Поулы и победы на Гран-При Австралии
Австралийский этап MotoGP появился в чемпионате фактически благодаря одному человеку — Уэйну Гарднеру, чемпиону сезона 1987. Его успехи во второй половине 80-х привлекли большое внимание фанатов мотогонок, особенно австралийских, у которых прежде не было своего героя в премьерном классе Гран-При. При этом соседняя Новая Зеландия поставила в разные годы поставила в чемпионат несколько сильных райдеров, вроде Джинджера Моллоя и Грэма Кросби.
Первая гонка прошла в 1989 году на кольце Филлип-Айленд, которое расположено в штате Виктория в юго-западной части Австралии, рядом с городом Мельбурн. С тех пор этап «страны ОЗ» никуда не пропадал, и принимал каждый чемпионат с 89-го. На континенте есть несколько гоночных треков, которые подходят для мотогонок, но все-таки Гран-При гостили только в двух местах — кроме Филлип-Айленда, это кольцо Истерн Крик, куда MotoGP привозили в 1991 — 1996 годах (оно находится севернее, в окрестностях Сиднея). Сегодня трек известен как Sydney Motorsport Park, и он временно заменял оригинальную площадку из-за того, что правительство штата Виктория в начале 90-х запретило у себя рекламу алкоголя и табака. Организаторы перенесли Гран-При в соседний штат Новый Южный Уэльс, и вернули обратно, когда нашли других надежных спонсоров для Филлип-Айленда.
Филлип-Айленд — кольцо, которое существует вне времени. Его конфигурация на момент 2016 года практически полностью соответствует той, что была изначально, на момент 1956-го. Трек повидал много переукладок асфальта, реконструкций сервисных дорожек и подъездных путей, но единственное, что изменилось на самом кольце — это шпилька Honda, которая раньше (до 1989 года под именем Repco) глубже вдавалась в территорию гоночного комплекса. На треке есть три именных поворота в честь австралийских чемпионов — старт-финишная прямая Гарднер, первый поворот Дуэн и третий поворот Стоунер.
Бывший Eastern Creek — значительно более молодая гоночная площадка, которая принимает гонки с начала 90-х. Трек принял у себя шесть Гран-При. Как и его родственник из штата Виктория, Истерн Крик тоже почти не изменился, так как на нем в 2012 году реконструировали только одну связку поворотов.
Те первые гонки, что проводились на Филлип-Айленде, стали классикой MotoGP благодаря большим битвам за победу. Местная публика не была разочарована, так как именно Уэйн Гарднер выиграл заезды 1989 и 1990 годов. В это время австралиец уже перестал играть большую роль в чемпионате, и данные победы в его карьере оказались одними из последних, однако в это же время начал восхождение его земляк Мик Дуэн, сильнейший гонщик MotoGP периода 90-х и пятикратный чемпион серии. Для местных фанатов гонка 1990 года закончилась наилучшим из возможных вариантов, так как Гарднер и Дуэн заняли на подиуме два верхних места.
Истерн Крик за время своего нахождения в календаре MotoGP так и не показал публике ни одной по-настоящему острой гонки: победители пересекали финишную черту за несколько секунд до преследователей. В период 1991 — 1996 годов самым успешным райдером с двумя победами оказался Дуэн. В отличие от Гарднера, у него отношения с Филлип-Айлендом были более трудными. В год возвращению кольца в чемпионат (1997) постоянный обладатель №1 на обтекателе своей Honda продемонстрировал один из самых доминирующих чемпионатов в истории, выиграв 12 заездов из 15, однако его домашний Филлип-Айленд по злой иронии тогда стал единственным этапом, на котором он упал и не добрался до финиша. Австралиец заплатил по счету годом позже, и победил.
На кольце уверенно себя чувствовал и Макс Бьяджи: он был вторым в 1999 году, первым в 2000-м и снова вторым в 2001-м, причем все эти результаты разыгрывались в плотной борьбе внутри группы из нескольких райдеров. Первая тройка заезда 99-го — Тадаюки Окада, Макс Бьяджи и Режис Лакони, — поместилась во временной интервал в 0,124 секунды. Годом позже Бьяджи одержал победу над Валентино Росси, Лорисом Капиросси и Алексом Барросом. В этот раз между первым и последним в лидирующей группе было 0,426 секунды. Следующий сезон — и вновь еще один классический австралийский Гран-При, на котором Валентино Росси в последние мгновения оттеснил Бьяджи с первого места на второе. Сразу за ними приехали Капиросси и Баррос, интервал — 0,714 секунды.
