Поулы и победы на Гран-При Великобритании

Интересный факт: на территории Великобритании в 1949-м прошел один из Гран-При первого чемпионата мира MotoGP, и этот Гран-При был в календаре до самого 1976 года. В то же время настоящего британского этапа в чемпионате не было, потому что он появился в 1977-м после того, как гонки Isle of Man TT оставили за бортом этих соревнований. Когда этап в том самом 1977 году впервые провели на 4,7-километровом треке Сильверстоун, это и был первый Гран-При Великобритании.

«Турист Трофи» из-за опасности бойкотировались многими райдерами MotoGP, начиная со старта 70-х. В результате британская публика не могла у себя дома вживую посмотреть на Гран-При. Решением вопроса стало включение этапа в Сильверстоуне, на «континентальной» части Великобритании. Трасса принимала гонки до 1986 года, после чего ее заменили на Донингтон. Только эти два трека за всю историю чемпионата видели Мото Гран-При, что для такой гоночной страны весьма необычно: например, Гран-При Германии в разные годы приезжал на четыре трека, а Гран-При Франции — на целых семь. На Острове существовал и существует другой известный трек — Брэндс Хетч, принимавший в том числе и Формулу-1, однако MotoGP туда не возили никогда. Еще раз Донингтон поменяется с Сильверстоуном в 2010-м.

По иронии судьбы, англичане никогда не выигрывали этот этап. Звезда 70-х Барри Шин мог бы это сделать в самый первый год — в 77-м, но в заезде, который Шин начал с поула, у него умер мотор, и победил американец Пат Хеннен. Пилоты из США побеждали и следующие три года. На Сильверстоуне — пока он был площадкой для Гран-При, — редко шли битвы кость в кость за победу, но одна такая гонка там все-таки прошла. Этап 1979 года часто ставят в число абсолютной классики MotoGP за долгую и интересную дуэль Барри Шина и Кенни Робертса, которая шла до последних секунд. Оба райдера много кругов шли друг за другом, меняясь позициями. Робертс чаще выходил вперед, и на последнем круге это ему помогло, так как Шину, подготовившему атаку на последний поворот, не хватило длины корпуса мотоцикла — именно на таком расстоянии англичанин оказался от домашней победы. Самым успешным пилотом 1977 — 1986 годов оказывается Кенни Робертс с тремя победами.

Шин и Робертс (Сильверстоун, 1979)

Уэйн Гарднер (Сильверстоун, 1986)

Мик Дуэн (Донингтон, 1991)

Кевин Шванц (Донингтон, 1994)

Замена трека на более короткий и техничный четырехкилометровый Донингтон оказывается кстати, новая площадка Гран-При чаще дает зрителям эффектные гонки. Если в Сильверстоуне как дома себя чувствовал Робертс, то в Донингтоне часто выигрывал тоже американец Кевин Шванц. Можно выделить такие гонки с его участием, как этап 1991-го против Уэйна Рейни, которого он обогнал на предпоследнем круге на позднем торможении, и его финальная победа в 1994-м, которая досталась ему, несмотря на сломанное правое запястье в гипсе. Всего Шванц выиграл четыре гонки в Великобритании.

Также свой последний Гран-При взял там и Уэйн Гарднер. В 1992-м он решил завершить карьеру, и эту новость он сообщил в субботу перед гонкой. Для австралийца тот сезон был трудным, как и множество предыдущих — у него не было побед, и он вряд ли рассчитывал, что она возможна в это воскресенье, но так и произошло. Причем, похоже, не без помощи высших сил, так как лидер гонки Кевин Шванц упал за пять кругов до финиша, наехав на масляное пятно от одного из «умерших» мотоциклов. В следующие секунды там же упало еще двое райдеров. Гарднер без потерь доехал до финиша, хотя его плотно преследовал Уэйн Рейни.

На рубеже веков было еще несколько интересных финалов. Например, в 1997-м Мик Дуэн на 0,231 секунды обошел Тадаюки Окаду, или в 99-м, когда в секунду от победителя Алекса Кривье уложились еще двое (Окада и Тетсуя Харада). Через год — снова три фаворита; на этот раз это был младший Кенни Робертс, Джереми Маквильямс и Валентино Росси. Состав трио не менялся всю вторую половину дистанции. На мокром треке Росси выиграл первый Гран-При, а двойка преследователей вновь поместилась в секунду.

