Поулы и победы на Гран-При Японии

Календарь MotoGP содержит всего одну остановку в Японии — родной стране для Honda, Suzuki и Yamaha. Сейчас ею является кольцо Twin Ring Motegi, перенявшее в 2004 году у Suzuka Circuit право на японский Гран-При. Но был и небольшой период 2000 — 2003 годов, когда были задействованы обе площадки. В целом, этот этап периода трека Сузука был знаковым для MotoGP, и не только из-за популярности или запоминающихся гонок — с Японией у многих известных пилотов были связаны события, так или иначе обозначившие крайние точки их карьер. Этот аспект объясняется в числе прочего тем, что страна 10 раз открывала гоночный сезон MotoGP. Например, свои первые победы там добыли Кевин Шванц и Макс Бьяджи, а Лорис Капиросси, наоборот, закрыл персональный список больших успехов.

Самым доминирующим гонщиком на асфальте Suzuka Circuit был Кевин Шванц — он принес марке Suzuki четыре победы. Кроме него, выделятся только Валентино Росси с тремя золотыми кубками подряд в 2001 — 2003 годах, добытых на Honda. В остальном же Сузука была местом, где могли отличиться разные гонщики, и не обязательно из числа самых сильных. Например, пилот Yamaha и победитель трех Гран-При Норифуми Абе выигрывал заезд на Сузуке дважды, и столько же раз это удавалось сделать Мику Дуэну, обладателю 54 золотых наград и пяти титулов MotoGP.

Звездой №1 трека Сузука можно уверенно назвать Кевина Шванца, чей успешный заезд 1988 года был и его первой победой в MotoGP. Кевин повторил успех и на следующий раз, сдержав Уэйна Рейни с просветом 0,430 секунды на финише. Сразу четверо гонщиков по-крупному спорили за золото в заезде 1991 года. На решающем финальном круге Шванц оказался сильнейшим в группе из себя самого, Мика Дуэна, Уэйна Рейни и Джона Косински. Через два года — в сезоне 1993, — состоялась очень похожая разборка с участием тоже четырех претендентов. На этот раз удача улыбнулась Уэйну Рейни, сразу за которым приехал Шванц. Пилот Suzuki ушел на последний круг последним в этой группе, успел обойти райдеров Honda Дэрила Битти и Шиничи Ито, и в финальной эске Касио оказался уже на колесе у Рейни, но тут круг завершился. Двух американцев разделили 0,086 секунды.

Кевин Шванц (1991)

Укава, Бьяджи, Хага (Сузука, 1998)

Росси и Бьяджи (Сузука, 2001)

Сенсационный старт сезона ждал чемпионат 1998 года: дебютант серии Макс Бьяджи с первой попытки выиграл гонку GP500, причем сделал это с поула, одновременно поставив лучший круг и пролидировав 20 кругов из 21-го. Такое же достижение на тот момент было всего у двух гонщиков — у Джеффа Дюка (Isle of Man TT, 1950) и Ярно Сааринена (Франция, 1973). Первый после эпика 1993-го плотный финиш на Сузуке был в 2000 году: тогда Норифуми Абе одержал домашнюю победу с будущим чемпионом Кенни Робертсом за спиной. Между райдерами на финише была разница в 0,279 секунды.

Гонка 2001 года была последней эффектной битвой за победу на Сузуке, так как следующие заезды шли под довольно уверенным контролем Валентино Росси. В 2001-м он на Honda обыграл Гэри Маккоя и Макса Бьяджи, и более того, оставил за собой сразу четырех райдеров Yamaha. Впрочем, тот заезд больше известен неприличным жестом Росси в адрес Бьяджи, который на одном из кругов при близком проезде движением локтя выдавил соперника на траву. Другой примечательный момент: в 2001 году Доктор одержал победу и на кольце Мотеги — таким образом, он стал единственным пилотом в истории премьерного класса MotoGP, которому удалось выиграть две японских гонки за один сезон.

