Кейси Стоунер про эволюцию стилей в MotoGP 2006 — 2016 годов (4/4)

<< 3 часть

Завершение статьи Кейси Стоунера о том, как ездили и ездят в MotoGP. Его возвращение к марке Ducati в этом году по времени совпало с началом действия в MotoGP обновленного регламента, предусматривающего новые единые для всех шины Michelin и единую для всех электронику Magneti Marelli. Некоторые моменты в своей езде гонщикам пришлось пересмотреть, некоторые остались прежними.

2016

Шины «Мишлен» вполне себе изменились. Тогда, в 2007-м, у «Бриджстоуна» сзади было гораздо меньше зацепа, чем у «Мишлен» было в 2006-м — это именно то, что сегодня говорят гонщики. Задняя «Мишлен» очень-очень хороша, она всегда такой была, но у «Мишлен» по-прежнему та же проблема, что у него была в прошлом: не похоже, чтобы задняя сочеталась с передней. По каким бы то ни было причинам она ее пересиливает.

Нет такого ощущения, что она грузит переднюю — просто чувствуется, что ее форма и профиль не сочетаются с передней. Когда входишь в поворот, мотоцикл проходит через такой моментик, в который чувствуешь, что у передней нет контакта [с асфальтом], а потом он возвращается, и затем задняя делает что-нибудь веселенькое. Я знаю, почему люди падают, но эту вещь исправить нелегко — здесь не скажешь: «ОК, тут мне надо просто быть чуть мягче». Это главная часть поворота, где тебе нужно заставлять мотоцикл поворачивать. Вот точка, где у всех затруднения.

Шины подойдут стилям одних людей лучше, чем другим, но я считаю, что чемпионат этого года может уйти тому, кто будет более терпеливым, и может, будет атаковать чуть меньше, когда у него нет абсолютного счастья по передку. Весь чемпионат, думаю, может свестись к тому, чтобы на уик-эндах скорее довольствоваться третьей или пятой позицией, когда не все так, чем к [активным] действиям, когда все так.

Я по-прежнему уверен, что рука человека может делать больше, чем электроника, но элетроника оказывает громадную помощь тем, кто не может контролировать задок так, как остальные. Раньше, в 2006-м или 2007-м, если у тебя было мастерство, ты выводил байк из поворота и посреди прямой почти обгонял другого парня, потому что ты старательно проработал лучший выход. Или, может, другой парень бы забуксовал и заскользил, испортив выход, так что ты накатывал на него и практически заканчивал обгон до того, как попасть в следующий поворот.

К тому же разные гонщики настраивают свои мотоциклы совсем по-разному. Кто-то вроде Дани любит, чтобы его байк был настроен на участок между серединой поворота и выходом, а на вход — не особо, но… хоссподи, он мог настолько хорошо «облизать» поворот и получить такую скорость, что на прямой он оказывался рядом с тобой.

Я бы сказал так: то, какой MotoGP сейчас — он более однотраекторный, чем был раньше. В эру 800 у всех мотоциклов были разные характеры — у каких-то мощности было больше на низах, у каких-то было больше мощности на верхах. Тогда все блистали своими стилями, сейчас все идет к одному конкретному стилю. На выходе никто ни от кого не отличается — можно услышать, как все дают газ в одной и той же части поворота и выезжают, поэтому они просто делают серьезные попытки [обгона] на тормозах. Все дело в том, кто затормозит позже всех, и кому хочется взять наибольший риск. Иногда смотришь на такое и съеживаешься — ты просто ждешь, что перед уйдет и снесет трех других парней.

Кейси Стоунер

Мне не хочется смотреть, как ребята теряют задок и отправляются в хай-сайд, потому что это больно, но если бы было побольше уважения к мотоциклу, то у гонщиков от этого появилось бы больше уважения к соперникам и к асфальту. Сейчас все атакуют передком, так что у них обычно маленькие аварии — просто перед складывают. Но сейчас у нас сплошные гонщики, у которых нет страха, потому что они знают, что будет только падение с передка. От одного из таких отойти гораздо проще, поэтому они атакуют все жестче, и жестче, и жестче, и им на самом деле все равно, упадут ли они или широко заедут и съедут с трека.

В Сепанге [на тестах] я ездил за ребятами, и я был шокирован: с трека съезжал почти каждый, за кем я был. Асфальтовые зоны съезда раньше были гравийными, так что съезжать было нельзя. Добавлением асфальтовых съездов уничтожили половину [сути] гонок, потому что они позволяют людям делать огромные глупые ошибки, потом просто съезжать и ничего не терять. Я скучаю по тем дням, когда в этом был какой-то риск. И я скучаю по тому элементу, когда пробуешь разные вещи, чтобы найти какой-то зацеп, когда задок адски скользкий, вроде настоящего поднимания байка или коротких переключений.

В трудные времена у меня были собственные маленькие трюки — думаю, они были довольно хороши. Например, если мы были на треках, где все стирали переднюю шину. Одни были быстрее со старта, так что они разрушали шину и откатывались назад. Тогда я делал что-то типа: ОК, давай уберем вес с передка. Мы выиграли много гонок, в которых жизнь у шины была реально тяжелой, потому что приходилось чуть больше думать о вещах. Мне правда нравились те времена. Электроника забрала из этого много мастерства, поэтому сейчас агрессоры могут хорошо выступать.