Гонка 2005-го также прошла под дождем и тоже принесла успех Доктору. Действие напоминало заезд 2000-го: первая половина прошла неровно, тогда как к началу второй все «устаканилось» и определилась тройка фаворитов, в числе которых были Алекс Баррос, Валентино Росси, и Кенни Робертс. В этот раз Росси проехал под флагом далеко впереди (в 3,1 секунды), зато было жарко у него за спиной — там Баррос боролся с Робертсом, который и занял второе место.

Вновь дождь, и вновь непредсказуемый заезд — это про гонку сезона 2009. Ранние лидеры — Хорхе Лоренсо и Валентино Росси, — попали в инциденты: Лоренсо упал и разбил байк, Росси тоже упал, но вернулся в гонку. Тем временем Андреа Довициозо, который на третьем круге «заселился» в топ-3 и шел позади Валентино, за 10 кругов до развязки сам повел пелетон. Под конец гонки у него за спиной развернулась война за второе место, между Рэнди де Пюнье и Колином Эдвардсом. На последнем круге Эдвардс добился своего и обошел француза на 0,240 секунды.

Когда в 2010-м Сильверстоун вернулся, зрелищных гонок на нем поначалу не было, победитель просматривался за много кругов до завершения заезда — в этом было какое-то напоминание о старом Сильверстоуне, хотя трек после 1986-го успел очень сильно измениться: это уже было не то простоватое кольцо из длинных прямых, соединенных ходовыми поворотами. Известный сектор Мэгготс-Беккетс превратили в пару шикан, появилась абсолютно новая внутритрековая техничная секция с поворотами Вилледж, Луп и Эйнтри. Длина конфигурации в 86-м, когда MotoGP последний раз был на этом треке, составляла 4 718 метров, теперь же это был 5,9-километровый гигант.

И все-таки три последних этапа были действительно эффектными, что для данного британского трека не совсем типично. В 2013 и 2014 годах произошли напряженные стычки Хорхе Лоренсо и Марка Маркеса, которые обменялись победами: пилоту Yamaha удалось на последних секундах выиграть первую гонку, на что пилот Honda ответил своим успехом в следующем году.

Валентино Росси, не побеждавший в Великобритании с 2005-го, добился золота в 2015-м, при этом результат тоже был показан под дождем, как и та битва против Барроса и Робертса 10 лет назад. В этот раз Доктора преследовал Марк Маркес, который допустил ошибку и упал, и Данило Петруччи, завершивший гонку вторым в трех секундах позади.

Валентино Росси, первая победа в MotoGP (Донингтон, 2000)

Баррос, Росси и Робертс (Донингтон, 2005)

Кейси Стоунер (Сильверстоун, 2012)

В эру GP500 (1977 — 2001) в Великобритании «правили» три пилота — Кенни Робертс (три победы), Кевин Шванц (четыре) и Мик Дуэн (три). Если говорить о лучших квалифайерах, то личности примерно те же. У Робертса на счету четыре поула, у Дуэна — четыре, и у Уэйна Гарднера тоже четыре. Самая успешная марка по победам — Honda (10), она же лидировала и по поулам (13).

В текущей эре первым, кто подобрал ключ к британскому Гран-При, был Валентино Росси — им одержаны три победы в Донингтоне. Следующим успешным «англичанином» оказался Кейси Стоунер — австралиец выиграл два заезда в Донингтоне и один в Сильверстоуне. В эпоху Сильверстоуна самый успешный — пока что Хорхе Лоренсо с тремя победами, включая самую первую на этой площадке после возвращения. Если взять всех действующих пилотов, то наверху будет Росси, так как за все приезды на Остров он взял шесть золотых призов.

Росси, как и Марк Маркес — в числе лучших квалифайеров нового времени. У итальянца четыре поула на британской земле, у испанца — три. В отличие от старой эпохи, где доминировала Honda, сейчас Сильверстоун делят между собой Honda и Yamaha: у них по шесть побед, и еще две есть у Ducati. Благодаря скорости Маркеса «Хонда» держится на вершине по числу выигранных квалификаций — их у нее семь.