Именно на Сузуке в 2002 году открылась четырехтактная эра MotoGP, хотя тот год был переходным в силу того, что трек делили новые заводские «литры» и 500-кубовые сателлитные аппараты уходящей эпохи. Заезд преподнес сюрприз: сильную оппозицию победившему Валентино Росси составил японский гонщик Акира Рё, будучи на тот момент действующим чемпионом японского Супербайка и испытателем Suzuki MotoGP. Хотя все заводские команды привезли на Сузуку байки нового поколения, Suzuki рисковала больше остальных, так как новый GSV-R решили выпустить на трассы на год раньше срока. Дело в том, что марка изначально собиралась пойти по более безопасному пути: она хотела провести первый год нового регламента со старым RGV500, пока идет «полировка» 990-кубового преемника. Акира пролидировал 15 кругов из 21, и проиграл только действующему чемпиону MotoGP. Конечно, команда была рада сильному домашнему выступлению, однако очень скоро пришло понимание, что Suzuki допустила ошибку: байк оказался сыроват и недоработан, поэтому за остальной сезон на нем был добыт всего один подиум благодаря хорошему дождевому пилотажу Кенни Робертса на этапе в Бразилии.

Вообще, это площадка, где все три японских ведущих мотопроизводителя в 1987 — 2003 годах добились равных успехов. Пилоты Suzuki добыли марке пять побед, пилоты Honda — шесть, и пилоты Yamaha — тоже пять. В квалификациях вела Honda (8), за ней шла Suzuki (4) и Yamaha (4).

Старт гонки MotoGP (Сузука, 2003)

Лорис Капиросси (Мотеги, 2007)

Лоренсо и Росси (Мотеги, 2010)

На границе веков (1999 — 2003) Сузука в чемпионате сосуществовала с другим треком Honda — кольцом Twin Ring Motegi. Этот период завершился в 2003 году из-за трагической аварии Дайдзиро Като, который в гонке потерял управление и влетел в металлическое ограждение. Като остался жив, но находился в коме, и скончался от травм через две недели. Другим мрачным событием того уик-энда стал дебют Марко Меландри, сломавшего ногу и несколько других костей. Хотя к тому моменту Сузука была неоднократно модернизирована в плане безопасности, дальше в этом вопросе было продвинуться невозможно, так как заградительные барьеры было некуда отодвигать, и таком образом, увеличивать гравийные зоны. Гонщики MotoGP поставили под вопрос смысл нахождения в календаре трассы с таким уровнем безопасности.

С 2004 года Мотеги стал принимать основной Гран-При Японии — до этого вторая гонка именовалась Тихоокеанский Гран-При. В отличие от Suzuka Circuit, Мотеги совсем нечасто является генератором увлекательных гонок, или, по крайней мере, острых битв за победу. Даже в самых плотных финишах победителю удается привезти преследователю секунду-другую, и это — в лучшем случае. Несколько раз в Мотеги завершалась гонка за титулом — это относится к доминирующим сезонам Кейси Стоунера (2007), Валентино Росси (2008) и Марка Маркеса (2014).

Если смотреть на гоночную историю Twin Ring Motegi нулевых, то здесь на первом месте стоит фигура Лориса Капиросси. Для Капирекса японское кольцо было самой удачной площадкой календаря MotoGP, так как на нем никто не мог одолеть #65 в 2005 — 2007 годах. Это треть побед (9) Лориса в премьер-классе. Нынешний Мотеги находится под контролем двух гонщиков, которые между собой за исключением гонки 2010-го разыграли все победы с 2009 года — это Хорхе Лоренсо (3) и Дани Педроса (3). Преимущество на этом треке в этой паре — у Лоренсо, так как он является наиболее быстрым гонщиком чемпионата как в плане квалификационной скорости (четыре поула), так и гоночной (четыре лучших круга).

В соперничестве марок в Мотеги лучше всего дела идут у Honda: за период 1999 — 2015 годов ее райдеры побеждали семь раз, причем четыре раза подряд в 2001 — 2004 годах. Другие марки отстают, но не сильно: Yamaha и Ducati отметили по четыре триумфа, и еще два — Suzuki. Квалифицируется Honda тоже отлично — семь поулов, что превышает показатели Yamaha (6), Ducati (3) и Suzuki (1).

