Поулы и победы на Гран-При Австралии

Австралийский этап MotoGP появился в чемпионате фактически благодаря одному человеку — Уэйну Гарднеру, чемпиону сезона 1987. Его успехи во второй половине 80-х привлекли большое внимание фанатов мотогонок, особенно австралийских, у которых прежде не было своего героя в премьерном классе Гран-При. При этом соседняя Новая Зеландия поставила в разные годы поставила в чемпионат несколько сильных райдеров, вроде Джинджера Моллоя и Грэма Кросби.

Первая гонка прошла в 1989 году на кольце Филлип-Айленд, которое расположено в штате Виктория в юго-западной части Австралии, рядом с городом Мельбурн. С тех пор этап «страны ОЗ» никуда не пропадал, и принимал каждый чемпионат с 89-го. На континенте есть несколько гоночных треков, которые подходят для мотогонок, но все-таки Гран-При гостили только в двух местах — кроме Филлип-Айленда, это кольцо Истерн Крик, куда MotoGP привозили в 1991 — 1996 годах (оно находится севернее, в окрестностях Сиднея). Сегодня трек известен как Sydney Motorsport Park, и он временно заменял оригинальную площадку из-за того, что правительство штата Виктория в начале 90-х запретило у себя рекламу алкоголя и табака. Организаторы перенесли Гран-При в соседний штат Новый Южный Уэльс, и вернули обратно, когда нашли других надежных спонсоров для Филлип-Айленда.

Филлип-Айленд — кольцо, которое существует вне времени. Его конфигурация на момент 2016 года практически полностью соответствует той, что была изначально, на момент 1956-го. Трек повидал много переукладок асфальта, реконструкций сервисных дорожек и подъездных путей, но единственное, что изменилось на самом кольце — это шпилька Honda, которая раньше (до 1989 года под именем Repco) глубже вдавалась в территорию гоночного комплекса. На треке есть три именных поворота в честь австралийских чемпионов — старт-финишная прямая Гарднер, первый поворот Дуэн и третий поворот Стоунер.

Бывший Eastern Creek — значительно более молодая гоночная площадка, которая принимает гонки с начала 90-х. Трек принял у себя шесть Гран-При. Как и его родственник из штата Виктория, Истерн Крик тоже почти не изменился, так как на нем в 2012 году реконструировали только одну связку поворотов.

Те первые гонки, что проводились на Филлип-Айленде, стали классикой MotoGP благодаря большим битвам за победу. Местная публика не была разочарована, так как именно Уэйн Гарднер выиграл заезды 1989 и 1990 годов. В это время австралиец уже перестал играть большую роль в чемпионате, и данные победы в его карьере оказались одними из последних, однако в это же время начал восхождение его земляк Мик Дуэн, сильнейший гонщик MotoGP периода 90-х и пятикратный чемпион серии. Для местных фанатов гонка 1990 года закончилась наилучшим из возможных вариантов, так как Гарднер и Дуэн заняли на подиуме два верхних места.

Уэйн Гарднер (Филлип-Айленд, 1990)

Гарднер и Рейни (Филлип-Айленд, 1990)

Истерн Крик за время своего нахождения в календаре MotoGP так и не показал публике ни одной по-настоящему острой гонки: победители пересекали финишную черту за несколько секунд до преследователей. В период 1991 — 1996 годов самым успешным райдером с двумя победами оказался Дуэн. В отличие от Гарднера, у него отношения с Филлип-Айлендом были более трудными. В год возвращению кольца в чемпионат (1997) постоянный обладатель №1 на обтекателе своей Honda продемонстрировал один из самых доминирующих чемпионатов в истории, выиграв 12 заездов из 15, однако его домашний Филлип-Айленд по злой иронии тогда стал единственным этапом, на котором он упал и не добрался до финиша. Австралиец заплатил по счету годом позже, и победил.

