Кристиан Габбарини: Стоунер, Маркес и Лоренсо — асы MotoGP

Фигура Кристиана Габбарини в паддоке MotoGP — одна из самых известных, если разговор идет о шеф-механиках гонщиков. Итальянец в 2006 — 2012 годах работал с Кейси Стоунером в Ducati и Honda, в 2013 году он взаимодействовал с бригадой Марка Маркеса как старший технический специалист Repsol Honda, в 2014-м Honda сделала его шеф-механиком Скотта Реддинга, а через год — Джека Миллера.

Во всех этих случаях Габбарини работал с дебютантами MotoGP, двое из которых — Стоунер и Маркес, — выиграли по два титула. В силу этого он был не только главой гоночных бригад, но и в некотором смысле их наставником. В следующем сезоне Кристиан вернется в Ducati, и станет работать с Хорхе Лоренсо. Этот опыт будет новым не только для гонщика, но и для самого Габбарини — впервые за 10 лет в MotoGP ему предстоит работать с уже состоявшимся чемпионом, у которого за плечами немалый путь. О своем опыте и ожиданиях от перемен он рассказал Bikesport News.

Побеждали почти все гонщики, с которыми вы работали. Какая черта у них общая?

Главное различие между хорошим гонщиком и асом — огромный талант.

Можете описать гонщиков, с которыми работали?

Кейси Стоунер — величайший талант, какой я только видел. Его скорость — в его ДНК, и у него есть способность сразу адаптироваться к любой новой ситуации. Он быстрее понимает верную траекторию, по которой едешь более быстро, и адаптируется к ней.

Марк Маркес — огромный талант. Марк сильнее на входе в поворот, Кейси — на выходе, но оба по-настоящему быстры.

У Джека Миллера пока нет таланта Кейси или Марка, но он доказал, что может не затеряться. Смотреть, как он каждый уик-энд сражается на вершине — это только вопрос времени. В начале ему было очень трудно адаптироваться, потому что переход с Moto3 к MotoGP огромен. Самой трудной частью для него был перенос знаний по новому мотоциклу, новой электронике, новой гоночной стратегии, и сборе всего воедино на гоночном уик-энде.

И наконец Хорхе Лоренсо, который ваше будущее.

Хорхе — еще один ас, как Стоунер и Маркес. У него другие характеристики, но извне судить тяжело, потому что он всегда ездил на Yamaha. Его сильная область — способность всегда быть стабильно быстрым. Он проводил гонки, где мог 20 кругов держать стабильно высокий темп, сбрасывая только по несколько десятых. Его скорость — в его ДНК, как у Стоунера и Маркеса. Плюс, психологически он очень силен духом. Нам не надо забывать, что он много лет делил гараж с Валентино Росси, а он не просто сокомандник. На нем невероятное давление.

Как объясните взлеты и падения Лоренсо?

Тяжело объяснять моменты падения у гонщика, когда точно не знаешь, что творится в гараже. Например, поставщик шин может поменять тип шины. Теряешь связь, тогда как она идеально подходит твоему сопернику. В общем, трудно судить со стороны.

Насколько тяжело было покидать Ducati ради Honda?

Очень тяжело, потому что я оставлял очень хороших друзей, но это был осознанный выбор, потому что у меня была возможность поработать на HRC — это была моя мечта с детства, и с райдером вроде Кейси.

Чему вы научились в Honda?

Научился методике. В нашем деле наличие методики работы — это ключевое, а у японских инженеров из «Хонды» методика целостная и надежная. Эта методика — в основе всего, чем они занимаются. Западному глазу может показаться, что она очень медленная, или даже вообще не действующая, но на самом деле за ней длительный и надежный опыт, который приводил их к постройке предельно быстрых и надежных мотоциклов. Плюс, у HRC безграничный опыт в гонках, и технологии с механиками, которые вам понадобятся, когда работаешь как минимум 50 лет.

А что насчет мира Ducati?

Я вышел из более европейского окружения, в плане масштабов тоже. Просто подумайте: когда мы в 2007-м выиграли чемпионат мира с Кейси, в заводскую команду Ducati входило всего четверо инженеров, против 10 в группе Honda. Думаю, что сейчас равенства во всем больше.

Что мотивирует на старт этого нового предприятия?

Комбинация «Хорхе Лоренсо — Ducati» — это вызов. И работа с Хорхе, который ас. Поработать с ним — честь, хотя мне нравится работать с Джеком, я воспринимаю его как младшего брата.

Габбарини и Миллер

Считаете, он сможет уже в 2017-м стать чемпионом мира?

Я не знаю, каков GP16, но это конкурентная машина, и при взгляде на Ианноне и Довициозо думаю, что в текущей ситуации Хорхе — претендент на титул уже в 2017-м, конечно. Кроме того, нам надо посмотреть, какими в следующем году будут факторы, естественно.

Вы и с Кейси тоже будете видеться…

Вообще мы никогда не теряли контакта. У Кейси всегда было и будет особое место в моем сердце. Потом, не знаю, будет ли в «Дукати» возможность работать вместе так, как это было с командой по развитию «Хонды». По-моему, он остается одним из быстрейших райдеров в мире. Не думаю, что он вернется в гонки, и не знаю, будет ли у него уайлд-кард, но предположу, что в квалификации он финиширует в топ-3, и даже в гонке. Его обязали победить? Я так не думаю. Он вернулся после стольких лет паузы, а такое нелегко.

В чем особенность вашей работы с гонщиком?

Первый шаг — выслушать гонщика. Даже если он говорит то, что звучит странно или нелепо, нам, инженерам, гонщика надо слушать всегда. Он — самый важный датчик, какой у нас есть на мотоцикле. Потом, от нас зависит, как мы совместим с телеметрией то, что он говорит. Честно, должен сказать, что с гонщиками вроде Кейси, Марка — и Лоренсо тоже, конечно, — никогда не было такого, чтобы их комментарии не соответствовали телеметрии. В общем, ключ — проявлять доверие и слушать гонщика.

Как вы мотивируете гонщика?

Работаю на максимуме и показываю ему: мы делаем все, чтобы он быстро ездил. Потом, мы все анализируем, включая стиль езды. Понятный пример — работа, которую мы проделали с Джеком. Он появился в классе MotoGP лишь с опытом из класса Moto3. Переход был огромным. Мы поддерживали Джека также с точки зрения стиля езды. Так получилось благодаря нашему опыту с другими райдерами «Хонды», но и данным телеметрии других сильных райдеров «Хонды» тоже. Данные важны для понимания, что из-за особых характеристик нужно для вождения «Хонды». Для Джека это был требовательный процесс адаптации, но он учился и у него получилось. Первая победа в Ассене принесла ему невероятное удовлетворение, и всей команде Estrella Galicia Marc VDS.