Мэт Оксли: Какие проблемы могут ждать Лоренсо в Ducati?

После финальной гонки MotoGP 2016 года в Валенсии пилот Movistar Yamaha Хорхе Лоренсо сможет принять участие на тестах уже в роли пилота Ducati Team. Однако его нынешняя команда не дала гонщику разрешения на участие в частных тестах, на которые отдельные команды (в том числе Ducati) в конце ноября традиционно приезжают в Херес.

До конца года #99 будет связан контрактом с Yamaha, поэтому таким решением марка, с одной стороны, пошла гонщику навстречу, но с другой, воспользовалась своим правом не отпускать его к тем, кто пока является ее прямым конкурентом. Обозреватель чемпионата Мэт Оксли разобрал этот вопрос в колонке для Motor Sport Magazine:

Кто знает, почему разругались Хорхе Лоренсо и «Ямаха»? Может, мы выясним, когда будем в Мотеги, или, может, нет. Решение завода перед зимним тестовым мораторием всего раз допустить трехкратного чемпиона MotoGP до тестов с «Дукати» позволяет предположить, что эти двое повздорили, и вот так «Ямаха» осаживает его.

Не могу сказать, что я удивлен. Отношения между гонщиком и заводом часто несладкие, пока они не пойдут разными дорогами. Как сказал Ники Хэйден незадолго до ухода из «Хонды» в «Дукати» несколько лет назад, «сейчас вещи начинают немного выбешивать». И при взгляде в прошлое я удивлен даже еще меньше, учитывая разговор, который у меня был с важным членом руководства «Ямахи» в Арагоне три недели назад — это когда Лоренсо еще раз подчеркнул свое недовольство маневром Валентино Росси в Мизано. «Что думаете про мнение Лоренсо?», — спросил я человека Yamaha. «Это смех», — сказал он, подняв глаза до небес. В тот раз я был слегка удивлен, что он был настолько открыт в своем неуважении. Теперь во всем этом имеется смысл.

В общем, у них произошел спор. По-крупному. В MotoGP споры происходят постоянно, на треке и вне его. Как результат, Лоренсо разрешили поездить на Ducati Desmosedici на двухдневных послеваленсийских тестах, но он не сможет принять участие на тестах Ducati в Хересе, в конце ноября. Yamaha вполне вправе так поступить: контракты гонщиков действуют с 1 января до 31 декабря, так что на самом деле ему оказали любезность, разрешив ездить в Валенсии.

Это правда: сейчас норма рано освобождать гонщиков от их контрактов, чтобы в Валенсии они могли присоединиться к своим новым командам, но очевидно, тут что-то пошло не так, и вот последствия. Неизбежно, что кто-то вне паддока клянется, что может углядеть в этих событиях руку Валентино Росси. Я — нет. Самое важное — это имеет значение? Не особо, только если тесты в Валенсии не смоет [дождем]. Действительно имеет значение то, что Лоренсо получает пару хороших дней на мотоцикле, поэтому у «Дукати» будет достаточно данных, чтобы помочь себе найти направление для первых тестов следующего года, в Сепанге в конце января.

«Разборка» это или нет, можно парировать, что Лоренсо выбрал идеальный момент покинуть «Ямаху», которая не выиграла ни одной гонки с Барселоны. Это самая долгая победная засуха с 2003-го — года перед присоединением с ним Росси. Но будет ли чемпион 2010, 2012 и 2015 годов на красном байке лучше, чем на синем байке? Уходящий из «Дукати» райдер Андреа Ианноне уверен, что испанец будет претендентом на титул в 2017-м: «У Хорхе будет очень сильный байк, который готов биться за победу в чемпионате», — сказал он.

Между прочим, кто ставит под вопрос рассудок «Дукати», отпускающая Ианноне и оставляющая Андреа Довициозо, подумайте чуть глубже и примите во внимание вот что: по-вашему, как бы в одной команде поладили Лоренсо и Ианноне? Мне кажется, у нас бы очень быстро наступил большой бардак.