На кольце уверенно себя чувствовал и Макс Бьяджи: он был вторым в 1999 году, первым в 2000-м и снова вторым в 2001-м, причем все эти результаты разыгрывались в плотной борьбе внутри группы из нескольких райдеров. Первая тройка заезда 99-го — Тадаюки Окада, Макс Бьяджи и Режис Лакони, — поместилась во временной интервал в 0,124 секунды. Годом позже Бьяджи одержал победу над Валентино Росси, Лорисом Капиросси и Алексом Барросом. В этот раз между первым и последним в лидирующей группе было 0,426 секунды. Следующий сезон — и вновь еще один классический австралийский Гран-При, на котором Валентино Росси в последние мгновения оттеснил Бьяджи с первого места на второе. Сразу за ними приехали Капиросси и Баррос, интервал — 0,714 секунды.

Есть всего два человека, которые последние годы писали гранприйную историю Филлип-Айленда — это Кейси Стоунер и Валентино Росси, каждый из которых побеждал на этом классическом треке по шесть раз. Оба экс-чемпиона были настолько хороши в Австралии, что большинство этих побед даже не напоминало предыдущие островные битвы. Среди гонок Доктора, кроме этапа 2001 года, выделяется также битва 2004 года с Сете Жибернау, решающую атаку на которого Росси также припас на последний круг. Что касается Стоунера, то у него была напряженная схватка с Росси в 2009 году, по ходу которой австралиец за весь заезд так и не пропустил соперника вперед.

Все их прочие победные результаты были доминирующими, при полностью контролируемых ситуациях. Например, Валентино в 2003 году опередил Лориса Капиросси на 5,2 секунды даже после добавления к его итоговому времени 10-секундного штрафа за обгон под желтыми флагами. Кейси также был на качественно ином уровне в сезонах 2010 и 2012 — в первом случае он обогнал Хорхе Лоренсо на 8,5 секунд, во втором — его же на 9,2 секунды. Итальянец был непобедим в 2001 — 2005 годах, австралиец — в 2007 — 2012 годах. Стоунер был рекордсменом по победам на Филлип-Айленде в MotoGP, пока Росси в 2014-м не одержал свою шестую победу на треке. После этого их статистика сравнялась.

Хорхе Лоренсо за все время смог выиграть лишь одну гонку (2013), одна победа (2015) есть и у Марка Маркеса, дейстующего чемпиона MotoGP. Впрочем, это — очень весомая победа, так как была одержана в одной из самых эффектных битв всех времен в MotoGP. Испанец смог оставить позади себя и Лоренсо, и Андреа Ианноне, и Росси. Четверка лучших на финише поместилась в секунду.

Как и Мотеги, и Сепанг, тоже стоящие в концовке сезона, Филлип-Айленд время от времени оказывается местом коронации чемпионов MotoGP. В 2001 году Валентино Росси выиграл там свой первый титул в премьер-классе, в 2004 году — четвертый; Кейси Стоунер в 2011-м выиграл второй, и Хорхе Лоренсо в 2012-м также выиграл второй.

Валентино Росси (Филлип-Айленд, 2004)

Стоунер и Росси (Филлип-Айленд, 2009)

Австралийская гонка в эру GP500 чаще всего покорялась Дуэну и Гарднеру — местным гонщикам, победившим по три и два раза соответственно. Всем остальным в 1989 — 2001 годах удалось выиграть только по разу. Могучий Мик возглавляет и список лучших квалифайеров той эпохи — он пять раз стоял на поуле, и еще дважды там находился Кевин Шванц.

В целом, в те времена на австралийских трассах никто не доминировал, в разные годы смогло отличиться большое число гонщиков. После введения четырехтактного класса MotoGP наступило время двух доминаторов — Валентино Росси и Кейси Стоунера, авторов целых 12 побед на двоих. Между собой эти райдеры поделили и основной массив поулов и кругов: Стоунеру принадлежит рекорд в пять выигранных квалификаций подряд, тогда как в статистике Росси шесть лучших кругов. Следующими по чистой скорости идут Ники Хэйден и Марк Маркес — на поуле дважды стоял каждый из них. Маркес также единственный после Стоунера и Росси, у кого больше одного лучшего круга — их у него два.

Австралия — страна, где марке Suzuki никогда особенно не везло; из ее райдеров только Кевину Шванцу удалось добиться одного триумфа, тогда как ее следующий чемпион, младший Кенни Робертс, не смог повторить успех. У Honda подобной проблемы нет, так как ее восемь австралийских побед являются лучшим показателем периода 1989 — 2001. За ней идут Yamaha (3) и Cagiva (1). У Suzuki в GP500 лучше ситуация с поулами (3), но и здесь Honda впереди (6). Закрывают список Yamaha (2) и Aprilia (1).