Некоторые события на Гран-При Великобритании

Первый раз:

— поул Уэйна Гарднера (1986)
— победа Уэйна Рейни (1988)
— Гран-При Луки Кадалора (1989)
— Гран-При Карлоса Чека (1995)
— победа Валентино Росси (2000)
— подиум Колина Эдвардса (2004)
— поул Альваро Баутисты (2012)
— подиум Данило Петруччи (2015)

Последний раз:

— завершение сезона (1977)
— Гран-При Джакомо Агостини (1977)
— победа Франко Унчини (1982)
— поул Эдди Лоусона (1992)
— победа Уэйна Гарднера (1992)
— победа Кевина Шванца (1994)
— подиум Колина Эдвардса (2011)

Единственный раз:

— победа и хет-трик Саймона Крафара (1998)
— победа Андреа Довициозо (2009)

Эра GP500

Год Поул Лучший круг Победа
Сильверстоун
1977 Б. Шин С. Пэрриш П. Хэннен
1978 М. Ружери К. Робертс К. Робертс
1979 К. Робертс Б. Шин К. Робертс
1980 К. Робертс К. Робертс Р. Мамола
1981 Г. Кросби Р. Мамола Д. Мидлбург
1982 К. Робертс Г. Кросби Ф. Унчини
1983 К. Робертс К. Робертс К. Робертс*
1984 Р. Роше Р. Мамола Р. Мамола
1985 Ф. Спенсер Ф. Спенсер Ф. Спенсер*
1986 У. Гарднер Э. Лоусон У. Гарднер
Донингтон
1987 У. Гарднер Т. Таира Э. Лоусон
1988 У. Гарднер К. Саррон У. Рейни
1989 К. Шванц Э. Лоусон К. Шванц
1990 У. Гарднер К. Шванц К. Шванц
1991 К. Шванц К. Шванц К. Шванц*
1992 Э. Лоусон У. Рейни У. Гарднер
1993 К. Шванц Л. Кадалора Л. Кадалора
1994 М. Дуэн К. Шванц К. Шванц
1995 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1996 М. Дуэн С. Рассел М. Дуэн
1997 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1998 С. Крафар С. Крафар С. Крафар*
1999 Т. Окада А. Кривье А. Кривье
2000 А. Баррос Г. Маккой В. Росси
2001 В. Росси В. Росси В. Росси*

Эра MotoGP

Год Поул Лучший круг Победа
Донингтон
2002 1:31.563 (В. Росси) 1:32.247 (В. Росси) В. Росси*
2003 1:30.740 (М. Бьяджи) 1:31.023 (В. Росси) М. Бьяджи
2004 1:28.720 (В. Росси) 1:29.973 (К. Эдвардс) В. Росси
2005  1:27.897 (В. Росси) 1:45.377 (В. Росси) В. Росси*
2006 1:27.626 (Д. Педроса)  1:28.714 (Д. Педроса) Д. Педроса*
2007 1:28.531 (К. Эдвардс) 1:41.428 (Т. Элиас) К. Стоунер
2008 1:38.232 (К. Стоунер) 1:28.773 (К. Стоунер) К. Стоунер*
2009 1:28.116 (В. Росси) 1:31.554 (Х. Лоренсо) А. Довициозо
Сильверстоун
2010 2:03.308 (Х. Лоренсо) 2:03.526 (Х. Лоренсо) Х. Лоренсо*
2011 2:02.020 (К. Стоунер) 2:21.432 (Н. Хэйден) К. Стоунер
2012 2:03.303 (А. Баутиста)  2:02.888 (Х. Лоренсо) Х. Лоренсо
2013 2:00.691 (М. Маркес) 2:01.941 (Д. Педроса) Х. Лоренсо
2014 2:00.829 (М. Маркес) 2:01.980 (М. Маркес) М. Маркес*
2015 2:00.234 (М. Маркес) 2:16.486 (В. Росси) В. Росси

*хет-трик