Интересно будет посмотреть, как Лоренсо подойдет «Дукати». Вероятно, ему больше всех на решетке нужен до дюйма идеальный байк, с целью раскрывать его до дюйма идеальную технику езды. Он — сегодняшний Макс Бьяджи. Вспоминаю завершающую стадию чемпионата мира GP500 2001 года, когда Бьяджи и Валентино Росси боролись за то, чтобы стать последним «пятисоточным» чемпионом мира. В середине сезона Бьяджи и его Yamaha YZR500 догоняла Росси и его Honda NSR, пока у римлянина не случилась серия аварий с передка. Он во всем винил «Ямаху» — настолько, что «Ямаха» поверила ему. Она даже созвала пресс-конференцию, где мы сгорали от любопытства, пока она признавала ответственность за потерю чемпионата, пускай даже мы знали, что проблема была в технике езды Бьяджи. Он всегда ездил на 500, как будто это была 250 — так же, как ездил Росси, пока шеф-механик Джереми Берджесс не сказал ему подстроиться под байк.

«Если ездить как Макс, есть возможность победить в трех-четырех гонках года, потому что с его стилем важном иметь на 100% корректные настройки», — говорил Росси в 2001-м. «Когда я начинал на 500, я тоже очень сильно использовал перед, и много раз падал, потому что слишком сильно использовал перед. Бьяджи до сих пор слишком много пользуется передом, и он никогда не скользит задком».

Ианноне говорит, что сейчас у «Дукати» хороший зацеп передом, так что Лоренсо, может, не закончит как Бьяджи, если он сможет получать на 100% верные настройки. Но будет интересно посмотреть, как он адаптируется, потому что в этом году его губили шины, а не мотоцикл. Лоренсо выиграл свои первые гонки в MotoGP в 2008-м с Michelin, потом следующие семь сезонов адаптировал свою технику под абсурдно хорошую переднюю Bridgestone. Между этими передними шинами огромная разница.

«Когда райдеры впервые использовали переднюю Bridgestone, они всегда говорили, что мотоцикл не поворачивает; он тяжелый, как грузовик», — объясняет Кристоф Бургиньон, шеф-механик Кэла Крачлоу в LCR Honda. «Когда райдер понимал, что ему надо грузить перед гораздо больше, вот тогда мотоцикл поворачивал лучше. Чтобы замедлить мотоцикл, нужно было тормозить с углом наклона — так ты автоматически понижаешь свой центр тяжести. С Bridgestone было огромное пятно контакта, поэтому райдеры могли тормозить и наклоняться, и байк опускался в повороте, так что центр тяжести понижался автоматически, то есть можно было замедляться даже еще сильнее».

Вероятно, нынешняя проблема Лоренсо — он потерял в этом аспекте динамики передней шины. В этом году его шеф-механик Рамон Форкада рвал на себе волосы в попытках приспособить Yamaha M1 так, чтобы подходила к «Мишлен». Он менял геометрию, чтобы увеличить загруз спереди, чтобы генерировать больше тепла и, таким образом, зацепа, но хотя такое иногда работает, в другие разы от этого появляются проблемы. «Когда мы даем больше нагрузки на перед, у нас тогда не хватает нагрузки на задок, так что шина буксует и он не может [быстро] выехать из поворота», — говорит Форкада. «Но это единственный вариант для Хорхе, потому что ему нужна уверенность в переде, либо он не может поддерживать скорость в поворотах».

Знамения в «Дукати» в основном хорошие, по-крупному благодаря Джиджи Даллинья, реорганизовавшему гоночный отдел, который потерял свою способность работать командой. «Десмоседичи» в этом году в основном был конкурентным, но, хотя было хорошо увидеть первую победу «Дукати» за шесть лет, этого успеха добились на Ред Булл Ринге, который по существу является тремя дрэг-стрипами в маске гоночного трека, с его тремя подряд поворотами под первую передачу, которые ведут к трем подряд полукилометровым прямым. Мы знаем, что нет ничего подобного разгону «Дукати», частично из-за того, что крылышки Джиджи Даллинья минимизируют необходимость антивильного софта резать передачу крутящего момента.

Ducati уже начала работать на 2017-й, дав звездному тестеру Кейси Стоунеру поездить на Desmosedici без крылышек. Стоунер выяснил, что на выходе из поворотов бескрылый байк поднимать проще, и на прямых он еще быстрее. С другой стороны, он выяснил, что из-за уменьшенного загруза переда байк менее эффективно поворачивает, что может забеспокоить райдера, у которого уже затруднения с передней «Мишлен». Однако, у «Мишлен» для 2017-го будет передняя нового профиля. И «Дукати» все равно убеждена, что талант Лоренсо станет последней частью в головоломке постоянной конкурентоспособности.