Есть всего два человека, которые последние годы писали гранприйную историю Филлип-Айленда — это Кейси Стоунер и Валентино Росси, каждый из которых побеждал на этом классическом треке по шесть раз. Оба экс-чемпиона были настолько хороши в Австралии, что большинство этих побед даже не напоминало предыдущие островные битвы. Среди гонок Доктора, кроме этапа 2001 года, выделяется также битва 2004 года с Сете Жибернау, решающую атаку на которого Росси также припас на последний круг. Что касается Стоунера, то у него была напряженная схватка с Росси в 2009 году, по ходу которой австралиец за весь заезд так и не пропустил соперника вперед.
Все их прочие победные результаты были доминирующими, при полностью контролируемых ситуациях. Например, Валентино в 2003 году опередил Лориса Капиросси на 5,2 секунды даже после добавления к его итоговому времени 10-секундного штрафа за обгон под желтыми флагами. Кейси также был на качественно ином уровне в сезонах 2010 и 2012 — в первом случае он обогнал Хорхе Лоренсо на 8,5 секунд, во втором — его же на 9,2 секунды. Итальянец был непобедим в 2001 — 2005 годах, австралиец — в 2007 — 2012 годах. Стоунер был рекордсменом по победам на Филлип-Айленде в MotoGP, пока Росси в 2014-м не одержал свою шестую победу на треке. После этого их статистика сравнялась.
Хорхе Лоренсо за все время смог выиграть лишь одну гонку (2013), одна победа (2015) есть и у Марка Маркеса, дейстующего чемпиона MotoGP. Впрочем, это — очень весомая победа, так как была одержана в одной из самых эффектных битв всех времен в MotoGP. Испанец смог оставить позади себя и Лоренсо, и Андреа Ианноне, и Росси. Четверка лучших на финише поместилась в секунду.
Как и Мотеги, и Сепанг, тоже стоящие в концовке сезона, Филлип-Айленд время от времени оказывается местом коронации чемпионов MotoGP. В 2001 году Валентино Росси выиграл там свой первый титул в премьер-классе, в 2004 году — четвертый; Кейси Стоунер в 2011-м выиграл второй, и Хорхе Лоренсо в 2012-м также выиграл второй.
Австралийская гонка в эру GP500 чаще всего покорялась Дуэну и Гарднеру — местным гонщикам, победившим по три и два раза соответственно. Всем остальным в 1989 — 2001 годах удалось выиграть только по разу. Могучий Мик возглавляет и список лучших квалифайеров той эпохи — он пять раз стоял на поуле, и еще дважды там находился Кевин Шванц.
В целом, в те времена на австралийских трассах никто не доминировал, в разные годы смогло отличиться большое число гонщиков. После введения четырехтактного класса MotoGP наступило время двух доминаторов — Валентино Росси и Кейси Стоунера, авторов целых 12 побед на двоих. Между собой эти райдеры поделили и основной массив поулов и кругов: Стоунеру принадлежит рекорд в пять выигранных квалификаций подряд, тогда как в статистике Росси шесть лучших кругов. Следующими по чистой скорости идут Ники Хэйден и Марк Маркес — на поуле дважды стоял каждый из них. Маркес также единственный после Стоунера и Росси, у кого больше одного лучшего круга — их у него два.
Австралия — страна, где марке Suzuki никогда особенно не везло; из ее райдеров только Кевину Шванцу удалось добиться одного триумфа, тогда как ее следующий чемпион, младший Кенни Робертс, не смог повторить успех. У Honda подобной проблемы нет, так как ее восемь австралийских побед являются лучшим показателем периода 1989 — 2001. За ней идут Yamaha (3) и Cagiva (1). У Suzuki в GP500 лучше ситуация с поулами (3), но и здесь Honda впереди (6). Закрывают список Yamaha (2) и Aprilia (1).