Первый раз на Гран-При Японии в классе MotoGP:

— открытие сезона: 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1998, 2001, 2002, 2003
— победа Кевина Шванца (1988)
— Гран-При Уэйна Рейни (1988)
— Гран-При Мика Дуэна (1989)
— Гран-При Алекса Барроса (1990)
— Гран-При Алекса Кривье (1992)
— Гран-При Дэрила Битти (1992)
— Гран-При Норифуми Абе (1994)
— победа Норифуми Абе (1996)
— Гран-При Кенни Робертса-младшего (1996)
— Гран-При, поул и победа Макса Бьяджи (1998)
— Гран-При Гэри Маккоя (1998)
— поул Кенни Робертса-младшего (Мотеги, 1999)
— Гран-При Дайдзиро Като (Сузука, 2002)
— Гран-При Джона Хопкинса (Сузука, 2002)
— Гран-При Марко Меландри (Сузука, 2003)
— Гран-При Ники Хэйдена (Сузука, 2003)
— Гран-При Колина Эдвардса (Сузука, 2003)
— Гран-При Троя Бэйлиса (Сузука, 2003)
— подиум Ники Хэйдена (Мотеги, 2003)
— Гран-При и подиум Ducati в эре MotoGP (Сузука, 2003)
— подиум Kawasaki в эре MotoGP (2004)
— подиум Рэнди де Пюнье (2007)
— поул Андреа Довициозо (2010)

Последний раз:

— Гран-При Кевина Шванца (1995)
— подиум Мика Дуэна (Мотеги, 1999)
— победа Норифуми Абе (Сузука, 2000)
— подиум Тадаюки Окада (Сузука, 2000)
— победа Кенни Робертса-младшего (Мотеги, 2000)
— Гран-При Дайдзиро Като (Сузука, 2003)
— подиум Макса Бьяджи (2005)
— победа Лориса Капиросси (2007)

Единственный раз:

— поул Дайдзиро Като (Мотеги, 2002)

Год Поул Лучший круг Победа
Сузука
1987 Н. Маккензи Р. Мамола Р. Мамола
1988 Т. Таира К. Шванц К. Шванц
1989 Т. Таира К. Шванц К. Шванц
1990 У. Рейни У. Рейни У. Рейни*
1991 К. Шванц Д. Косински К. Шванц
1992 К. Шванц М. Дуэн М. Дуэн
1993 К. Шванц К. Шванц У. Рейни
1994 Л. Кадалора К. Шванц К. Шванц
1995 М. Дуэн М. Дуэн Д. Битти
1996 А. Кривье Н. Абе Н. Абе
1997 Т. Окада М. Дуэн М. Дуэн
1998 М. Бьяджи М. Бьяджи М. Бьяджи*
2000 К. Робертс К. Робертс Н. Абе
2001 Л. Капиросси Т. Укава В. Росси
Мотеги
1999 К. Робертс М. Дуэн К. Робертс
2000** М. Бьяджи В. Росси К. Робертс
2001** Л. Капиросси В. Росси В. Росси

Эра MotoGP

Год Поул Лучший круг Победа
  Сузука
2002 2:04.226 (В. Росси)  2.19.105 (В. Росси) В. Росси*
2003 2:06.838 (В. Росси)  2:04.970 (В. Росси) В. Росси*
  Мотеги 
2002** 1:49.052 (Д. Като) 1:49.947 (А. Баррос) А. Баррос
2003** 1:47.696 (М. Бьяджи) 1:48.885 (В. Росси) М. Бьяджи
2004  1:46.673 (М. Тамада) 1:48.524 (М. Тамада) М. Тамада*
2005 1:46.363 (Л. Капиросси) 1:47.968 (Л. Капиросси) Л. Капиросси*
2006  1:45.724 (Л. Капиросси) 1:47.288 (В. Росси) Л. Капиросси
2007 1:45.864 (Д. Педроса) 1:50.718 (Т. Элиас) Л. Капиросси
2008  1:45.543 (Х. Лоренсо) 1:47.091 (К. Стоунер) В. Росси
2009 1:48.545 (В. Росси) 1:48.477 (Х. Лоренсо) Х. Лоренсо
2010  1:47.001 (А. Довициозо)  1:47.395 (В. Росси)  К. Стоунер
2011 1:45.267 (К. Стоунер) 1:46.090 (Д. Педроса)  Д. Педроса
2012  1:44.969 (Х. Лоренсо) 1:45.589 (Д. Педроса) Д. Педроса
2013 1:53.471 (Х. Лоренсо) 1:45.736 (Х. Лоренсо) Х. Лоренсо*
2014 1:44.502 (А. Довициозо) 1:45.350 (Х. Лоренсо) Х. Лоренсо
2015 1:43.790 (Х. Лоренсо) 1:54.867 (Х. Лоренсо)  Д. Педроса

* хет-трик
** Тихоокеанский Гран-При