думал, что падаю, но вообще-то отловил. Точно то, что на ТВ вы видите только самые зрелищные — те, про которые не верится, что получилось отловить, — но есть много тех, которые не попали во внимание, хотя они могли закончиться падением. Из-за такого сердце выпрыгивает, но в этом году у меня еще было много по ходу тренировочных сессий, потому что я много раз в тех сессиях искал предел, чтобы в гонке было побезопаснее.

В прошлом году шесть нулей, в этом году ни одного. Что ты изменил в себе с целью возвращения на трон?

Я постарался научиться на прошлом годе, и воспользовалься этим опытом, но это все относительно, потому что тут еще зависит, как начинается сезон: если начинаешь год хорошо, контролировать намного проще. Когда в начале допускаешь ошибку, твой чемпионат становится восхождением на гору — это заставляет больше рисковать. Все равно, благодаря помощи целой команды это правда, что я многое усвоил с прошлого года, чтобы контролировать самые критические ситуации, и я таким образом набрал много ценных очков.

Тебе всего 23 года, но опыта у тебя уже много. Чувствуешь себя старым?

«Старый» — это не то слово! Я до сих пор ощущаю себя мальчиком, взрослым человеком — пока нет! Я все равно учусь, и в моей жизни, в моей карьере есть много вещей, которые я не делал. Мы все люди, и я, может, буду делать больше ошибок или повторю те же ошибки, но это правда, что год за годом я получаю больше опыта. Не только на треке, но еще и вне паддока: учусь как справляться с давлением по ходу гоночного уик-энда, как дома организовывать ежедневные дела, тренировочному режиму для поддержания формы и готовности к гонкам. Чувствую, что вырос в вопросах такого рода.

В чем ты можешь прогрессировать дальше?

В этом году таких вещей немного, ведь это был отличный год. Всегда будут слабые места, которые можно улучшить, но если мне надо себе поставить оценку, то я бы сказал 9,5. Может, полочка сниму из-за Ле-Мана: я допустил ошибку, когда надо было ее избежать. Другой ошибкой было гнать слишком сильно, когда не надо было — вроде Сильверстоуна, пускай я даже смог его спасти и финишировал четвертым. Это был реально хороший год!

Что означает давление для Марка Маркеса?

Трудно объяснить, но это что-то такое, что вызывает у тебя сомнения, вызывает напряжение. Что-то такое, что изнуряет ментально и физически — так, что ты заканчиваешь уик-энд полностью уничтоженным. Нужно с этим управляться, так как все это напряжение высасывает очень много энергии. Мне очень повезло, что у меня в паддоке большая семья, моя команда позволяет мне отключиться — это когда мы просто не думаем о гонках, и это позволяет мне оставаться расслабленным.

Какие ощущения от того, что по ходу такого сложного сезона выиграл титул за три гонки до конца?

Странное ощущение, потому что я этого не ожидал. Мы думали, что приедем в Валенсию с целью оставить открытыми шансы на титул. Если вы кому-то скажете, кто в этом году не следит за MotoGP, что мы победили за три гонка до конца, то он подумает, что это была простая победа, но было наоборот! Это был тяжелый год, с моментами, когда я не видел себя чемпионом, но мы брали очки гонку за гонкой, были стабильными, тогда как наши соперники ошибались. Я знаю, что ошибки случались не просто так — когда райдер может держать сильный темп и давить на других, это увеличивает вероятность того, что другие будут ошибаться.

Насколько важны новые [технические] правила этого сезона?

Они были ключевыми, но несмотря на итоговый результат, должен сказать, что в начале сезона они для нас были большой проблемой. В начале мы были позади, и зимние тесты оказались сложными. У меня было несколько встреч с «Хондой», на которых я ей обещал, что буду более консервативным, и в первых гонках сфокусируюсь на добыче стольких очков, сколько возможно, но ей пришлось мне помогать во второй половине сезона. Я просил показать, насколько «Хонда» в состоянии реагировать на вызовы, потому что нам было очень далеко до верхнего уровня. И мы правда мало-помалу срезали наш отрыв до других, что позволило нам заполучить в последних трех гонках очень конкурентный RC213V.

После трудной предсезонки ты вообще думал, что в этом году возможен титул?

Очень важно, чтобы были доверие и вера! Помню, что по ходу зимних тестов многие люди в паддоке говорили, что нам в этом сезоне почти невозможно выиграть титул, потому что нам было труднее, чем ожидалось. В тот момент я чувствовал большую мотивацию, потому что убежден: невозможного нет, и надо всегда продолжать работать. Был трудный момент — это правда, но, как я отвечал тогда, «Хонда» есть «Хонда»: отличный завод, который очень даже может реагировать, а моя команда… это моя команда!

Какой день был худшим?

По ходу катарских тестов, под конец последнего дня… И затем в самом конце мы сделали первый шаг. Во время сезона самым трудным моментом был Ле-Ман. У меня получилось выиграть две гонки, но затем мне было очень трудно в Хересе, и в Ле-Мане я вылетел. Когда Лоренсо снова вернул лидерство в зачете чемпионата, и серия была на пути в Муджелло и Каталонию, я подумал: легко не будет! Те гонки, когда прошли, помогли нам начать верить, что титул был возможен.

Титул 2014-го ты выиграл в Мотеги, твой брат там взял свою первую победу, и сейчас ты тут выиграл еще один титул. Почему Мотеги у тебя такой особенный?

Если честно, то не знаю! Может, из-за особенных шлемов, которые мы для него готовим [смеется] — может, они мне приносили удачу, потому что этот трек у меня не из любимых, хотя я пережил тут удивительные моменты, и испытал по-настоящему незабываемые ощущения. Мотеги — не тот трек, где у меня много побед; он и не из тех, где мне особенно комфортно, но это один из треков, о котором у меня одни из лучших воспоминаний в карьере!

Если бы тебе пришлось выбрать одну гонку с последних девяти лет, то которую?

Гонка, которую я не могу забыть — это Валенсия 2013, когда я первый раз бился за титул MotoGP, и я был дома. Но есть другая гонка, которую я прожил со стороны, хотя чувствовал, что гнал сам. Опять же, это была Валенсия, но 2014-го, когда мой брат выиграл титул Moto3. Не знаю почему, но она отпечаталась у меня в голове — все-все моменты, все обгоны.

Опиши идеальное воскресенье, если нет Гран-При.

Я люблю проводить их на диване [смеется], смотреть испанский чемпионат, MXGP, что угодно, а днем, может, посмотрю футбольный матч — чтобы обязательно с «Барсой»! Мы все время путешествуем по миру, так что когда ты дома, просто хочется отдохнуть и перезарядить батарейки.