Австралийские доминаторы Стоунер и Росси принесли много успехов разным маркам, за которые выступали: больше всего от этого выиграли Honda (6) и Ducati (4), на одном уровне с которой стоит Yamaha (4). Что касается Suzuki, то у нее ничего. Квалификационный зачет и в современную эру возглавляет Honda (9), от которой сильно отстает Ducati (3). Удивительно, но за все время, что прошло с 2002 года, Yamaha смогла выиграть всего одну квалификацию (2013). Такое же количество успехов есть у байка Proton KR, проекта Кенни Робертса (2002). У Suzuki пусто и на этом фронте.
Первый раз на Гран-При Австралии в премьер-классе:
— открытие сезона: 1993, 1994, 1995
— поул Кевина Шванца (1989)
— подиум Джона Косински (1991)
— подиум Дэрила Битти (1992)
— Гран-При Джереми МакВильямса (1993)
— Гран-При Лориса Капиросси (1995)
— победа Лориса Капиросси (1996)
— поул Джереми МакВильямса (2000)
— Гран-При Криса Вермюлена (2005)
— подиум Брэдли Смита (2014)
Последний раз:
— завершение сезона: 1996, 1997
— Гран-При Кристиана Саррона (1990)
— победа Джона Косински (1994)
— Гран-При Дэрила Битти (1997)
— победа Тадаюки Окада (1999)
— поул Джереми МакВильямса (2002)
— подиум Тору Укава (2002)
— подиум Карлоса Чека (2005)
— победа Марко Меландри (2006)
— подиум Марко Симончелли (2011)
— поул и победа Кейси Стоунера (2012)
Эра GP500
Год | Поул | Лучший круг | Победа |
Филлип-Айленд | |||
1989 | К. Шванц | П. Кили | У. Гарднер |
1990 | М. Дуэн | У. Гарднер | У. Гарднер |
Истерн Крик | |||
1991 | У. Рейни | У. Рейни | У. Рейни* |
1992 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
1993 | К. Шванц | У. Рейни | К. Шванц |
1994 | Д. Косински | Л. Кадалора | Д. Косински |
1995 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
1996 | А. Кривье | А. Кривье | Л. Капиросси |
1997 | М. Дуэн | М. Дуэн | А. Кривье |
Филлип-Айленд | |||
1998 | М. Дуэн | С. Крафар | М. Дуэн |
1999 | К. Робертс | К. Робертс | Т. Окада |
2000 | Д. МакВильямс | М. Бьяджи | М. Бьяджи |
2001 | М. Бьяджи | М. Бьяджи | В. Росси |
Эра MotoGP
Год | Поул | Лучший круг | Победа |
Филлип-Айленд | |||
2002 | 1:31.919 (Д. МакВильямс) | 1:32.233 (В. Росси) | В. Росси |
2003 | 1:30.068 (В. Росси) | 1:31.421 (В. Росси) | В. Росси* |
2004 | 1:30.122 (С. Жибернау) | 1:31.102 (Л. Капиросси) | В. Росси |
2005 | 1:29.337 (Н. Хэйден) | 1:30.332 (М. Меландри) | В. Росси |
2006 | 1:29.020 (Н. Хэйден) | 1:30.917 (В. Росси) | М. Меландри |
2007 | 1:29.201 (Д. Педроса) | 1:30.801 (В. Росси) | К. Стоунер |
2008 | 1:28.665 (К. Стоунер) | 1:30.059 (Н. Хэйден) | К. Стоунер |
2009 | 1:30.341 (К. Стоунер) | 1:30.085 (В. Росси) | К. Стоунер |
2010 | 1:30.107 (К. Стоунер) | 1:30.458 (К. Стоунер) | К. Стоунер* |
2011 | 1:29.975 (К. Стоунер) | 1:30.629 (К. Стоунер) | К. Стоунер* |
2012 | 1:29.623 (К. Стоунер) | 1:30.191 (К. Стоунер) | К. Стоунер* |
2013 | 1:27.899 (Х. Лоренсо) | 1:28.108 (М. Маркес) | Х. Лоренсо |
2014 | 1:28.408 (М. Маркес) | 1:29.605 (В. Росси) | В. Росси |
2015 | 1:28.364 (М. Маркес) | 1:29.680 (М. Маркес) | М. Маркес* |
*хет-трик
Дата: 19.10.16
Источник: Все о мире MotoGP