Австралийские доминаторы Стоунер и Росси принесли много успехов разным маркам, за которые выступали: больше всего от этого выиграли Honda (6) и Ducati (4), на одном уровне с которой стоит Yamaha (4). Что касается Suzuki, то у нее ничего. Квалификационный зачет и в современную эру возглавляет Honda (9), от которой сильно отстает Ducati (3). Удивительно, но за все время, что прошло с 2002 года, Yamaha смогла выиграть всего одну квалификацию (2013). Такое же количество успехов есть у байка Proton KR, проекта Кенни Робертса (2002). У Suzuki пусто и на этом фронте.

Первый раз на Гран-При Австралии в премьер-классе:

— открытие сезона: 1993, 1994, 1995
— поул Кевина Шванца (1989)
— подиум Джона Косински (1991)
— подиум Дэрила Битти (1992)
— Гран-При Джереми МакВильямса (1993)
— Гран-При Лориса Капиросси (1995)
— победа Лориса Капиросси (1996)
— поул Джереми МакВильямса (2000)
— Гран-При Криса Вермюлена (2005)
— подиум Брэдли Смита (2014)

Последний раз:

— завершение сезона: 1996, 1997
— Гран-При Кристиана Саррона (1990)
— победа Джона Косински (1994)
— Гран-При Дэрила Битти (1997)
— победа Тадаюки Окада (1999)
— поул Джереми МакВильямса (2002)
— подиум Тору Укава (2002)
— подиум Карлоса Чека (2005)
— победа Марко Меландри (2006)
— подиум Марко Симончелли (2011)
— поул и победа Кейси Стоунера (2012)

Эра GP500

Год Поул Лучший круг Победа
Филлип-Айленд
1989 К. Шванц П. Кили У. Гарднер
1990 М. Дуэн У. Гарднер У. Гарднер
Истерн Крик
1991 У. Рейни У. Рейни У. Рейни*
1992 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1993 К. Шванц У. Рейни К. Шванц
1994 Д. Косински Л. Кадалора Д. Косински
1995 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1996 А. Кривье А. Кривье Л. Капиросси
1997 М. Дуэн М. Дуэн А. Кривье
Филлип-Айленд
1998 М. Дуэн С. Крафар М. Дуэн
1999 К. Робертс К. Робертс Т. Окада
2000 Д. МакВильямс М. Бьяджи М. Бьяджи
2001 М. Бьяджи М. Бьяджи В. Росси

Эра MotoGP

Год Поул Лучший круг Победа
Филлип-Айленд
2002 1:31.919 (Д. МакВильямс) 1:32.233 (В. Росси) В. Росси
2003 1:30.068 (В. Росси) 1:31.421 (В. Росси) В. Росси*
2004 1:30.122 (С. Жибернау) 1:31.102 (Л. Капиросси) В. Росси
2005 1:29.337 (Н. Хэйден) 1:30.332 (М. Меландри) В. Росси
2006 1:29.020 (Н. Хэйден) 1:30.917 (В. Росси) М. Меландри
2007 1:29.201 (Д. Педроса) 1:30.801 (В. Росси) К. Стоунер
2008 1:28.665 (К. Стоунер) 1:30.059 (Н. Хэйден) К. Стоунер
2009 1:30.341 (К. Стоунер) 1:30.085 (В. Росси) К. Стоунер
2010  1:30.107 (К. Стоунер) 1:30.458 (К. Стоунер) К. Стоунер*
2011 1:29.975 (К. Стоунер) 1:30.629 (К. Стоунер) К. Стоунер*
2012 1:29.623 (К. Стоунер) 1:30.191 (К. Стоунер) К. Стоунер*
2013 1:27.899 (Х. Лоренсо) 1:28.108 (М. Маркес) Х. Лоренсо
2014 1:28.408 (М. Маркес) 1:29.605 (В. Росси) В. Росси
2015 1:28.364 (М. Маркес) 1:29.680 (М. Маркес) М. Маркес*

*хет-трик